Война наощупь

12 мая 9:23 Из газеты
Ратный музей посещают целыми семьями
Ратный музей посещают целыми семьями

В Архангельске есть где к ней прикоснуться – Диораму ратной славы северян «Победа», или Ратный музей, посещают целыми семьями и трудовыми коллективами

Водном зале здесь пахнет старым металлом, затянутым патиной времени. На полках – пробитые и растерзанные каски, треугольники писем с фронта, по стенам – обломки истребителей. На стендах – фотографии солдатских могил, отметивших тяжёлую поступь бесценной Победы. В другом зале по центру – обжитой опорный пункт Железнодорожного фронта образца 1919 года, подпёртый махиной британского танка, стоящего на поле сражения в россыпи металла войны…

Это натурная Диорама ратной славы северян «Победа», посвящённая Интервенции 1918–1919 годов на Севере России и Великой Отечественной войне 1941–1945. В народе это художественное пространство называют по‑простому – Ратный музей. Уникальный для Архангельской области культурный объект создан журналистом Алексеем Сухановским и его исследовательской командой. Для этого пришлось не пожалеть рабочего места в офисе на улице Гагарина, 8, корпус 1.

— Первые экспонаты были привезены как память о майском дне 1987 года, который определил мои планы на жизнь. Я хотел сохранить то, что было обречено пропасть. С годами вещи, привезённые из экспедиций, копились, хранились в куче. А два года назад пришла идея как‑то это оформить, – рассказывает создатель Ратного музея.

Экспонаты из рукопашной

— Всё началось с солдатских касок, подобранных на поле боя в Мясном Бору Новгородской области, где погибла при попытке деблокады Ленинграда Вторая ударная армия. Во фронтовом лесу валялось много военного железа: каски, винтовки, снаряды, мины, разбитые ящики, машины, взорванные «катюши», россыпи патронов. Кое-где лежали останки солдат, укрытые только мхом… Первые экспонаты – оттуда, подобрал, не особо осознавая, зачем.

То, что я увидел в Мясном Бору, было выше моих представлений о жестокости. Черепа людей с рублеными следами от сапёрной лопатки красноречивее всего говорили о свирепости рукопашных боёв.

Читай – думай – помни

В полевом исследовании Интервенции мне дороги те вещи, на которых спустя сто лет сохранились следы человека. Не так давно нашли пенальчик от маслёнки для английской винтовки Ли-Энфилда. На замасленной лопаточке остались папиллярные следы человеческих пальцев. Сто лет назад солдат потрогал её, а овеществлённая память осталась…

С останками красноармейца штурмовой колонны Солодухина, погибшего на острие атаки 1 апреля 1919 года, нашли кружку из консервной банки, гранату и строки диктанта, написанного солдатом в ротном кружке ликвидации безграмотности. Сначала подумали, что бумага была предназначена для махорочных самокруток, но она оказалась слишком толстой для такой цели. Размочили бумажный пласт, разобрали его иголочками. Проступили чернильные буквы и карандашные исправления. Стало понятно, что неграмотный парень сражался, учился, кем‑то хотел стать в той жизни, которую он отвоёвывал для себя и для всего народа – по сути, для нас с вами.

Мы нашли его в ковре пулемётных гильз. Видно, что солдат стоял на позиции до конца. Свои его забрать не смогли. Враги не нашли. Так он и лежал целых сто лет, пока мы не пришли за ним, чтобы проводить в последний поход…

В полукилометре от этого красноармейца был найден американский индивидуальный пакет периода Первой мировой войны: жестяная коробочка, вскрытая торопливо и грубо. Мы уже знали, что на этом месте при атаках красных в течение трёх дней были ранены трое американцев. Так появилась точка, которую стало возможно развернуть в строчку конкретных событий, прочитанных по данным архивов, военных дневников и методом боевой археологии.

У каждой вещи в Ратной диораме – своя история, ёмкая и краткая, как новелла. Фактически, здесь не нужен экскурсовод. Кружка с табличкой, где в пяти предложениях расписана её история человеческим языком, даёт исчерпывающий эмоциональный рассказ. Читай – думай – помни.

Почему диорама, а не музей

Классический музей – это линейность мысли, достигающей не всякого, излишняя наглядность, откровенная прямолинейность в трактовке. В музее посетитель идёт по выстроенной линии экспонатов, которая не заставляет задуматься и прийти к размышлениям.

Диорама эмоциональна, образна и представляет собой живое полотно события.

Военная тема требует объяснения на понятном языке, поэтому мы выбрали формат диорамы – художественной реальности, окружающей тебя со всех сторон как данность: борт военного транспорта, пристань, железнодорожная станция, участок обороны…

Сейчас мы расширяем эту диорамную часть, чтобы посетитель мог увидеть и прочувствовать эпоху, отстоящую от нас на столетие, свободно двигаясь в воссоздающем её пространстве. Мы решили, что классический формат музея слишком отягощён стереотипами, а идти по пути 3D-реалий не хочется в силу их эфемерности. Визуализация и голография хороши до тех пор, пока есть электричество: свет погас, и ты оказываешься просто в пустой комнате с тёмными стенами – ничего нет, кроме раскрытого обмана.

На мой взгляд, сейчас ощущается дефицит настоящего, когда подлинные вещи, мысли, представления да и мировоззрение зачастую подменяются суррогатами. Поэтому у нас – только настоящие, осязаемые раритеты, поддержанные искусством диорамной бутафории. Прошлое всегда надо трогать. Наверное, на вещах остаётся энергетика людей. Это вообще порой всё, что от них остаётся.

О будущем

По нашему замыслу, для полномасштабной Ратной диорамы, которая может и должна стать достопримечательностью города воинской славы Архангельска, точкой его культурного роста, необходимо легковозводимое здание ангарного типа, для которого мы придумали архитектурный профиль в виде танка Первой мировой войны (такие находились на вооружении Красной армии до начала 30‑х годов).

Всем нравится эта идея, но дальше нужны деньги и политическая воля. Надо – сделаем! Поисковые экспедиции продолжаются, пополняя собрание новыми экспонатами, а интерес к теме не ослабевает. Народ к нам валит валом – семьями, компаниями, трудовыми коллективами.

Записала Владислава СУХАНОВСКАЯ, фото автора

Культура

25 июня

Фин­ский цир­ко­вой кол­лект­ив Oulun tahtisirkus дал улич­ное предс­та­вле­ние в Архан­гель­ске

24 июня

В Крас­ноб­ор­ске про­хо­дит V меж­дуна­род­ный фес­тиваль гар­мони «Сме­тан­ин­ские встречи»

23 июня

«Пой­демте с нами!» Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

23 июня

Север­ный рус­ский народ­ный хор поздра­вля­ет с Днем балалайки

22 июня

Два турис­тич­ес­ких суве­нира при­нес­ли победу Архан­гель­ской области на все­рос­сийск­ом конкурсе

21 июня

На фес­тива­ле улич­ных теат­ров архан­гело­гор­од­цы уви­дят спек­такль о чело­веке-насе­ко­мом

20 июня

В архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка «Кре­пость духа. Соловки»

20 июня

В Новод­винске сос­то­ит­ся фес­тиваль суб­куль­тур «Моло­деж­ный удар»

20 июня

Цир­ковые кол­лекти­вы Архан­гель­ска и Оулу дадут сов­мест­ное предс­та­вле­ние

20 июня

В Архан­гель­ске откры­лся музей гео­ло­гии имени ака­де­ми­ка Н. П. Лаверова

19 июня

В Архан­гель­ске стар­то­вал XXIII меж­дуна­род­ный фес­тиваль улич­ных театров

19 июня

Фильм севе­род­винск­их жур­на­лис­тов стал победи­те­лем все­рос­сийско­го теле­фес­тива­ля

19 июня

В День горо­да в Архан­гель­ске сос­то­ит­ся тан­цеваль­ный флешмоб

18 июня

В Кар­гополь­ском райо­не про­шел фес­тиваль «Покровс­кие встречи»

18 июня

Отродясь тоски не бывало

Похожие материалы

18 июня Культура

Отродясь тоски не бывало

13 июня Культура

«Лотя­ну прис­мотр­ел­ся – нет, ты не цыган!»

13 июня Культура

Помимо мужс­ко­го хора, на Соло­вец­ком под­ворье в Архан­гель­ске поют школь­ницы и студентки

12 июня Культура

На Кар­гополье тихо погиба­ет уни­каль­ный памят­ник архит­ек­туры

8 июня Культура

В Крас­ноб­ор­ском райо­не в шес­той раз про­шел лите­рат­ур­ный фес­тиваль «Соло­них­ин­ские зори»

7 июня Культура

В Нёнок­се вспо­мина­ют Юрия Шуль­мана, кото­рый всю жизнь заним­ал­ся изу­чени­ем исто­рии род­ного села

6 июня Культура

В Лите­рат­ур­ном музее Архан­гель­ска хра­нит­ся тет­радь с пере­во­дом Пуш­кина на язык пле­мени брибри

6 июня Культура

Как бес­цен­ная релик­вия – родо­вой обе­рег Пуш­киных – ока­залась в Архан­гель­ске

6 июня Культура

В день рож­де­ния Пуш­кина в Архан­гель­ском Лите­рат­ур­ном музее собе­рут­ся почита­тели и потом­ки поэта

30 мая Культура

Смеш­ные исто­рии для раз­ви­тия кри­тич­ес­кого мышления

29 мая Культура

В ожи­да­нии опе­ры, в меч­тах о Хабенском

29 мая Культура

Линии гори­зон­та Васи­лия Матонина

27 мая Культура

Архан­гельск гла­зами гол­ландца. Что измени­лось за 300 лет?