24.11.2015 06:09

Северодвинские актеры рассказали историю отношений Раскольникова и Сони под песни «Ночных снайперов»

Родион и Сонечка – Эдуард Пьянков и Юлия Корельская
Исполнительница главной роли и автор спектакля Юлия Корельская
Исполнитель роли Раскольникова Эдуард Пьянков

В архангельской библиотеке имени Добролюбова вчера вечером с аншлагом прошел новый спектакль-фантазия северодвинского драматического театра «Родион и Сонечка».

Не трудно догадаться, что лежало в основе постановки, – роман Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Авторы спектакля, к чести своей, даже не пытались объять необъятное – вместить пятьсот с лишним страниц романа в одноактную, рассчитанную на час, постановку. 

Они поступили хитрее – взяли за основу лишь одну сюжетную линию произведения, – зато какую! – самую сокровенную и трепетную – отношения бывшего студента Родиона Раскольникова с дочерью покойного нищего чиновника Мармеладова Соней.

Актовый зал Добролюбовки был полон, посадочных мест отчаянно не хватало, поэтому сотрудникам библиотеки пришлось сходить за дополнительными стульями. Большинство зрителей – молодежь. В основном – десятиклассники. Ведь именно в десятом классе в школах проходят «Преступление и наказание».

– Мы Достоевского в этом году проходим, – говорит своей знакомой у меня за спиной, очевидно, учительница литературы, – Я сама его перечитала вместе с детьми. Так что мне интересно посмотреть...

В спектакле задействованы два актера – Эдуард Пьянков и Юлия Корельская. Последняя также выступала в качестве автора-постановщика инсценировки. Спектакль был создан при поддержке союза театральных деятелей России.

Артисты северодвинского драмтеатра играют на сцене архангельской Добролюбовки не впервые. Этой весной она представили там же моно-спектакль о Марине Цветаевой «Во весь рост живу только в стихах».

Кстати, в нем Юлия Корельская тоже сыграла. Какой контраст! В мартовской постановке она – то отчаянно влюбленная Марина Ивановна, то Марина-маленькая, которой больше нравится парижская кукла, – потому, что «у нее глаза страстные». Во вчерашней же инсценировке она предстала в совсем ином образе – кроткой, блаженной Сони.

Сама же актриса «поработала» и рассказчиком в спектакле-фантазии.

– «Преступление и наказание», – произнося эти слова, что мы видим перед собой? Топор, старуху-процентщицу, Родиона Раскольникова... Рас-кол. В чем же его раскол? И будет ли рас-каяние? Вот это будет предметом нашего исследования, нашего путешествия по этому роману. Его каморка была похожа на шкаф или на гроб. Давайте же попробуем перенестись в нее и узнать, зачем он это сделал...

Северодвинские актеры не только пригласили зрителей в путешествие, но и одновременно прочитали им занимательную лекцию.

Юлия Корельская рассказала несколько фактов из истории создания романа, которые, наверняка, знали не все присутствующие. О том, например, что в первой редакции, – которую Федор Михайлович потом сжег, – повествование велось от лица героя. Или о том, что после выхода книги, в 1866 году, в Москве произошло ужасное преступление: студент Данилов убил ростовщика Попова и его служанку Марию Нордман.

В заключение Юлия Корельская попросила зрителей отключить свои телефоны. Представление началось. По задумке создателей инсценировка началась с того момента, когда Соня пришла к Родиону пригласить его на поминки отца.

В самом начале спектакля из единственной декорации – картонной коробки в рост человека, оклеенной фотографиями Достоевского, – вылез сам Раскольников. Вылез, как из гроба.

Важную роль в постановке играли музыка и видеоряд. На экране, за спинами актеров, шел ролик: молодой человек в футболке и с рюкзаком за плечами бродит по одному из типичных петербургских дворов-колодцев. Проделывает он это под весьма необычное музыкальное сопровождение – мелодию из американской подростковой мелодрамы «Сумерки».

Выбор, конечно, неожиданный, но надо отдать должное: душную гнетущую атмосферу романа музыка композитора Картера Бёруэлла из фильма про вампиров передает на сто процентов.

Звук в спектакле вообще превращается в средство выражения внутреннего состояния героев. В тот миг, когда Раскольников узнает, что Соня знала Лизавету, звучит пронзительная страшная музыка: еще бы – Родион в ужасе! А когда он мечется по сцене, мучительно пытаясь ответить на вопрос «Тварь ли я дрожащая...», звучат зловещие раскаты органа.

Конец спектакля получился весьма нетривиальным. В одной из последних сцен Эдуард Пьянков на миг выходит из роли, и обращается непосредственно к автору романа:

– Да, Федор Михайлович, вы правы...

Что удивительно, в спектакле отсутствовала сцена в остроге, в которой Раскольников, наконец, понимает, что любит Соню. Авторы постановки обошлись и без нее: в финале герои садятся перед экраном в обнимку и слушают песню группы «Ночные снайперы».

– Ты, ты, что они сделали с тобой? – поет солистка группы Диана Арбенина. – Кто ты?

В конце актеры северодвинского театра не оставили вопросы без ответов.

– И к чему же приходит главный герой в конце? А приходит он к любимому персонажу Федора Михайловича – к христианской вере, – подытожила Юлия Корельская. – Для Достоевского вера есть любовь. Любите друг друга. Можете включить свои мобильные телефоны, наше путешествие закончено.

Спектакль, может, и закончился, а вот путешествие – вряд ли. По пути в гардероб и на выходе из библиотеки только о Достоевском и говорили.

– Раскольников – это раскол, – глубокомысленно сказал молодой человек своим сверстникам, – это когда личность человека распадается...

– Мне даже перечитать захотелось, – поделилась в другом месте своими мыслями с подругой одна девушка, – При первом прочтении «Преступление и наказание» мне о-о-очень не понравилось...

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО. Фото автора