«Поставить Абрамова – это счастье»

14 марта 2015 9:58 Из газеты
кадр из фильма “Две зимы и три лета“
кадр из фильма "Две зимы и три лета"

Вчера утренним рейсом в Архангельск  прилетел режиссер нашумевшей экранизации тетралогии Федора  Абрамова о Пряслиных Теймураз Эсадзе. 

Мы встретили гостя в аэропорту.

— Тамо, – представился  режиссер, пожимая руки  сначала представителю организатора встречи – заведующей сектором отдела «Русский Север» библиотеки  имени Добролюбова Ольге  Кононовой, – а потом мне.

Режиссер оформился в  гостинице, и вот мы, стоя на  набережной у стелы «Город  воинской славы», неспешно  беседуем.

– Известно, что вы далеко не сразу согласились  приехать...

— Ну, во-первых, мое  дело – кино снимать, а не  разговаривать. Любое произведение многозначно, и  каждый читает его так, как  может прочитать, как он  считает нужным. Я не теоретик, я практический человек. Не сразу согласился  еще и потому, что говорить  было не о чем. Картина,  которую зимой показали, –  это не мое кино. Его просто  уничтожили. И потребовалось вмешательство довольно «серьезных» людей,  чтобы картину показали в  нетронутом виде. И поэтому я сразу сказал, что буду  говорить тогда, когда будет  предмет для разговора. Сейчас он есть.

– Я так поняла, что после премьеры сериала вы  своего рода удалились от  дел...

— Скажем так: от меня отдалились некоторые люди.  Постольку, поскольку у нас  в стране как были люди,  боящиеся того, что выходит  за рамки общепринятого,  так они есть и сейчас. Некоторые люди, которые  предлагали мне работу, а  потом узнавали, что у меня  сложности с прокатом, с  каналом, потом просто исчезали, опасаясь, что это  может как-то их коснуться.  Поэтому да, вокруг меня  возникло некое такое безвоздушное пространство,  которое я, впрочем, довольно легко заполнил. Я человек пишущий, и в этом, по  большому счету, мне уже  никто не нужен. Практически весь прошлый год я занимался тем, что является  моей основной профессией,  – драматургией. Сейчас я  тоже занимаюсь литературой, пишу кое-что.

– Каково вам вновь вернуться к этой экранизации  и ее зрителям практически  год спустя после показа?

 – Дело в том, что эту  картину я готовил довольно-таки долго. И шел к  ней тоже долго. Это был  достаточно серьезный этап  в моей работе. Но это и не  финишная отметка, дальше  за которой – не понятно  что. Абрамов был частью  того плана, который я для  себя написал много-много  лет назад. Этот этап своей  жизни я прошел. В этом  смысле чувствую себя абсолютно счастливым человеком. Представить себе,  что сегодня можно поставить Абрамова или произведение такого класса, как  «Братья и сестры», в той  парадигме, в которой мы  сейчас существуем, – это  само по себе счастье. Один  процент из миллиона, что  это возможно.

Сколько людей мне говорили, когда читали сценарий: «Тебя не запустят, это  невозможно...». А потом,  когда мы все сняли, они говорили: «Это никогда не покажут». Как выясняется, в  каком-то смысле они были  правы. Нашлись люди, которые посчитали, что это  слишком радикально для  нас. Но потом нашлись  другие люди, гораздо более  умные, которые привели  все в соответствие. 

– Не могу понять, что же  там такого радикального?..

— Люди ведь больше всего опасаются разговора о  человеке. В свое время один  очень серьезный телевизионный начальник мне  сказал: «Нам надо, чтобы  происходящее на экране  никак не будоражило сознание». То есть, главное,  чтобы человек ни о чем не  думал, чтобы царила такая ярмарочная атмосфера  бесконечного праздника.  А произведение Абрамова  требует совершенно другого  погружения и совершенно другого размышления.  Ведь Федор Александрович  задал вопрос: «Кто виноват  в том, что мы живем так,  как живем?» И ответил на  него очень жестко, так, как  не позволял себе никто: «Во  всем виноват народ». То,  что я сделал, – это в большой степени просто дань  произведению и той жизни,  которую прожил писатель.

  – Вы не думаете, что  здесь, почти на родине  Абрамова, зрители отнесутся к вам более взыскательно?

 – Да это прекрасно. Вот  именно по этой-то причине  я, наверное, и приехал.

 – В будущем вы не собираетесь еще раз экранизировать Абрамова или  другого писателя?

 – Что касается Абрамова,  думаю, я сказал то, что  хотел. Меня совершенно не  устраивала его трактовка  как антисталинского писателя. Он совершенно не  об этом писал. Он писал о  народной судьбе и о том,  что собой представляет русский человек. А дальше...  Раскрою секрет: сейчас я  работаю над сценарием о  Кирилле и Мефодии. Это  очень древняя история, но  совершенно не прочитанная. Если Бог даст, я расскажу об этих ребятах так,  как того требует история.

Встреча с Теймуразом  Эсадзе состоится сегодня в  15.00 в актовом зале библиотеки имени Добролюбова.

Мария АТРОЩЕНКО. Фото Николая Гернета и  ruskino.ru

Культура

24 ноября

В музее ИЗО откры­ва­ет­ся тра­дици­он­ная выставка архан­гель­ских козуль

24 ноября

Дирек­тор Вель­ского крае­вед­ческо­го музея стала лау­ре­атом пре­мии имени Дмит­рия Лихачева

23 ноября

Фес­тиваль «Архан­гело­гор­од­ские гос­тины – 2017» полу­чил меж­дуна­род­ный статус

23 ноября

Архан­гель­ский худож­ник о путе­шес­твии дли­ной в три года. «Там, где Бого­роди­ца – игуменья»

22 ноября

В Архан­гель­ске прой­дёт фес­тиваль тан­цев «Юный век»

22 ноября

С 27 нояб­ря по 3 декаб­ря в Архан­гель­ске прой­дут тра­дици­он­ные Дни Швеции

22 ноября

В Архан­гель­ске прой­дет фес­тиваль детс­ко­го фоль­клора и народ­ной музы­ки «При наро­де в хороводе»

21 ноября

На закры­тии выставки в Архан­гель­ске худож­ник Дмит­рий Тру­бин рас­ска­зал о Крас­ном Спартаке

21 ноября

В День духов­ной куль­туры Архан­гель­ска Доб­ролю­бов­ка пере­даст книгу XV века областно­му Госу­дарст­вен­ному архиву

21 ноября

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт в честь 65-ле­тия оркестра Север­ного хора

20 ноября

В Архан­гельск возв­ра­ща­ет­ся вос­ста­нов­лен­ная руко­пись XV века

20 ноября

Помор­ская филар­мо­ния отмети­ла 80-летие

20 ноября

Севе­рян приг­лаша­ют на Ночь фес­тиваль­ного кино

20 ноября

Архан­гель­ские тан­цоры стали при­зе­ра­ми фес­тива­ля сов­рем­ен­ного танца

20 ноября

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка «Музы­ка. Вре­мя. Про­стран­ство»

Похожие материалы