19.09.2017 09:19

Актрисе Архангельского драматического театра Ольге Зубковой исполнилось 80 лет

«Божьи одуванчики», начало 2000-х
С Евгением Евстигнеевым в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся…»

Мало того, в творческой биографии Ольги Павловны предстоящий театральный сезон – 55‑й по счёту.

В Архангельск актриса приехала более сорока лет назад вместе с мужем Валерием Колосовым, впоследствии – заслуженным артистом России. Имя любому театру создают его актёры, и актёрская пара Зубковой и Колосова занимала своё место в труппе Архангельского театра драмы в его лучшие годы. К сожалению, Валерия Сергеевича в нынешнем году не стало.

Ольгу Зубкову планируют занимать в текущем репертуаре «на всю катушку». Ольга Зубкова в спектакле «И вечный бой», 1970-е годыОднако на актёрских юбилеях часто возникает вопрос: а почему у вас нет звания? Вопрос щекотливый, но Ольга Павловна в интервью от него не ушла:

– Я, наверное, и сама виновата. У меня было не так много главных ролей, за которые можно бы безусловно представить к званию. С режиссёрами я всегда держала себя несколько строптиво. Правда, я об этом не жалею. Дело в том, что я работаю над ролью сама, иногда моё видение роли не совпадает с видением режиссёра, но уж если я пришла к какому‑то решению, то меня не сдвинуть. Но в театре положение актёра во многом зависит и от отношения с администрацией.

– Но как же вы тогда работаете над ролью?

– Мне об этом и муж говорил, с которым мы часто расходились во мнениях по творческим вопросам. Он во всём всегда слушал режиссёра, шёл за его видением. Я же сама делаю свою роль, вдумываюсь в текст и так нахожу свой образ.

Ну, например, был у нас спектакль по Шекспиру «Ричард III». У меня там была небольшая роль герцогини, я вчитываюсь в её монолог и обнаруживаю трагедию матери, у которой сын вырос жестоким чудовищем. Режиссёру Петру Суворову не понравилась такая трактовка, мы с ним практически разругались. Потом он записал спектакль на видео и показал знающим людям в Москве, и те отметили мою работу как исключительно точное попадание в жанр. В итоге на словах Пётр Анатольевич мне это так и передал.

– И часто вам мешала такая независимость?

– Часто. Иногда меня лишали репетиций. Но по-другому я не могу, хотя понимаю, что от взаимоотношений с режиссёрами зависит очень много. Это стезя актёрская – быть зависимым от многих обстоятельств.

– А были в вашей творческой биографии режиссёры, которые вас понимали?

– Были. И работу с ними я по сей день ощущаю как счастье. Это режиссёр в Армавире, где я начинала, Лидия Ищинина, которая много дала мне как актрисе и как человеку, Виктор Терентьев, работавший в Архангельском театре драмы в начале 1990‑х, и нынешний главный – Андрей Тимошенко, с которым у меня сложились творческие и человеческие отношения. Я благодарна ему за поддержку в самый трудный период моей жизни.

– Всё же, у вас была возможность экспериментировать?

– Редко какой режиссёр умеет поддержать актёра, направить его буквально одним словом. В нашей актёрской профессии важно не словами убеждать, а показом. Я показывала, и они позволяли мне экспериментировать. Правда, и к их мнению я прислушивалась, если это не звучало как диктат.

– Любая актриса зависит не только от режиссёров, но и от своей внешности, от своего возраста. Некоторые актрисы делают всё, чтобы выглядеть моложе, и с годами это им удаётся всё хуже. У вас с этим были проблемы?

– Никогда! «Возрастные» роли – это новые возможности.

– Ваши небольшие роли и эпизоды так запоминаются зрителям, что и в этом прошедшем сезоне, по их опросам, вас признали лучшей актрисой в номинации «Лучший эпизод». Над эпизодом легче работать, чем над главной ролью?

– Над эпизодом работать ещё труднее. Необходимо абсолютно точное попадание в образ, чтобы он соответствовал духу всего спектакля и не выбивался из контекста. В недавней премьере «Грозы» у меня эпизод – сумасшедшая барыня. Поначалу я в её характере ничего не понимала. Потом думаю: найду походку – а там пойдёт. Походку нашла – и всё пошло. Я поняла, почему она такая, что с ней случилось в жизни. Это трагическая фигура огромной внутренней силы. Знаете, меня эта роль сумасшедшей старухи как‑то даже поддержала – в то время муж болел, и мне было очень трудно. В те нелёгкие дни я спасалась работой, и режиссёр Андрей Тимошенко, вероятно, это чувствовал.

– А что для вас более значимо: счастье в профессии или счастье в личной жизни?

– Я безумно люблю свою дочь, внучку и правнука, и так же я люблю театр. Я люблю всех актёров, люблю сцену, эту особенную атмосферу. Но так получилось, что в профессии я счастлива больше…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Елена ИРХА Фото из архива Архангельского драматического театра