«Ему рукоплескал весь мир»

26 августа 2019 12:34 Из газеты
Фото автора
Фото автора

В усадьбе художника Александра Борисова отметили день его памяти

Антонина Николаевна Ипатова, заведующая филиалом МКЦ «Дом-усадьба художника Борисова»В доме Борисова хлопотно с самого утра. Ждали гостей. Антонина Николаевна Ипатова, так и хочется сказать, нынешняя хозяйка этого дома, а не называть её длинную и официальную должность – заведующая филиалом МКЦ «Дом-усадьба художника Борисова», приоткрыла дверь на кухню. Тут вовсю шла нарезка салатов, оформление ваз с фруктами. Дом‑то живой! И сегодня приедут те, кто имеет непосредственное отношение к нему – родственники Александра Алексеевича Борисова. 17 августа – день его памяти, в этот день он внезапно ушёл из жизни в 1934 году. Ему было 68 лет, и жить он собирался долго, потому, что столько планов! Хватит потомкам. И не только из родни, а вообще все могут черпать эти идеи для развития страны. И черпают. БАМ, например, построили по проекту, который изначально сделал Александр Алексеевич.

Антонина Николаевна очень спешит – гости сначала приедут на кладбище, чтобы поклониться памяти своего выдающегося родственника. А потом – семейный обед и культурная программа.

Антонина Николаевна, безусловно, была послана свыше в эту усадьбу, чтобы не только вдохнуть в неё жизнь, но также затем и поддерживать её. Когда она вступила в свою должность, в этом прекрасном доме всё было разрушено. Она рассказывала, как у парашютистов выкупали вещи, принадлежащие Борисову. Ведь после его смерти здесь располагалось общежитие школы парашютистов – они даже с башенки прыгали. Затем здесь обосновался детский костно-туберкулёзный госпиталь. Антонина Николаевна подчёркивает, что усадьбу удалось вернуть к жизни благодаря усилиям Майи Миткевич, директора государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», и Льву Вострякову, бывшему руководителю областной культуры. А про Борисова она рассказывает так:

— Я такого другого человека не знаю, который мог бы рисовать, смог зимовать, описал жизнь ненцев, нанёс 35 наименований на карту, кроме того, он великий экономист. Проект этого дома – его. Проект «Солонихи» – тоже. Он был первым управляющим на курорте «Солониха». До сих пор «Солониха» здравствует и процветает. Он автор проекта Северной железной дороги. БАМ – его проект! При жизни Борисова знал весь мир, ему рукоплескали в разных странах! И у него награды четырёх стран!

Она называет и другие достижения Александра Борисова, а ведь мы его в основном знаем как художника, который рисовал Арктику. Как художника его впервые заметили на Соловках – там было его первое послушание и испытание. А в Арктику он отправился в 28 лет в составе экспедиции и привёз 150 картин. Основатель и владелец галереи русской живописи Павел Третьяков так ими впечатлился, что купил 60 картин за восемь миллионов рублей и открыл целый зал в своей галерее. На эти деньги Борисов набрал команду из моряков и отправился на Новую Землю, где пробыл 14 месяцев. Там он построил дом из брёвен, которые сплавил по Северной Двине из родного Красноборска до Архангельска, а потом уже морем переправил на Новую Землю. И чуть не погиб, когда экспедицию затёрло во льдах. А в результате экспедиции на географической карте появилось 14 новых названий.

Кружка, подаренная Александру Борисову знаменитым норвежским исследователем НансеномВ экспозиции мы увидели кружку, которую Борисову подарил знаменитый норвежский путешественник Нансен. Он тогда сказал, что Борисов сначала художник, а затем исследователь Арктики, а он, Нансен, наоборот – сначала исследователь, а потом художник. Нансен не сомневался, что они с Борисовым на «одной ноге», но норвежского исследователя знает весь мир, а на Александре Борисове как бы лежит «печать» провинциальности, дескать, наш, красноборский, чем и гордимся. 

Но так‑то он тоже принадлежит всему миру, но, прежде, своей стране, для которой сделал очень много. И это беда страны, если она об этом не знает.

Антонина Николаевна отлучилась на несколько минут и вернулась с большим букетом цветов – для Александра Алексеевича. Мы тоже попросились поехать на кладбище.

— Сейчас дата не юбилейная, поэтому много людей не собираем, – объясняет Антонина Николаевна, – в другие разы и до восьмидесяти человек приезжало, в том числе, и художники, они потом здесь живут и работают, а картины оставляют музею. Собралась уже целая экспозиция.

Также здесь есть детская студия, куда ходят красноборские дети, а летом и те, кто приехал в гости. Так что дом постоянно насыщен жизнью.

Внуки Павла: Павел Владимирович и Ольга ВладимировнаРодственники собрались возле храма. Ольга Владимировна Жаворонкова приехала из Новодвинска. Тут же и её брат – Павел Владимирович. Их отец – Владимир Павлович, а дед – тот самый Павел, племянник Александра Алексеевича, в честь рождения которого он посадил сосну в 1910 году. Это знаменитое дерево, которое разрослось на четыре ствола – потом у Павла родилось четверо детей, как предсказывал Александр Алексеевич.

Приехали родственники из других мест Архангельской области, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода. Александр Алексеевич похоронен рядом с родителями, Также здесь покоится его племянник. Возложили цветы, помянули. Родственники отправились в дом на обед, а мы продолжили путь в Архангельск, но с мыслью, что сюда надо вернуться и пробыть тут целый день.

Четырёхствольная сосна, посаженная Борисовым в 1910 г. в честь рождения племянника ПавлаУдивительно – усадьба находится рядом с дорогой, по которой каждый день проезжают сотни людей. И это тот случай, когда стоит остановиться хоть на какое‑то время. Может, эта остановка окажется очень важной в жизни и поможет увидеть другой мир. Невероятный, созданный Александром Борисовым. И мир этот живой – там, за оградой, где дом со сказочной башенкой…

Светлана ЛОЙЧЕНКО.

Культура

28 февраля

На извест­ной муз­ей­ной мель­нице вос­ста­нав­лива­ют крылья

28 февраля

В Рос­сийс­кой наци­ональ­ной биб­ли­оте­ке в Санкт-Пет­ер­бурге нача­лись Дни Фёдо­ра Абрамова

28 февраля

В Архан­гель­ской области про­шёл фото­тур National Geographic Россия

28 февраля

Фёдор Абра­мов: Пре­дос­тере­же­ние гря­ду­щим поколе­ни­ям

27 февраля

«Без слова Абрамо­ва рус­ский мир будет неполный»

27 февраля

Доб­ролю­бов­ка предс­та­вля­ет сбор­ник про­из­веде­ний Абрамо­ва для детей

27 февраля

К сто­ле­тию Абрамо­ва: «Не верь­те тому, что напи­сано на 409‑й стра­нице»…

27 февраля

Стран­ник, кото­рый ста­нов­ит­ся бродягой

27 февраля

В Кот­ласе про­шёл фес­тиваль для детей с ограни­чен­ными воз­мож­нос­тями здоровья

27 февраля

В Север­ном хоре репети­ру­ют постан­ов­ку «Пинеж­ское мети­ще» к сто­ле­тию Федо­ра Абрамова

26 февраля

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва. «Это был праз­дник рус­ской культуры»

26 февраля

Архан­гель­ская инклю­зив­ная тан­цеваль­ная груп­па «Про­стор» высту­пит на сцене Боль­шого театра

26 февраля

В Архан­гель­ске пока­жут «Шедев­ры мас­те­ров Париж­ской школы»

26 февраля

Архан­гель­ский капи­тан, став­ший писа­те­лем, выпус­тил две книги о судь­бах моряков

Похожие материалы

28 февраля Культура

В Рос­сийс­кой наци­ональ­ной биб­ли­оте­ке в Санкт-Пет­ер­бурге нача­лись Дни Фёдо­ра Абрамова

28 февраля Культура

Фёдор Абра­мов: Пре­дос­тере­же­ние гря­ду­щим поколе­ни­ям

27 февраля Культура

К сто­ле­тию Абрамо­ва: «Не верь­те тому, что напи­сано на 409‑й стра­нице»…

27 февраля Культура

Стран­ник, кото­рый ста­нов­ит­ся бродягой

26 февраля Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва. «Это был праз­дник рус­ской культуры»

26 февраля Культура

Архан­гель­ская инклю­зив­ная тан­цеваль­ная груп­па «Про­стор» высту­пит на сцене Боль­шого театра

21 февраля Культура

«Сна­чала я её нари­сую, а потом съедим!»

20 февраля Культура

Кто и как рас­поря­жа­ет­ся нас­ледст­вом Фёдо­ра Абрамова

14 февраля Культура

Архан­гель­ские коло­кола зво­нят «по‑писа­хов­ски»

14 февраля Культура

Люди сереб­ряно­го воз­раста изу­чали иност­ра­нные языки в Доб­ролю­бов­ке

13 февраля Культура

С бла­гос­лове­ния Люд­милы Вла­ди­ми­ров­ны Кру­ти­ко­вой…

10 февраля Культура

В Архан­гель­ске откры­лись две выставки к сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

9 февраля Культура

В плену теат­ра Алек­сандра Филип­пенко