Сегодня ученики 11-х классов пишут итоговое сочинение.
Как получается: сначала пугали-пугали школьников ЕГЭ, потом оказалось, что все не так страшно, а кому-то даже и проще, чем на обычном экзамене. Теперь пугают выпускным сочинением. Но и в нем ничего сложного нет, если хорошо подготовиться. Так считает учитель русского языка и литературы, заместитель директора архангельской школы № 37 Людмила Медведева, которая уже 36 лет знакомит школяров с творениями классиков и современников
– Людмила Николаевна, как сами учителя восприняли идею вернуть в школы выпускное сочинение?
– Когда только объявили об этом, были неоднозначные мнения. Одни одобряли на все сто процентов, другие отнеслись не очень оптимистично. Причина – лишняя загруженность, дополнительное напряжение для ребят, волнение. Вроде как привыкли к определенному темпу, а тут еще что-то придумали... Но потом все приняли как должное, тем более что плохого-то в сочинении ничего нет.
– А в чем, собственно, напряжение? Когда-то в школе каждую четверть задавали писать сочинения...
– И сейчас пишут, и не только каждую четверть – по каждой теме пишут. Все распланировано: когда, по какой теме, классное или домашнее. Но в последнее время с появлением Интернета, всяких решебников стали больше задавать сочинения краткие и классные, чтобы писали на уроках и думали самостоятельно. Так что к сочинениям ребята привыкли. А напряжение в том, что это еще один экзамен. И не просто экзамен, от его результата – зачет или незачет – зависит допуск к ЕГЭ.
– Если судить по пробному сочинению – насколько сложными оказались требования?
– В нашей школе с пробным сочинением справились все, у всех зачет. Для зачета первое требование – к объему. Если написано меньше 250 слов, сочинение даже не рассматривается. Рекомендуемый объем – 350 слов. Вот, смотрите, это пробное сочинение примерно такого объема (меньше полутора страниц формата А-4. – Авт.). Можно и больше, одна наша ученица 700 слов написала. Но дело не в количестве слов, а в соответствии теме. Это обязательное требование. Если тема о сострадании – значит, и писать нужно о сострадании.
А второе обязательное требование – использование не менее одного литературного источника, произведения. Но его нужно не просто назвать, а аргументировать – в чем именно сострадание проявляется.
Но есть еще и другие критерии для зачета: речь, композиция, грамотность. Требование к «зачетной» речи – чтобы она не затрудняла понимание, речевые ошибки не подсчитываем. Композиция должна соответствовать сочинению-рассуждению, это значит – тезис, доказательство, вывод. И чтобы абзацы выделены были. Наконец, грамотность: допускается не больше пяти ошибок на 100 слов. Но можно пользоваться орфографическим словарем. Возможно, кого-то это и спасет от лишней ошибки.
В школе мы ставим только «зачет», заносим результаты в базы, отправляем скан-копии сочинений. А когда наши выпускники будут подавать заявления в вузы, они при поступлении попросят рассмотреть их сочинения – и уже там комиссии выставят за них баллы. Максимум – 10 баллов, которые причислят к баллам за ЕГЭ.
– В ЕГЭ по русскому языку уже было сочинение-эссе. Оно останется?
– Да, останется. Но там как раз не обязателен литературный материал, можно ссылаться на примеры из жизни, газеты, журналы, личный опыт. А можно и из литературы, это даст дополнительные баллы. В итоговом же сочинении использовать хотя бы один литературный источник обязательно.
– Темы сочинений заранее не сообщаются?
– Конкретные темы ребята узнают, когда уже сидят в кабинетах, за 15 минут до начала экзамена. Для пробного сочинения дали три темы, достаточно общего характера. Вот, например, «Почему нужно сострадание». Какое произведение выбрать для примера, какого автора – не оговаривается. Хоть классику, хоть зарубежную литературу, изучали ли на уроках или читали самостоятельно – неважно. Кто-то взял за основу рассказ «Немец в валенках» Воробьева, кто-то вспомнил Достоевского – Раскольникова и Соню, кто-то Лидию Михайловну из рассказа «Уроки французского» Распутина...
– Опора на литературу предполагает, что дети должны читать. Читают ли и что именно?
– Дети читают... не очень. Но нельзя сказать, что совсем не читают. Когда спрашиваешь, какую книжку читал, – каждый что-то читал. Классику, конечно, порой не все прочитывают. Есть такие, кто начинает читать и не дочитывает... А ведь программа по литературе достаточно насыщенная, рамки широкие. Есть произведения, обязательные для изучения, есть те, которые изучаем обзорно. Есть и для самостоятельного чтения.
А что сейчас больше читают, трудно сказать, особых тенденций не вижу. Года два назад все читали про какие-то сумерки, но это и литературой-то считать нельзя. Те, кто помладше, читают Гарри Поттера. Я тоже пару книг прочитала, чтобы в курсе быть. Но есть и такие, кто философские произведения читает, Коэльо упоминают...
– А еще ведь нужно уметь свои мысли изложить...
– В 11-м классе в общем-то умеют. Но проблемы с речевыми ошибками остаются – на построение фраз. Да всю жизнь эти ошибки были, никак не искореняются. И мы им внимание уделяем, и в программах – употребление в речи таких-то конструкций.
– Что самое важное в подготовке к сочинению?
– Конечно, читать. Но за один день не подготовиться, работа идет систематическая с начальных классов. Сочинение-рассуждение мы учим писать и в основной школе. Готовятся под руководством учителя: даются направления к теме, ребята подбирают, какие произведения можно использовать, какое вступление сделать. По пробному сочинению, кстати, в некоторых школах есть «незачеты» – мало слов, литературный пример не аргументирован, а кого-то с телефоном удалили...
Спрашивала Людмила АСЮТЧЕНКО. Фото автора.
«Война и мир» – самое лучшее произведение о любви»
По какому произведению лично вы стали бы писать сочинение и почему?
Марина Антипина, главный библиотекарь отдела литературы по искусству Добролюбовки: – Мне кажется, нужно писать сочинение по произведению, которое находит отклик в душе. Если говорить обо мне, то это «Иностранка» Сергея Довлатова. Я особо выделяю стиль этого писателя. Хотя Довлатов пишет о серьезных вещах, в его книгах присутствует ирония. А ведь на повседневную жизнь, по-моему, тоже нужно смотреть с иронией.
Наталья Ермолина, директор Архангельского художественного салона-галереи: – В школе мне нравилось писать сочинения. Очень люблю произведения Федора Достоевского, сейчас выбрала бы роман «Братья Карамазовы». Но школьникам, наверное, сложно понять эту книгу. А самое лучшее произведение о любви – «Война и мир» Льва Толстого, которое, к сожалению, ученики обычно не любят.
Анастасия Колодина, юрист: – В сочинении мне хотелось бы провести параллели между настоящим и прошлым, показать, в чем сходство литературных персонажей того времени с современными людьми – в плане ценностей, личных качеств. Указала бы, какие черты характера, типы людей писатель высмеивал, какими восхищался. В старших классах очень нравилось читать роман Чингиза Айтматова «Плаха» – может, выбрала бы его для сочинения.
Сергей Трубин, член Союза художников России: – Я бы остановился на русской классике. Одно из любимых произведений – «Мертвые души» Николая Гоголя, не раз перечитывал его и после школы. Думаю, это и есть настоящая литература. Книга написана в XIX веке, но до сих пор не устарела.
Алексей Бабошин, председатель Котласской межрайонной организации инвалидов: – «Война и мир» – замечательное произведение. Там отражены глубокие темы жизни, любви, социальных отношений, судеб. Мне кажется, именно его я и выбрал бы для сочинения.
Юлия Сафонова, организатор социальных проектов: – Я бы с удовольствием написала сочинение по книге Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Жаль, что в школьную программу она не входит. Когда прочитала это произведение, внутри меня действительно что-то изменилось.
Подготовила Ирина ГЛУШКОВА. Фото автора и из личных архивов участников опроса.