29.05.2017 15:27

В ожидании оперы, в мечтах о Хабенском

Сергей Самодов

Архангельский драмтеатр ещё не закрыл 84‑й сезон, а мы уже знаем, по крайней мере, одну причину ждать 85‑го – гастроли камерного музыкального театра «Санктъ‑Петербургъ Опера»

О том, как драмтеатру удалось прервать затянувшуюся оперную паузу в Архангельске, и какие ещё планы он строит на «круглый» сезон, мы говорим с директором Сергеем Самодовым.

Оперные сезоны в архангельском драмтеатре пройдут с 21 по 23 ноября. В эти дни архангелогородцев ждёт полное погружение в пышный и сияющий мир оперного искусства самой высокой пробы и знакомство с тремя его по‑хорошему азбучными произведениями – «Севильским цирюльником» Джоаккино Россини, «Евгением Онегиным» Петра Чайковского и «Риголетто» Джузеппе Верди. Все три спектакля поставил художественный руководитель музыкального театра, народный артист России, лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» Юрий Александров.

– В культурном поле Архангельской области есть ниши, которые сейчас совершенно не заняты, – объяснил, как родилась амбициозная идея, Сергей Самодов. – У нас есть камерный оркестр, но нет симфонического. Есть несколько театров, но нет театра оперы и балета. Но если балет ещё худо-бедно привозят – хоть и под фонограмму, в разном качестве, в зависимости от исполнителей – то настоящей оперы с оркестром в Архангельске не было почти 30 лет. А ведь не каждый человек может съездить в Москву и Санкт-Петербург, чтобы сходить в оперу, тем более что билеты в Мариинку, в Большой или Михайловский театр доступны не для всех. Мы хотели дать жителям нашего города и области возможность соприкоснуться с этим особенным видом искусства.

– Наверное, в организации оперных сезонов вам помог опыт руководства театром оперы и балета во Владивостоке?

– Безусловно. Прежде всего, благодаря работе там у меня появился определённый пул контактов. Без них нам было бы не так‑то просто. Я отработал там три года, увидел, что такое опера, и у меня было безумное желание поделиться ею с архангельским зрителем. Была даже некоторая обида на то, что Архангельск столь долгое время был оторван от этого искусства. Никто не рисковал браться за такие грандиозные проекты. Это была мечта, которой хотелось поделиться с нашими земляками, чтобы они не чувствовали себя где‑то там, на обочине жизни, чтобы они понимали, что Архангельск – это вовсе не тупик. Прежде чем заступить на должность, я готовил для конкурсной комиссии концепцию развития драмтеатра на три года. И гастрольные проекты под эгидой нашего театра, в том числе и оперные, были одним из пунктов этой концепции.

Стали думать, стали общаться. Мы вышли на переговоры с «Санктъ-Петербургъ Опера», и оказалось, что всё возможно.

– Чем эти три спектакля привлекли лично вас?

– Это по‑настоящему шедевральные спектакли. Это настоящая опера: с хором, с оркестром, с пышными костюмами и декорациями. Когда мы прорабатывали варианты, предлагались спектакли уже для достаточно искушённого зрителя, но, учитывая большой промежуток времени, который прошёл без симфонического опыта и оперной «нагрузки» у зрителя, мы решили начать с классики, на которой люди учатся понимать, чем опера отличается от драматического искусства.

«Евгений Онегин» – это вечная классика, и этим всё сказано. В «Севильском цирюльнике» есть определённые шалости, очень занятные и немножечко провокационные. Это очень интересный юмор. А «Риголетто» – это просто очень яркий спектакль: исторический, костюмный. Сейчас уже многие устали от того, что исторические драмы играются в современных костюмах. А в таких спектаклях одни только декорации и костюмы уже вызывают восхищение. Ну а вечная музыка и профессиональное исполнение – тем более.

– Как продаются билеты на оперные представления?

– На данный момент десять процентов всех билетов уже реализованы – и это за полтора месяца. А впереди у нас ещё пять месяцев продаж. Минимальная стоимость билета – 750 рублей, к тому же доступны скидки при покупке абонемента сразу на три спектакля и на групповые посещения.

– Гастроли «Санктъ-Петербургъ Оперы», Юрия Башмета с «Солистами Москвы», «Сатирикона» – это звенья одной цепи. В 85‑м сезоне вы продолжите знакомить зрителей со столичными мастерами?

– Я думаю, мы должны пользоваться возможностью привозить артистов высокого уровня. Спланировав свои премьеры, свои спектакли и репетиции, мы можем найти свободные места для интересных проектов. В 85‑м театральном сезоне мы продолжим удивлять зрителей. Речь идёт об артистах калибра Константина Хабенского. Очень хочется привести моноспектакль «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда, в котором он сыграл в МХТ имени Чехова. После концерта мы говорили с Юрием Башметом о том, что можно привести их совместный проект с театром «Современник» – спектакль «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери. Юрий Абрамович уже знаком с техническими возможностями сцены и сказал, что мы сможем его принять. Нам предстоит обсудить, как состыковать гастрольные графики Константина Хабенского и Юрия Башмета в Архангельске. Кроме того, такие творческие проекты мы планируем привозить сразу на два города – Архангельск и Северодвинск.

– Одним из главных событий 85‑го сезона должна стать премьера спектакля «Последнее искушение Михайло Ломоносова». Хотя ведь изначально предполагалось, что она выйдет ещё в 2016‑м?

– Да, Анастасия Экарева написала её пару лет назад, и её читали вместе с ломоносоведами, а потом эта история несколько остановилась. Настолько, что нужно было либо отказываться от пьесы, либо всё‑таки её ставить. А пьеса очень хорошая, нестандартная, так что, безусловно, спектакль по ней станет, пожалуй, главным событием сезона. К нему будут подводиться другие несценические творческие проекты. Из наименований, над которыми также сейчас ведется активная работа – «В ожидании Годо» Самюэля Беккета, «Загадочное ночное убийство собаки» Саймона Стивенса. Думаю, что скоро мы будем готовы представить список премьер на сезон и опубликовать афишу на осень.

– А как насчёт «Братьев Карамазовых», которыми вы планировали закрыть 84‑й сезон?

– Безусловно, в 85‑м сезоне найдётся место и «Братьям Карамазовым». Предметно говорить о премьерах сезона сможем после завершения перспективного планирования с главным режиссером Андреем Тимошенко. 84‑й сезон мы тоже распланировали заранее и фактически почти всё реализовали. Хотелось 85‑й сезон открыть «Мамашей Кураж» Брехта в постановке Владимира Хрущева, но, к сожалению, не удалось договориться с правообладателями о приемлемых для театра условиях. В итоге закрывать нынешний и открывать будущий сезон будет комедия из жизни богов «Амфитрион».

– Планируются ли в будущем сезоне обменные гастроли?

– На конец октября запланированы обменные гастроли с сыктывкарским театром, а в ноябре – с северодвинским драмтеатром в рамках традиционного фестиваля «Ваш выход».

– Как бы вы подвели итог 84‑го сезона? Например, невооружённым глазом заметно, что взлетели продажи билетов на спектакли.

– Действительно, по сравнению с предыдущим сезоном продажи выросли в два раза. Нельзя сказать, что мы что‑то изобретали: просто по всем направлениям наладили хорошую добрую работу. Итоги мы подведем в июне. По итогам сезона обязательно подготовим сравнительную инфографику. Это важно даже не столько для размещения в СМИ, сколько для оценки промежуточного результата и при необходимости корректировок в рабочих моментах.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО, фото Артёма Келарева