Семь раз отмерь, один – отрежь

8 апреля 11:25 Из газеты
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Руководство зрителя к «Шальным ножницам».

В журналистских текстах, как правило, не приветствуется часто употребление междометия «я», но на этот раз я собираюсь этим пренебречь. Потому, что моему «я», его переживаниям, ощущениям и мнению в новом спектакле Архангельского молодёжного театра уделили чрезвычайно важное место.

В детективе «Шальные ножницы», который, между прочим, впервые после «Страстотерпцев» поставил Виктор Панов, зрителю отводится необычайно ответственная роль. А зритель, поражённый и смущенный оказанным ему высоким доверием, отвечает «Ножницам» взаимностью.

Эта постановка для театра – большой эксперимент и риск. Она является примером так называемого иммерсивного театра, который предполагает максимальное погружение публики в спектакль: не метафорического, не эмоционального, нет: зритель в таких спектаклях становится действующим лицом.

Пожалуй, детектив, сосредоточенный на расследовании преступления, наиболее оптимален для такого вовлечения. Действие пьесы «Шальные ножницы» швейцарца Пола Портнера происходит в парикмахерском салоне «Последний клок» в… Архангельске! Да, да, и его обитатели – клиенты и сотрудники – как будто бы тоже живут на Сульфате, снимают офис на Троицком, могут потеряться в Петровском парке и паркуют машины на улице Логинова. Это геолокация спектакля – ещё один механизм, позволяющий окунуть зрителей в действие с головой.

Пружиной, приводящей историю о парикмахерше Кристине (Мария Гирс), жеманном хозяине салона Антуане (в исполнении Ильи Глущенко, кто бы мог подумать!), торговце антиквариатом Эдуарде Скоробогатове (Александр Берестень) и госпоже Виктории Львовне Шульман (заслуженная артистка России Наталья Малевинская), а также о двух полицейских под прикрытием Николае Пастухове (Антон Чистяков) и Михаиле Павленко (Максим Дуплик), становится убийство некогда знаменитой пианистки Изабеллы Черни, чья карьера закончилась после нервного срыва.

Трое подозреваемых и 70 разгневанных мужчин и женщин

Тогда‑то, когда тело убитой обнаружено, а полицейские оцепляют место преступления и запирают всех присутствующих, ставших подозреваемыми, внутри, и начинается расследование. Выходит, что под подозрением практически все: Антуан, разгневанный шумом, грозился разобраться с Изабеллой, Кристине была выгодна её смерть – она стала бенефициаром – у Скоробогатова с убитой была назначена встреча, на которой он собирался выторговать у неё рояль, госпожа Шульман кому‑то очень подозрительно звонила…

Примечательно, что в то мгновение, когда спектакль переходит в другую фазу, в зале очень кстати включается свет – зрители оказываются нос к носу друг с другом – своими будущими партнёрами по расследованию – и той правдой, что исход зависит от них.

Впервые участие зрителей потребовалось, когда подозреваемые по поручению служителей закона реконструировали все события, предшествовавшие убийству. А публике необходимо было не упускать ни одной детали и в случае чего – подловить подозреваемых либо на лжи, либо на забывчивости.

Надо сказать, что со своей ролью равноправных участников они освоились быстро и включились тотчас же. Особенно некоторые. Одна из зрительниц не давала обитателям «Последнего клока», попавшим под подозрение, спуску. Например, быстро пресекла попытки Кристины темнить и замолчать свои отношения с Эдуардом.

— Они страстно целовались, страстно!

— Женщина, если я с кем‑то целуюсь, я это помню! – вскинулась Кристина. Отличная импровизация Марии Гирс!

Но внимательная дама не унималась. В следующий раз она «взялась» за госпожу Шульман и её подозрительно вкрадчивые переговоры с кем‑то по телефону.

— Она свистнула духи, а потом позвонила любовнику! Я, что, одна смотрела?

Виктория Львовна давай оправдываться:

— Я звонила массажисту!

— Это так всегда у всех: массажист – любовник! – настаивала неравнодушная участница дознания.

Следи за собой, будь осторожен

В такой атмосфере удержаться от того, чтобы не внести свои пять копеек, практически невозможно: в дополнение к традиционной детективной интриге добавилось коллективное бессознательное.

И мне показалось странным: куда отлучался Скоробогатов и где он, ради всего святого, поранил руку? Вот я и говорю:

— Офицер, спросите у гражданина Скоробогатова, где он поранил руку!

— Кто, кто это сказал? – как ужаленный, среагировал Скоробогатов.

К чести Антона Чистякова, игравшего полицейского Пастухова, и Александра Берестеня, исполнявшего роль «мутного» торговца антиквариатом, они сориентировались мгновенно: оперуполномоченный сразу же взял на заметку и поблагодарил за сотрудничество, а уличённый в недоговорках подозреваемый сразу же принялся давать показания, изображая при этом оскорблённого в своих правах законопослушного гражданина. Вот мастерство импровизации, или почему‑то хочется сказать – «ловкость рук и никакого мошенничества»!

Вы, наверное, уже поняли, что версия «убийца – Скоробогатов» сразу же была принята мной как основная. Впрочем, не только мной. Когда в решающий момент началось зрительское голосование, больше всего поднятых рук оказалось «за» Скоробогатова.

Лично я сначала думала, что это всё ещё не серьёзно, что будет дана возможность изменить мнение, переголосовать… Но нет: не успела я оглянуться и понять, что мы натворили, как сюжет постановки пошёл у нас на поводу, и Эдуард уже срывается, кричит: «Я не собирался её убивать!», и вот его уже скручивают и уводят в наручниках.

В заключение Антон Чистяков говорит:

— И каков бы ни был финал, мы его сыграем.

После этих слов на меня навалилось какое‑то опустошение: вроде и понимаешь, что Скоробогатов, действительно, убил и баста, но меня не оставляло ощущение ошибки и почему‑то – чувство вины.

В этом, по‑моему, весь катарсис спектакля: берегись, человек, в эти минуты ты решаешь чью‑то судьбу. И права на ошибку у тебя нет.

В следующий раз финал может быть другим. А каким – узнаете 7 и 8 апреля.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

10 декабря

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря

Победи­те­лем кино­фес­тива­ля «Arctic Open» стал фильм по сце­на­рию сына Вла­ди­ми­ра Высоцкого

10 декабря

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

9 декабря

В Доб­ролю­бов­ке откро­ет­ся выставка Кот­ласско­го объе­ди­не­ния худож­ни­ков «Кален­дарь»

8 декабря

Архан­гель­ский филар­мони­чес­кий оркестр исполн­ит «Сере­наду барыш­не Европе»

8 декабря

В Архан­гель­ске нача­лись кино­пока­зы фес­тива­ля «Arctic Open»

8 декабря

Архан­гело­гор­од­ка Мария Его­рова стала победи­те­лем прес­тижно­го конкурса

8 декабря

Двад­цать кол­лекти­вов выступи­ли на Пер­вом хоро­вом фес­тива­ле в Архан­гель­ске

8 декабря

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

7 декабря

В архан­гель­ском «Истори­чес­ком кафе» обсу­дят днев­ники путе­шест­ве­нника 18 века

6 декабря

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на Ека­те­ри­нин­ские дни

6 декабря

Теат­раль­ный кол­ледж Олега Таба­кова про­ве­дёт в Архан­гель­ске отбор аби­тури­ен­тов

6 декабря

В Архан­гель­ске сос­то­ит­ся пер­вый хоро­вой фестиваль

6 декабря

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

5 декабря

Архан­гело­гор­од­цы предс­та­вят на выставке своих ангел­ов-хра­ни­те­лей

Похожие материалы

10 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря Культура

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

8 декабря Культура

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

6 декабря Культура

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

3 декабря Культура

Лите­рат­ур­ная Нян­дома утёр­ла нос лите­рат­ур­ному Архан­гель­ску

29 ноября Культура

В Архан­гель­ске вышла книга детс­ко­го врача и пере­вод­чика Марии Пик­кель «Судь­ба на фоне ХХ века»

28 ноября Культура

О тро­гатель­ном муль­тфильме школь­ни­ков из Верх­не­тоем­ско­го райо­на узна­ла вся область

23 ноября Культура

Архан­гель­ский худож­ник о путе­шес­твии дли­ной в три года. «Там, где Бого­роди­ца – игуменья»

21 ноября Культура

В День духов­ной куль­туры Архан­гель­ска Доб­ролю­бов­ка пере­даст книгу XV века областно­му Госу­дарст­вен­ному архиву

19 ноября Культура

В Архан­гель­ске вру­чили пре­мии за луч­шие крае­вед­чес­кие и истори­чес­кие издания

13 ноября Культура

Может ли север­ная девуш­ка быть слиш­ком изящ­ной, а парень – горячим?

13 ноября Культура

Евге­ний Кня­зев – об авторс­ком и клас­сич­ес­ком теат­рах и впе­чат­лени­ях от постано­вок Архан­гель­ского теат­ра драмы

8 ноября Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Искры боль­шого пожара»