Семь раз отмерь, один – отрежь

8 апреля 11:25 Из газеты
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Руководство зрителя к «Шальным ножницам».

В журналистских текстах, как правило, не приветствуется часто употребление междометия «я», но на этот раз я собираюсь этим пренебречь. Потому, что моему «я», его переживаниям, ощущениям и мнению в новом спектакле Архангельского молодёжного театра уделили чрезвычайно важное место.

В детективе «Шальные ножницы», который, между прочим, впервые после «Страстотерпцев» поставил Виктор Панов, зрителю отводится необычайно ответственная роль. А зритель, поражённый и смущенный оказанным ему высоким доверием, отвечает «Ножницам» взаимностью.

Эта постановка для театра – большой эксперимент и риск. Она является примером так называемого иммерсивного театра, который предполагает максимальное погружение публики в спектакль: не метафорического, не эмоционального, нет: зритель в таких спектаклях становится действующим лицом.

Пожалуй, детектив, сосредоточенный на расследовании преступления, наиболее оптимален для такого вовлечения. Действие пьесы «Шальные ножницы» швейцарца Пола Портнера происходит в парикмахерском салоне «Последний клок» в… Архангельске! Да, да, и его обитатели – клиенты и сотрудники – как будто бы тоже живут на Сульфате, снимают офис на Троицком, могут потеряться в Петровском парке и паркуют машины на улице Логинова. Это геолокация спектакля – ещё один механизм, позволяющий окунуть зрителей в действие с головой.

Пружиной, приводящей историю о парикмахерше Кристине (Мария Гирс), жеманном хозяине салона Антуане (в исполнении Ильи Глущенко, кто бы мог подумать!), торговце антиквариатом Эдуарде Скоробогатове (Александр Берестень) и госпоже Виктории Львовне Шульман (заслуженная артистка России Наталья Малевинская), а также о двух полицейских под прикрытием Николае Пастухове (Антон Чистяков) и Михаиле Павленко (Максим Дуплик), становится убийство некогда знаменитой пианистки Изабеллы Черни, чья карьера закончилась после нервного срыва.

Трое подозреваемых и 70 разгневанных мужчин и женщин

Тогда‑то, когда тело убитой обнаружено, а полицейские оцепляют место преступления и запирают всех присутствующих, ставших подозреваемыми, внутри, и начинается расследование. Выходит, что под подозрением практически все: Антуан, разгневанный шумом, грозился разобраться с Изабеллой, Кристине была выгодна её смерть – она стала бенефициаром – у Скоробогатова с убитой была назначена встреча, на которой он собирался выторговать у неё рояль, госпожа Шульман кому‑то очень подозрительно звонила…

Примечательно, что в то мгновение, когда спектакль переходит в другую фазу, в зале очень кстати включается свет – зрители оказываются нос к носу друг с другом – своими будущими партнёрами по расследованию – и той правдой, что исход зависит от них.

Впервые участие зрителей потребовалось, когда подозреваемые по поручению служителей закона реконструировали все события, предшествовавшие убийству. А публике необходимо было не упускать ни одной детали и в случае чего – подловить подозреваемых либо на лжи, либо на забывчивости.

Надо сказать, что со своей ролью равноправных участников они освоились быстро и включились тотчас же. Особенно некоторые. Одна из зрительниц не давала обитателям «Последнего клока», попавшим под подозрение, спуску. Например, быстро пресекла попытки Кристины темнить и замолчать свои отношения с Эдуардом.

— Они страстно целовались, страстно!

— Женщина, если я с кем‑то целуюсь, я это помню! – вскинулась Кристина. Отличная импровизация Марии Гирс!

Но внимательная дама не унималась. В следующий раз она «взялась» за госпожу Шульман и её подозрительно вкрадчивые переговоры с кем‑то по телефону.

— Она свистнула духи, а потом позвонила любовнику! Я, что, одна смотрела?

Виктория Львовна давай оправдываться:

— Я звонила массажисту!

— Это так всегда у всех: массажист – любовник! – настаивала неравнодушная участница дознания.

Следи за собой, будь осторожен

В такой атмосфере удержаться от того, чтобы не внести свои пять копеек, практически невозможно: в дополнение к традиционной детективной интриге добавилось коллективное бессознательное.

И мне показалось странным: куда отлучался Скоробогатов и где он, ради всего святого, поранил руку? Вот я и говорю:

— Офицер, спросите у гражданина Скоробогатова, где он поранил руку!

— Кто, кто это сказал? – как ужаленный, среагировал Скоробогатов.

К чести Антона Чистякова, игравшего полицейского Пастухова, и Александра Берестеня, исполнявшего роль «мутного» торговца антиквариатом, они сориентировались мгновенно: оперуполномоченный сразу же взял на заметку и поблагодарил за сотрудничество, а уличённый в недоговорках подозреваемый сразу же принялся давать показания, изображая при этом оскорблённого в своих правах законопослушного гражданина. Вот мастерство импровизации, или почему‑то хочется сказать – «ловкость рук и никакого мошенничества»!

Вы, наверное, уже поняли, что версия «убийца – Скоробогатов» сразу же была принята мной как основная. Впрочем, не только мной. Когда в решающий момент началось зрительское голосование, больше всего поднятых рук оказалось «за» Скоробогатова.

Лично я сначала думала, что это всё ещё не серьёзно, что будет дана возможность изменить мнение, переголосовать… Но нет: не успела я оглянуться и понять, что мы натворили, как сюжет постановки пошёл у нас на поводу, и Эдуард уже срывается, кричит: «Я не собирался её убивать!», и вот его уже скручивают и уводят в наручниках.

В заключение Антон Чистяков говорит:

— И каков бы ни был финал, мы его сыграем.

После этих слов на меня навалилось какое‑то опустошение: вроде и понимаешь, что Скоробогатов, действительно, убил и баста, но меня не оставляло ощущение ошибки и почему‑то – чувство вины.

В этом, по‑моему, весь катарсис спектакля: берегись, человек, в эти минуты ты решаешь чью‑то судьбу. И права на ошибку у тебя нет.

В следующий раз финал может быть другим. А каким – узнаете 7 и 8 апреля.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

25 апреля

В Архан­гель­ске завер­шился VII област­ной хоре­ог­рафи­чес­кий фес­тиваль «Хрус­таль­ная туфелька»

24 апреля

Север­ный народ­ный хор высту­пил в Ильин­ском собо­ре Архан­гель­ска

24 апреля

В Архан­гель­ске откры­лся музей исто­рии само­го север­ного уни­вер­сите­та России

23 апреля

В «Биб­ли­оночь» для детей в Архан­гель­ске устро­или «Биб­ли­осу­мер­ки»

23 апреля

В Санкт-Пет­ер­бурге пере­из­дали руко­пис­ный атлас Архан­гель­ской губер­нии 18 века

22 апреля

Фес­тиваль «Европ­ей­ская вес­на» подарил Архан­гель­ску шоу миро­вого уровня

22 апреля

Про­ект «Помор­ский кар­бас» предс­та­вят в мор­ском музее Архан­гель­ска

21 апреля

В Архан­гель­ске наг­ради­ли победи­те­лей кон­курса «Кни­га года»

21 апреля

В посел­ке Уем­ский начи­на­ет рабо­ту выставка кар­тин братьев Сюхиных

21 апреля

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка работ буду­щих худож­ни­ков, диз­ай­не­ров и архит­ек­то­ров

20 апреля

Шен­курс­кий музей соз­даст копию голов­ного убора рус­ских царе­вен ХVI–ХVII века

20 апреля

Новод­винск при­мет луч­шие хоры и ансамбли области

20 апреля

Архан­гель­ский драм­те­атр закроет сезон антич­ной комедией

20 апреля

В Архан­гель­ске про­шел отбор участ­ни­ков на все­рос­сийс­кий теле­визи­он­ный про­ект «Синяя птица»

19 апреля

В Архан­гель­ске откры­лся музей север­ных козуль

Похожие материалы