Счастье привалило. А делать‑то чего?

5 апреля 11:40 Из газеты
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Мартовская премьера архангельского драмтеатра – оратория колхозной жизни «Слон» по запрещённой пьесе драматурга Александра Копкова.

Поставил «Слона» московский режиссёр Игорь Меркулов, который окончил ГИТИС по специальностям «Актёр театра и кино» в классе Олега Табакова и «Режиссёр музыкального театра» под руководством Матвея Ошеровского. А над массовыми хореографическими номерами – есть в «Слоне» и такие – работал балетмейстер Алишер Хасанов, который сотрудничал со сборной России по фигурному катанию, артистами Цирка Никулина на Цветном бульваре, а также с ведущими театрами столицы.

Чёрт, он же Разин, он же Маркс

Главный горе-герой комедии в двух действиях – простой колхозник, балалаечник и отец семейства Гурьян Мочалкин – теряет покой после того, как в руки ему попадается «Капитал» Карла Маркса. Закрадывается ему, понимаете ли, в голову мысль, столь крамольная для советского человека – тоже буржуем стать, разбогатеть, ведь «золото даже открывает дорогу в рай!»

На счастье (это ему только сначала так кажется), поблизости очень кстати зарыт клад самого Степана Разина – золотой слон. И, естественно, выкопав его, Гурьян Гурьянович оказывается перед выбором: отдать слона колхозу – но только за прижизненный памятник, без эффекта отдавать не хочется! – или одному слоном владеть, уехать в Америку и зваться там Купером: жениться на молодой американке, стать коммерсантом и построить небоскрёб.

«Слон» – это очередная многоперсонажная постановка драмтеатра в этом сезоне. В основном составе спектакля задействованы 14 актёров, и ещё 13 играют в массовых колхозных сценах.

Главную роль нежданно-негаданного богача Мочалкина играет Александр Дубинин, а жену его – заслуженная артистка России Елена Смородинова. Заметную роль в спектакле играет также Иван Братушев. Видеть его, знакомого по ролям Василия Тёркина или чиновника Поприщина из «Блогера», в качестве солдафонистого и дубиноголового председателя колхоза Курицина – удивительно.

И отметим, что всех троих смутьянов, заронивших зерно запретной мечты в голову Мочалкина – Маркса, Стеньки Разина и самого чёрта! – играет один актёр, Александр Субботин. Причём оцените смелость драматурга: написать прошение принять его в партию Мочалкина науськивает именно чёрт.

Минуй нас пуще всех печалей

Сюжет по тем временам – трагический и страшный, но «Слон» – это именно комедия. Комедийные и фарсовые начала усиливаются не столько благодаря доведению сюжетных перипетий до абсурда (чего стоит только план Гурьяныча построить дирижабль и улететь на нём в Америку, а потом и того дальше – на Юпитер), сколько за счёт подачи и визуальной составляющей.

На головах у работников и работниц колхоза – солома, как у ярмарочных ряженых, а щёки жирно нарумянены, как у Марфуши в советском фильме-сказке «Морозко». Но при этом облачены колхозники почти поголовно в светлые льняные одежды – неподходяще для людей, работающих на земле. Белые рубища напоминают древнегреческие тоги.

Примечательно и то, что тот же Курицин, в отличие от колхозников, ходит в сюртуке и в галифе, что и внешне выделяет и обособляет его от тружеников села. Комизма добавляет и нарочитая драматичность поз, которые принимают герои-колхозники. Особенно, когда они, заслышав слово «рожь», как один, отшатываются.

Впрочем, за ассоциациями с греческим театром вообще далеко ходить не приходится. Главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко как художник-сценограф разместил на подмостках амфитеатр и подписал его – «Хор». Такие же безапелляционные надписи есть и у других элементов декораций – у солнца, прячущегося за облачком, словно сошедших с плакатов Владимира Маяковского к «Окнам РОСТа».

Кстати, это облачко – вещь функциональная: на ней транслируется видеоряд, который служит одновременно и флешбеком, и показывает наивные мечты Мочалкина о богатстве и процветании в Америке. Когда впервые видишь эту видеонарезку, смех замирает на губах – от восторга. А потом приходит понимание, сколько же дополнительной работы проделала постановочная группа спектакля и дизайнеры-монтажёры.

Гудбай, Америка

Во время спектакля меня не отпускало какое‑то смутное беспокойство. «Почему? – думаю, – вроде бы комедия, поют, пляшут…» Но ведь за этим балаганом и той тихой, домашней, успокаивающей развязкой – отказом от американского счастья в пользу своего, русского – страшная действительность. Как в 1932 году драматург мог вложить в уста героя слова: «Ой, жалко, что царя свергли»?

В конце спектакля Мочалкин говорит своей Марфе:

— Матка, пора спать, а завтра предстанем перед судом народа. Ответим раз и навсегда и заживём сызнова.

Но ведь мы‑то понимаем, что после того, что Гурьян устроил, никакого «сызнова» может не получиться.

На официальной странице драмтеатра в соцсети «ВКонтакте» одна подписчица, молодая женщина, возмущалась: сколько можно, мол, про деревню ставить, городскому человеку неинтересно… Но «Слон» – не про деревню: он про грех, про несбыточные мечты и про слабую человеческую натуру. А эти понятия – они и в городе, и в деревне одни и те же.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

25 апреля

В Архан­гель­ске завер­шился VII област­ной хоре­ог­рафи­чес­кий фес­тиваль «Хрус­таль­ная туфелька»

24 апреля

Север­ный народ­ный хор высту­пил в Ильин­ском собо­ре Архан­гель­ска

24 апреля

В Архан­гель­ске откры­лся музей исто­рии само­го север­ного уни­вер­сите­та России

23 апреля

В «Биб­ли­оночь» для детей в Архан­гель­ске устро­или «Биб­ли­осу­мер­ки»

23 апреля

В Санкт-Пет­ер­бурге пере­из­дали руко­пис­ный атлас Архан­гель­ской губер­нии 18 века

22 апреля

Фес­тиваль «Европ­ей­ская вес­на» подарил Архан­гель­ску шоу миро­вого уровня

22 апреля

Про­ект «Помор­ский кар­бас» предс­та­вят в мор­ском музее Архан­гель­ска

21 апреля

В Архан­гель­ске наг­ради­ли победи­те­лей кон­курса «Кни­га года»

21 апреля

В посел­ке Уем­ский начи­на­ет рабо­ту выставка кар­тин братьев Сюхиных

21 апреля

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка работ буду­щих худож­ни­ков, диз­ай­не­ров и архит­ек­то­ров

20 апреля

Шен­курс­кий музей соз­даст копию голов­ного убора рус­ских царе­вен ХVI–ХVII века

20 апреля

Новод­винск при­мет луч­шие хоры и ансамбли области

20 апреля

Архан­гель­ский драм­те­атр закроет сезон антич­ной комедией

20 апреля

В Архан­гель­ске про­шел отбор участ­ни­ков на все­рос­сийс­кий теле­визи­он­ный про­ект «Синяя птица»

19 апреля

В Архан­гель­ске откры­лся музей север­ных козуль

Похожие материалы