Война наощупь

12 мая 2017 9:23 Из газеты
Ратный музей посещают целыми семьями
Ратный музей посещают целыми семьями

В Архангельске есть где к ней прикоснуться – Диораму ратной славы северян «Победа», или Ратный музей, посещают целыми семьями и трудовыми коллективами

Водном зале здесь пахнет старым металлом, затянутым патиной времени. На полках – пробитые и растерзанные каски, треугольники писем с фронта, по стенам – обломки истребителей. На стендах – фотографии солдатских могил, отметивших тяжёлую поступь бесценной Победы. В другом зале по центру – обжитой опорный пункт Железнодорожного фронта образца 1919 года, подпёртый махиной британского танка, стоящего на поле сражения в россыпи металла войны…

Это натурная Диорама ратной славы северян «Победа», посвящённая Интервенции 1918–1919 годов на Севере России и Великой Отечественной войне 1941–1945. В народе это художественное пространство называют по‑простому – Ратный музей. Уникальный для Архангельской области культурный объект создан журналистом Алексеем Сухановским и его исследовательской командой. Для этого пришлось не пожалеть рабочего места в офисе на улице Гагарина, 8, корпус 1.

— Первые экспонаты были привезены как память о майском дне 1987 года, который определил мои планы на жизнь. Я хотел сохранить то, что было обречено пропасть. С годами вещи, привезённые из экспедиций, копились, хранились в куче. А два года назад пришла идея как‑то это оформить, – рассказывает создатель Ратного музея.

Экспонаты из рукопашной

— Всё началось с солдатских касок, подобранных на поле боя в Мясном Бору Новгородской области, где погибла при попытке деблокады Ленинграда Вторая ударная армия. Во фронтовом лесу валялось много военного железа: каски, винтовки, снаряды, мины, разбитые ящики, машины, взорванные «катюши», россыпи патронов. Кое-где лежали останки солдат, укрытые только мхом… Первые экспонаты – оттуда, подобрал, не особо осознавая, зачем.

То, что я увидел в Мясном Бору, было выше моих представлений о жестокости. Черепа людей с рублеными следами от сапёрной лопатки красноречивее всего говорили о свирепости рукопашных боёв.

Читай – думай – помни

В полевом исследовании Интервенции мне дороги те вещи, на которых спустя сто лет сохранились следы человека. Не так давно нашли пенальчик от маслёнки для английской винтовки Ли-Энфилда. На замасленной лопаточке остались папиллярные следы человеческих пальцев. Сто лет назад солдат потрогал её, а овеществлённая память осталась…

С останками красноармейца штурмовой колонны Солодухина, погибшего на острие атаки 1 апреля 1919 года, нашли кружку из консервной банки, гранату и строки диктанта, написанного солдатом в ротном кружке ликвидации безграмотности. Сначала подумали, что бумага была предназначена для махорочных самокруток, но она оказалась слишком толстой для такой цели. Размочили бумажный пласт, разобрали его иголочками. Проступили чернильные буквы и карандашные исправления. Стало понятно, что неграмотный парень сражался, учился, кем‑то хотел стать в той жизни, которую он отвоёвывал для себя и для всего народа – по сути, для нас с вами.

Мы нашли его в ковре пулемётных гильз. Видно, что солдат стоял на позиции до конца. Свои его забрать не смогли. Враги не нашли. Так он и лежал целых сто лет, пока мы не пришли за ним, чтобы проводить в последний поход…

В полукилометре от этого красноармейца был найден американский индивидуальный пакет периода Первой мировой войны: жестяная коробочка, вскрытая торопливо и грубо. Мы уже знали, что на этом месте при атаках красных в течение трёх дней были ранены трое американцев. Так появилась точка, которую стало возможно развернуть в строчку конкретных событий, прочитанных по данным архивов, военных дневников и методом боевой археологии.

У каждой вещи в Ратной диораме – своя история, ёмкая и краткая, как новелла. Фактически, здесь не нужен экскурсовод. Кружка с табличкой, где в пяти предложениях расписана её история человеческим языком, даёт исчерпывающий эмоциональный рассказ. Читай – думай – помни.

Почему диорама, а не музей

Классический музей – это линейность мысли, достигающей не всякого, излишняя наглядность, откровенная прямолинейность в трактовке. В музее посетитель идёт по выстроенной линии экспонатов, которая не заставляет задуматься и прийти к размышлениям.

Диорама эмоциональна, образна и представляет собой живое полотно события.

Военная тема требует объяснения на понятном языке, поэтому мы выбрали формат диорамы – художественной реальности, окружающей тебя со всех сторон как данность: борт военного транспорта, пристань, железнодорожная станция, участок обороны…

Сейчас мы расширяем эту диорамную часть, чтобы посетитель мог увидеть и прочувствовать эпоху, отстоящую от нас на столетие, свободно двигаясь в воссоздающем её пространстве. Мы решили, что классический формат музея слишком отягощён стереотипами, а идти по пути 3D-реалий не хочется в силу их эфемерности. Визуализация и голография хороши до тех пор, пока есть электричество: свет погас, и ты оказываешься просто в пустой комнате с тёмными стенами – ничего нет, кроме раскрытого обмана.

На мой взгляд, сейчас ощущается дефицит настоящего, когда подлинные вещи, мысли, представления да и мировоззрение зачастую подменяются суррогатами. Поэтому у нас – только настоящие, осязаемые раритеты, поддержанные искусством диорамной бутафории. Прошлое всегда надо трогать. Наверное, на вещах остаётся энергетика людей. Это вообще порой всё, что от них остаётся.

О будущем

По нашему замыслу, для полномасштабной Ратной диорамы, которая может и должна стать достопримечательностью города воинской славы Архангельска, точкой его культурного роста, необходимо легковозводимое здание ангарного типа, для которого мы придумали архитектурный профиль в виде танка Первой мировой войны (такие находились на вооружении Красной армии до начала 30‑х годов).

Всем нравится эта идея, но дальше нужны деньги и политическая воля. Надо – сделаем! Поисковые экспедиции продолжаются, пополняя собрание новыми экспонатами, а интерес к теме не ослабевает. Народ к нам валит валом – семьями, компаниями, трудовыми коллективами.

Записала Владислава СУХАНОВСКАЯ, фото автора

Культура

18 июля

Адмираль­ский марш

17 июля

В Архан­гель­ске появит­ся памят­ник Детям войны

16 июля

Музей «Малые Коре­лы» про­ве­дёт област­ной кон­курс караваев

16 июля

21 июля на Пер­вом кана­ле пока­жут выступле­ние коман­ды КВН «Сбор­ная Арктики»

15 июля

Лети с приветом!

15 июля

Совы как отраже­ние добра

15 июля

День Новод­винс­кой кре­пос­ти отмети­ли рыцарс­ки­ми боями и про­смотр­ом муль­тфильма

12 июля

14 июля Циг­ломень отме­тит своё 600-летие

11 июля

Не толь­ко релик­вия, но и манифест

11 июля

В мос­ковс­ком Музее Победы откро­ет­ся выставка о школе Соло­вец­ких юнг

11 июля

Имена нас­то­ящих поморов

11 июля

«Фильм об Абрамо­ве – моя мечта»

10 июля

Учрежде­на Все­рос­сийс­кая лите­рат­ур­ная пре­мия имени Фёдо­ра Абрамо­ва «Чис­тая книга»

9 июля

Музей «Малые Коре­лы» приг­лаша­ет архан­гело­гор­од­цев на фес­тиваль «СеноFEST»

9 июля

Ломо­нос­ов­ский Дво­рец куль­туры приг­лаша­ет горо­жан отметить День рыбака

Похожие материалы

8 мая Культура

Медаль за город Ленинград

8 мая Культура

Не стоит путать куль­туру со сфе­рой услуг

1 мая Культура

«Помор­ская Артель» на Чум­бар­ов­ке отмеча­ет день рождения

24 апреля Культура

Год ушёл. Книги остались

19 апреля Культура

«Прав­да Севе­ра» как «враг народа»

17 апреля Культура

В Доб­ролю­бов­ке обнару­жена редкая наход­ка из биб­ли­оте­ки Афа­на­сия Хол­мог­ор­ско­го

12 апреля Культура

Дере­вян­ные кони, дере­вян­ные ложки и скри­пу­чая дверь

5 апреля Культура

В Архан­гель­ске и Новод­винске про­шёл фес­тиваль «Теат­раль­ные встречи»

5 апреля Культура

Жюри XVII областно­го кон­курса «Кни­га года-2018» под­вело итоги

4 апреля Культура

Как Шен­курск, толь­ко спокойнее

4 апреля Культура

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка «Семе­ро Сме­лых. Бухта Тихая. 1929-2019»

28 марта Культура

Без игры в деревню

27 марта Культура

Друг мой, вол­шебни­ца с коло­коль­чи­ком!