12.12.2019 09:00

«Песню спела, сахар съела…»

Почувствовать себя героями Абрамовских произведений. Впереди – Леонид Житов, начальник отдела по культуре и туризму администрации Пинежского района
Хлеб из печи имеет особый вкус
Оказывается, старинные игры Веркольского хора очень крутые!

Туристическими маршрутами Пинежья проехали вместе операторы архангельских турагентств и учителя архангельских школ

Организовал поездку отдел по культуре и туризму администрации Пинежского района совместно с туристско-информационным центром «Пинежье». Гостей провезли очень насыщенным маршрутом, чтобы затем вместе обсудить, какое путешествие для современного школьника окажется самым привлекательным и востребованным.

О том, возможен ли детский туризм при огромном количестве всевозможных ограничений и весьма взрослых проблем, мы расскажем в одном из следующих номеров.

Абрамов и дети

А сегодня начнем с Верколы. И с вопроса – что там может быть интересно школьникам? Когда мы приехали в село и остановились в Татьяниной избе, там уже жили двадцать архангельских школьников. Сейчас, в преддверии столетия Фёдора Абрамова, основная тема любых поездок в Верколу – это он сам. Но становится ли творчество писателя их участникам ближе? И нет ли опаски – с одной стороны, «перекормить» экскурсиями и информацией о нём, с другой – не превратить бы такие путешествия в сплошной развлекательный квест.

Татьяна СедуноваМы в Татьянину избу заселились, когда шестиклассники уже успели за сутки здесь адаптироваться. В ожидании ужина одни носились по дому, другие рыли норы в белом и пушистом снегу, кстати, любимое занятие. А по словам Татьяны Седуновой, хозяйки гостевого дома, первые шаги в незнакомый мир огромной деревенской избы для городских школьников даются непросто.

– Вчера вечером они приехали к нам, – рассказывает она, – всё здесь для них необычно, удивились, что жить будут в комнатах большими компаниями. А я им говорю, а вы ещё и друг к другу будете ходить в гости! Так потом и получилось. Они учились вместе шесть лет, а познакомились по‑настоящему здесь.

Приехав в Верколу, дети вдруг обнаружили, что у них нет связи – и началась паника. Значит, родителям не пожалуешься и в интернет не нырнёшь. Мобильный вдруг становится ненужной вещью – как деньги для Робинзона Крузо на необитаемом острове. А утром начинается другая жизнь – с квестами, поездками, играми.

Вечером, перед ужином, у них образовалось свободное время, а после ужина ожидалась очень желанная дискотека. А у нас, взрослых, на это же время была намечена вечёрка с Веркольским хором. И тут Татьяне Николаевне приходит мысль всё это дело объединить – ну никогда в городе эти дети не пойдут на концерт Веркольского хора.

Но они и тут не хотели идти! Какая вечёрка с каким‑то хором?! Это же отстой. Так прямо и говорили. Но всё же их убедили побыть хотя бы недолго и повезли в новую гостиницу «Дом в Пекашино», где и была намечена вечёрка. И они сели сплошной стеной с одинаковыми вызывающе кислыми лицами.

Хор спел несколько песен, а потом начались игры. Те самые, в которые играли здесь в прошлом и позапрошлом веках. Но игры какие! Похожие на третьего лишнего, только более сложные и разнообразные. Ребята разыгрались, разбегались. А потом началась игра в «сахаринку». Хор поёт: «Сахаринка, сахаринка на полу, не ленивый сахаринку подберу. Сахар съела, песню спела, целовать дружка хотела!» Тот, кто водит, подходит к тому, по ком сердце болит. «Если люб – поклонись, а не люб – отворотись». Мальчики подходят к участницам хора – для них они бабушки. Кланяются, обнимаются, те их целуют, как своих внуков. Игра длится долго, кто‑то из взрослых предлагает отдохнуть. И тут мальчишеский голос: «Давайте ещё поиграем!»

Поиграли. Потом стали танцевать. Уже мальчики с девочками, но так, как танцуют бабушки в хоре – кругами, притаптывая и кружась. Пришло время ужинать, а дети не хотели уходить.

Мы говорим об их клиповом сознании, но не даём им выбора. И такие поездки – это возможность увидеть, что мир разнообразный и есть варианты.

Потом уже на круглом столе взрослые его участники говорили о том, что в поездках в Верколу должна быть сверхзадача – заинтересовать детей чтением, конечно, прежде всего, произведений Абрамова.

Назавтра хор поехал выступать в другое село. Проезжали мимо Татьяниной избы, где в это время стояли дети. Как они махали друг другу!

У этих детей, без сомнения, шаг к Абрамову сделан…

Переодевание с преображением

И ещё об одном опыте, который получили взрослые. Действо, которое нам предложили, называлось «Живые картинки». Надо было переодеться и придумать какую‑то картинку из прошлого, чтобы самому поучаствовать в ней. Переодевались весело, а потом огляделись друг на друга, посмотрели на себя в зеркало и замерли. Будто сами стали героями абрамовских произведений!

Вышли на улицу, решили, что пойдут полоскать белье на речку. Шли и представляли – как это в мороз спускаться к реке, а свет‑то не близкий, ещё далеко не отошли, а уже замёрзли. А если ещё и голодно?

Когда вернулись, сели за стол, разделили по кусочку хлеб, который только что испекли в печи. Правда, этот житник был невероятно вкусный. А потом вышли все на улицу – в том числе и те, кому верхняя одежда не досталась, и устроили игры и хороводы. Душа требовала.

И долго обсуждали те чувства, которые пережили. Кто не читал Абрамова, теперь обязательно почитает. Потому что это уже хоть немного, но и о них…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО, фото автора