Вчера утренним рейсом в Архангельск прилетел режиссер нашумевшей экранизации тетралогии Федора Абрамова о Пряслиных Теймураз Эсадзе.
Мы встретили гостя в аэропорту.
- Тамо, - представился режиссер, пожимая руки сначала представителю организатора встречи – заведующей сектором отдела «Русский Север» библиотеки имени Добролюбова Ольге Кононовой, – а потом мне.
Режиссер оформился в гостинице, и вот мы, стоя на набережной у стелы «Город воинской славы», неспешно беседуем.
– Известно, что вы далеко не сразу согласились приехать...
– Ну, во-первых, мое дело – кино снимать, а не разговаривать. Любое произведение многозначно, и каждый читает его так, как может прочитать, как он считает нужным. Я не теоретик, я практический человек. Не сразу согласился еще и потому, что говорить было не о чем. Картина, которую зимой показали, – это не мое кино. Его просто уничтожили. И потребовалось вмешательство довольно «серьезных» людей, чтобы картину показали в нетронутом виде. И поэтому я сразу сказал, что буду говорить тогда, когда будет предмет для разговора. Сейчас он есть.
– Я так поняла, что после премьеры сериала вы своего рода удалились от дел...
– Скажем так: от меня отдалились некоторые люди. Постольку, поскольку у нас в стране как были люди, боящиеся того, что выходит за рамки общепринятого, так они есть и сейчас. Некоторые люди, которые предлагали мне работу, а потом узнавали, что у меня сложности с прокатом, с каналом, потом просто исчезали, опасаясь, что это может как-то их коснуться. Поэтому да, вокруг меня возникло некое такое безвоздушное пространство, которое я, впрочем, довольно легко заполнил. Я человек пишущий, и в этом, по большому счету, мне уже никто не нужен. Практически весь прошлый год я занимался тем, что является моей основной профессией, – драматургией. Сейчас я тоже занимаюсь литературой, пишу кое-что.
– Каково вам вновь вернуться к этой экранизации и ее зрителям практически год спустя после показа?
– Дело в том, что эту картину я готовил довольно-таки долго. И шел к ней тоже долго. Это был достаточно серьезный этап в моей работе. Но это и не финишная отметка, дальше за которой – не понятно что. Абрамов был частью того плана, который я для себя написал много-много лет назад. Этот этап своей жизни я прошел. В этом смысле чувствую себя абсолютно счастливым человеком. Представить себе, что сегодня можно поставить Абрамова или произведение такого класса, как «Братья и сестры», в той парадигме, в которой мы сейчас существуем, – это само по себе счастье. Один процент из миллиона, что это возможно.
Сколько людей мне говорили, когда читали сценарий: «Тебя не запустят, это невозможно...». А потом, когда мы все сняли, они говорили: «Это никогда не покажут». Как выясняется, в каком-то смысле они были правы. Нашлись люди, которые посчитали, что это слишком радикально для нас. Но потом нашлись другие люди, гораздо более умные, которые привели все в соответствие.
– Не могу понять, что же там такого радикального?..
– Люди ведь больше всего опасаются разговора о человеке. В свое время один очень серьезный телевизионный начальник мне сказал: «Нам надо, чтобы происходящее на экране никак не будоражило сознание». То есть, главное, чтобы человек ни о чем не думал, чтобы царила такая ярмарочная атмосфера бесконечного праздника. А произведение Абрамова требует совершенно другого погружения и совершенно другого размышления. Ведь Федор Александрович задал вопрос: «Кто виноват в том, что мы живем так, как живем?» И ответил на него очень жестко, так, как не позволял себе никто: «Во всем виноват народ». То, что я сделал, – это в большой степени просто дань произведению и той жизни, которую прожил писатель.
– Вы не думаете, что здесь, почти на родине Абрамова, зрители отнесутся к вам более взыскательно?
– Да это прекрасно. Вот именно по этой-то причине я, наверное, и приехал.
– В будущем вы не собираетесь еще раз экранизировать Абрамова или другого писателя?
– Что касается Абрамова, думаю, я сказал то, что хотел. Меня совершенно не устраивала его трактовка как антисталинского писателя. Он совершенно не об этом писал. Он писал о народной судьбе и о том, что собой представляет русский человек. А дальше... Раскрою секрет: сейчас я работаю над сценарием о Кирилле и Мефодии. Это очень древняя история, но совершенно не прочитанная. Если Бог даст, я расскажу об этих ребятах так, как того требует история.
Встреча с Теймуразом Эсадзе состоится сегодня в 15.00 в актовом зале библиотеки имени Добролюбова.