18.08.2016 16:27

«Святогор», ставший «Красиным»

Весной 2016 года мне посчастливилось побывать на легендарном ледоколе «Леонид Красин» в Санкт-Петербурге. Легендарный он потому, что символизирует целую эпоху славной морской истории России. А ещё потому, что на сегодняшний день это единственный сохранившийся на плаву отечественный ледокол, участвовавший в проводке арктических конвоев. Тех самых, о которых так много и ярко писал Пикуль.

Затопили слишком аккуратно

Судьба «Красина» тесно связана с Архангельском. Он был построен в Англии и спущен на воду в 1916 году под именем «Святогор». 31 марта 1917 года на судне поднят Андреевский флаг. Именно эту дату считают официальным днём рождения ледокола. В том же 17‑м году судно, ставшее одним из первенцев ледокольного флота России, отправилось в порт Архангельск.

Спустя год ледокол затопили в фарватере Северной Двины, пытаясь его корпусом преградить путь кораблям интервентов. Тут могла и закончиться история судна, но затопили слишком аккуратно, на мелководье – англичане откачали воду и в кратчайшие сроки вернули ледокол в строй, уже под флагом Его Величества. Впоследствии капитан ледокола за «неэффективную операцию по затоплению», квалифицированную советскими властями как саботаж, был осуждён и расстрелян.

Краткий период интервенции для «Святогора» сменился службой уже у туманных берегов Альбиона. Уходя из России, англичане забрали судно с собой в качестве военного трофея. Но брутальный арктический ледокол не нашёл достойного места в составе королевского флота: слишком дорогой в обслуживании, слишком прожорливый, да и льдов особых вокруг Лондона не наблюдалось. И тут английское адмиралтейство выступило с неожиданным и весьма интересным предложением к советскому правительству: выкупить ледокол по остаточной цене, которая не была доплачена российскими властями ещё при строительстве судна на английской верфи.

Специальная комиссия во главе с полпредом России в Великобритании Леонидом Красиным оценила состояние и возможности судна и договорилась о его выкупе. Ледокол вернулся в Россию с английской командой на борту, которую, впрочем, очень быстро депортировали обратно, дабы не растлевала умы моряков совсем недавно гремевшего мятежами Кронштадта.

В 1927 году ледокол получил имя «Красин», которое впоследствии прославило его на весь мир. Одной из самых знаменитых операций «Красина» стало спасение экспедиции Умберто Нобиле, который отправился на Северный полюс на дирижабле «Италия» в 1928 году.

Совершил кругосветку и проводил конвои

Тем временем на континенте разгоралась Вторая мировая война. В ноябре 1941 года судно прошло ремонт и довооружение в США.

Ледокол совершил кругосветное путешествие. А в апреле 1942 года в составе конвоя PQ-15 «Красин» участвовал в переходе из Исландии в Мурманск. Этот конвой, к слову, был не столь драматичен, как известный нам по книгам Пикуля PQ-17, но тоже занял свое место в военной истории. Корабли были атакованы немецкими торпедоносцами, три сухогруза затонули.

До 1944 года «Красин» проводил арктические конвои в порты Мурманска, Архангельска и Молотовска. Судно несколько раз перевооружали, в целом это был самый боеспособный и мощный ледокол альянса. Настоящий арктический рыцарь.

После войны «Красин» участвовал во многих научных экспедициях, прошёл несколько этапов модернизации, практически полностью изменивших его внешний облик.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств, окончательно устаревший и обветшавший ледокол в лихие девяностые годы встал на вечную стоянку в Санкт-Петербурге на Набережной Лейтенанта Шмидта. Сегодня это полноценный филиал Музея Мирового океана.

Сон стального рыцаря

Сейчас судно выглядит спящим – словно «Красин» только-только пришёл в порт приписки после долгого арктического рейда. Команда в увольнительных, лишь дежурные на своих постах, да капитан пьет горячий крепкий чай и разглядывает судостроительные верфи Васильевского острова через распахнутые иллюминаторы рубки.

Впрочем, это лишь иллюзия. Поднявшись на борт, понимаешь – судно на вечной стоянке. В коридорах – выставки, каюты капитана и начальника экспедиции стали музейными экспонатами. Офицерская кают-компания давно уже не видела суровых седеющих мужчин, невозмутимо обедающих при восьмибалльной качке.

Факт
В Российском флоте появился более современный ледокол «Красин» – сегодня он служит в составе мурманской ледокольной флотилии. И чтобы не было путаницы, ледокол-музей переименовали – теперь его официальное имя «Леонид Красин».
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Денис ГОРИН. Фото автора