Война наощупь

12 мая 9:23 Из газеты
Ратный музей посещают целыми семьями
Ратный музей посещают целыми семьями

В Архангельске есть где к ней прикоснуться – Диораму ратной славы северян «Победа», или Ратный музей, посещают целыми семьями и трудовыми коллективами

Водном зале здесь пахнет старым металлом, затянутым патиной времени. На полках – пробитые и растерзанные каски, треугольники писем с фронта, по стенам – обломки истребителей. На стендах – фотографии солдатских могил, отметивших тяжёлую поступь бесценной Победы. В другом зале по центру – обжитой опорный пункт Железнодорожного фронта образца 1919 года, подпёртый махиной британского танка, стоящего на поле сражения в россыпи металла войны…

Это натурная Диорама ратной славы северян «Победа», посвящённая Интервенции 1918–1919 годов на Севере России и Великой Отечественной войне 1941–1945. В народе это художественное пространство называют по‑простому – Ратный музей. Уникальный для Архангельской области культурный объект создан журналистом Алексеем Сухановским и его исследовательской командой. Для этого пришлось не пожалеть рабочего места в офисе на улице Гагарина, 8, корпус 1.

— Первые экспонаты были привезены как память о майском дне 1987 года, который определил мои планы на жизнь. Я хотел сохранить то, что было обречено пропасть. С годами вещи, привезённые из экспедиций, копились, хранились в куче. А два года назад пришла идея как‑то это оформить, – рассказывает создатель Ратного музея.

Экспонаты из рукопашной

— Всё началось с солдатских касок, подобранных на поле боя в Мясном Бору Новгородской области, где погибла при попытке деблокады Ленинграда Вторая ударная армия. Во фронтовом лесу валялось много военного железа: каски, винтовки, снаряды, мины, разбитые ящики, машины, взорванные «катюши», россыпи патронов. Кое-где лежали останки солдат, укрытые только мхом… Первые экспонаты – оттуда, подобрал, не особо осознавая, зачем.

То, что я увидел в Мясном Бору, было выше моих представлений о жестокости. Черепа людей с рублеными следами от сапёрной лопатки красноречивее всего говорили о свирепости рукопашных боёв.

Читай – думай – помни

В полевом исследовании Интервенции мне дороги те вещи, на которых спустя сто лет сохранились следы человека. Не так давно нашли пенальчик от маслёнки для английской винтовки Ли-Энфилда. На замасленной лопаточке остались папиллярные следы человеческих пальцев. Сто лет назад солдат потрогал её, а овеществлённая память осталась…

С останками красноармейца штурмовой колонны Солодухина, погибшего на острие атаки 1 апреля 1919 года, нашли кружку из консервной банки, гранату и строки диктанта, написанного солдатом в ротном кружке ликвидации безграмотности. Сначала подумали, что бумага была предназначена для махорочных самокруток, но она оказалась слишком толстой для такой цели. Размочили бумажный пласт, разобрали его иголочками. Проступили чернильные буквы и карандашные исправления. Стало понятно, что неграмотный парень сражался, учился, кем‑то хотел стать в той жизни, которую он отвоёвывал для себя и для всего народа – по сути, для нас с вами.

Мы нашли его в ковре пулемётных гильз. Видно, что солдат стоял на позиции до конца. Свои его забрать не смогли. Враги не нашли. Так он и лежал целых сто лет, пока мы не пришли за ним, чтобы проводить в последний поход…

В полукилометре от этого красноармейца был найден американский индивидуальный пакет периода Первой мировой войны: жестяная коробочка, вскрытая торопливо и грубо. Мы уже знали, что на этом месте при атаках красных в течение трёх дней были ранены трое американцев. Так появилась точка, которую стало возможно развернуть в строчку конкретных событий, прочитанных по данным архивов, военных дневников и методом боевой археологии.

У каждой вещи в Ратной диораме – своя история, ёмкая и краткая, как новелла. Фактически, здесь не нужен экскурсовод. Кружка с табличкой, где в пяти предложениях расписана её история человеческим языком, даёт исчерпывающий эмоциональный рассказ. Читай – думай – помни.

Почему диорама, а не музей

Классический музей – это линейность мысли, достигающей не всякого, излишняя наглядность, откровенная прямолинейность в трактовке. В музее посетитель идёт по выстроенной линии экспонатов, которая не заставляет задуматься и прийти к размышлениям.

Диорама эмоциональна, образна и представляет собой живое полотно события.

Военная тема требует объяснения на понятном языке, поэтому мы выбрали формат диорамы – художественной реальности, окружающей тебя со всех сторон как данность: борт военного транспорта, пристань, железнодорожная станция, участок обороны…

Сейчас мы расширяем эту диорамную часть, чтобы посетитель мог увидеть и прочувствовать эпоху, отстоящую от нас на столетие, свободно двигаясь в воссоздающем её пространстве. Мы решили, что классический формат музея слишком отягощён стереотипами, а идти по пути 3D-реалий не хочется в силу их эфемерности. Визуализация и голография хороши до тех пор, пока есть электричество: свет погас, и ты оказываешься просто в пустой комнате с тёмными стенами – ничего нет, кроме раскрытого обмана.

На мой взгляд, сейчас ощущается дефицит настоящего, когда подлинные вещи, мысли, представления да и мировоззрение зачастую подменяются суррогатами. Поэтому у нас – только настоящие, осязаемые раритеты, поддержанные искусством диорамной бутафории. Прошлое всегда надо трогать. Наверное, на вещах остаётся энергетика людей. Это вообще порой всё, что от них остаётся.

О будущем

По нашему замыслу, для полномасштабной Ратной диорамы, которая может и должна стать достопримечательностью города воинской славы Архангельска, точкой его культурного роста, необходимо легковозводимое здание ангарного типа, для которого мы придумали архитектурный профиль в виде танка Первой мировой войны (такие находились на вооружении Красной армии до начала 30‑х годов).

Всем нравится эта идея, но дальше нужны деньги и политическая воля. Надо – сделаем! Поисковые экспедиции продолжаются, пополняя собрание новыми экспонатами, а интерес к теме не ослабевает. Народ к нам валит валом – семьями, компаниями, трудовыми коллективами.

Записала Владислава СУХАНОВСКАЯ, фото автора

Культура

10 декабря

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря

Победи­те­лем кино­фес­тива­ля «Arctic Open» стал фильм по сце­на­рию сына Вла­ди­ми­ра Высоцкого

10 декабря

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

9 декабря

В Доб­ролю­бов­ке откро­ет­ся выставка Кот­ласско­го объе­ди­не­ния худож­ни­ков «Кален­дарь»

8 декабря

Архан­гель­ский филар­мони­чес­кий оркестр исполн­ит «Сере­наду барыш­не Европе»

8 декабря

В Архан­гель­ске нача­лись кино­пока­зы фес­тива­ля «Arctic Open»

8 декабря

Архан­гело­гор­од­ка Мария Его­рова стала победи­те­лем прес­тижно­го конкурса

8 декабря

Двад­цать кол­лекти­вов выступи­ли на Пер­вом хоро­вом фес­тива­ле в Архан­гель­ске

8 декабря

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

7 декабря

В архан­гель­ском «Истори­чес­ком кафе» обсу­дят днев­ники путе­шест­ве­нника 18 века

6 декабря

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на Ека­те­ри­нин­ские дни

6 декабря

Теат­раль­ный кол­ледж Олега Таба­кова про­ве­дёт в Архан­гель­ске отбор аби­тури­ен­тов

6 декабря

В Архан­гель­ске сос­то­ит­ся пер­вый хоро­вой фестиваль

6 декабря

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

5 декабря

Архан­гело­гор­од­цы предс­та­вят на выставке своих ангел­ов-хра­ни­те­лей

Похожие материалы

10 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря Культура

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

8 декабря Культура

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

6 декабря Культура

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

3 декабря Культура

Лите­рат­ур­ная Нян­дома утёр­ла нос лите­рат­ур­ному Архан­гель­ску

29 ноября Культура

В Архан­гель­ске вышла книга детс­ко­го врача и пере­вод­чика Марии Пик­кель «Судь­ба на фоне ХХ века»

28 ноября Культура

О тро­гатель­ном муль­тфильме школь­ни­ков из Верх­не­тоем­ско­го райо­на узна­ла вся область

23 ноября Культура

Архан­гель­ский худож­ник о путе­шес­твии дли­ной в три года. «Там, где Бого­роди­ца – игуменья»

21 ноября Культура

В День духов­ной куль­туры Архан­гель­ска Доб­ролю­бов­ка пере­даст книгу XV века областно­му Госу­дарст­вен­ному архиву

19 ноября Культура

В Архан­гель­ске вру­чили пре­мии за луч­шие крае­вед­чес­кие и истори­чес­кие издания

13 ноября Культура

Может ли север­ная девуш­ка быть слиш­ком изящ­ной, а парень – горячим?

13 ноября Культура

Евге­ний Кня­зев – об авторс­ком и клас­сич­ес­ком теат­рах и впе­чат­лени­ях от постано­вок Архан­гель­ского теат­ра драмы

8 ноября Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Искры боль­шого пожара»