В Архангельском музее изобразительных искусств открылась выставка под названием «Начало», посвященная 80-летию Архангельского отделения Союза художников России.
Художественная история Русского Севера официально началась с 1930-х годов, хотя воспевать Север в своих живописных картинах начали Александр Борисов, Степан Писахов и Тыко Вылка задолго до оформления организации.
Выставка и открывается творениями Степана Писахова, а у Александра Борисова и Тыко Вылки в Архангельске есть собственный музей – художественного освоения Арктики, что на Поморской, 3. Напомним, недавно там была обновлена экспозиция.
Музей Степана Писахова, что тоже располагался на Поморской, ныне на реставрации, и о скором его открытии что-то не слышно.
Открывается выставка действительно «началом» – коллективной фотографией участников Первой краевой выставки картин Союза северных художников 1936 года. Среди колоритнейших творческих личностей есть на этой фотографии одна женщина. Возможно, это Анна Комелова, поскольку именно ее графические и скульптурные работы были представлены на выставке, считает искусствовед Зоя Кулешова.
Именно люди, изображенные на фотографии, заложили мощнейшую основу художественного освоения Севера, на их творческом фундаменте выросли многие нынешние мастера. Почти все они представлены на открывшейся выставке, но не столь полно, как хотелось бы музейщикам, – выставочные площади ограничены. И потому в ноябре «ловите» еще одну большую выставку, посвященную юбилею организации, – в Выставочном зале Союза художников.
Картины 1930–1950-х годов, что демонстрируются ныне в музее, возможно, знакомы постоянным зрителям по разным выставкам, но вместе они «зазвучали» весьма интересно. В те времена в искусстве приветствовался реализм, и потому все картины написаны именно в этой манере. К слову, по наблюдениям музейщиков и сотрудников салонов, северяне очень любят это направление искусства и не считают его устаревшим.
Просторы Северной Двины, индустриальные пейзажи, натюрморты, портреты именитых северян, бытовые картинки, уголки Архангельска – художники откликались на все перемены времени и красоту жизни.
Даже Великая Отечественная война не заставила этих людей сделать перерыв в творческом осмыслении увиденного и пережитого.
Зрители с удовольствием рассматривали картины, ставшие хрестоматийными, таких архангельских мастеров, как график Виктор Постников, живописцы Герман Кононов и Дмитрий Свешников, Александр Казаков, Виктор Преображенский, Алексей Румянцев, Николай Фурсей, Семен Григорьев, Евгений Хвиюзов.
В 1950–1960-е годы лирические нотки в творчестве художников преобладают над темой в муках рождающейся «новой жизни», характерной для работ 1930-х годов, или ощущением тревоги и боли 1940-х. Людям хотелось красоты и покоя, какую они нашли в пейзажах Ивана Котова, Владимира Сараева, Дмитрия Ширяева.
Постоянные зрители музея не найдут на выставке произведений такого архангельского классика, как Михаил Баранчеев. Открытие его персональной выставки намечено на 3 ноября в рамках «Ночи искусств» в выставочном зале усадебного дома Е.К. Плотниковой.
Разумеется, реализм не означает «фотоизображение», художник всегда переосмысливает окружающую действительность и отражает свое отношение к ней. Тем не менее зрители несколько раз принимались спорить – где именно находится тот уголок старого Архангельска, на котором изображена уходящая натура деревянных домов и наступающие на них новостройки типовых пятиэтажек начала 1960-х.
Одна зрительница даже пришла к неожиданному выводу после посещения выставки: «Как хорошо побывать в прошлом!» НАДО сказать, что сотрудники музея изобразительных искусств, которому нынче 55 лет, со дня основания задумались о коллекции работ северных мастеров.
И за эти годы они собрали довольно внушительную, из которой периодически создаются тематические или персональные выставки. Подтверждением тому – коллекция каталогов разных лет, которую могут посмотреть на выставке любопытствующие.