Счастье привалило. А делать‑то чего?

5 апреля 11:40 Из газеты
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Мартовская премьера архангельского драмтеатра – оратория колхозной жизни «Слон» по запрещённой пьесе драматурга Александра Копкова.

Поставил «Слона» московский режиссёр Игорь Меркулов, который окончил ГИТИС по специальностям «Актёр театра и кино» в классе Олега Табакова и «Режиссёр музыкального театра» под руководством Матвея Ошеровского. А над массовыми хореографическими номерами – есть в «Слоне» и такие – работал балетмейстер Алишер Хасанов, который сотрудничал со сборной России по фигурному катанию, артистами Цирка Никулина на Цветном бульваре, а также с ведущими театрами столицы.

Чёрт, он же Разин, он же Маркс

Главный горе-герой комедии в двух действиях – простой колхозник, балалаечник и отец семейства Гурьян Мочалкин – теряет покой после того, как в руки ему попадается «Капитал» Карла Маркса. Закрадывается ему, понимаете ли, в голову мысль, столь крамольная для советского человека – тоже буржуем стать, разбогатеть, ведь «золото даже открывает дорогу в рай!»

На счастье (это ему только сначала так кажется), поблизости очень кстати зарыт клад самого Степана Разина – золотой слон. И, естественно, выкопав его, Гурьян Гурьянович оказывается перед выбором: отдать слона колхозу – но только за прижизненный памятник, без эффекта отдавать не хочется! – или одному слоном владеть, уехать в Америку и зваться там Купером: жениться на молодой американке, стать коммерсантом и построить небоскрёб.

«Слон» – это очередная многоперсонажная постановка драмтеатра в этом сезоне. В основном составе спектакля задействованы 14 актёров, и ещё 13 играют в массовых колхозных сценах.

Главную роль нежданно-негаданного богача Мочалкина играет Александр Дубинин, а жену его – заслуженная артистка России Елена Смородинова. Заметную роль в спектакле играет также Иван Братушев. Видеть его, знакомого по ролям Василия Тёркина или чиновника Поприщина из «Блогера», в качестве солдафонистого и дубиноголового председателя колхоза Курицина – удивительно.

И отметим, что всех троих смутьянов, заронивших зерно запретной мечты в голову Мочалкина – Маркса, Стеньки Разина и самого чёрта! – играет один актёр, Александр Субботин. Причём оцените смелость драматурга: написать прошение принять его в партию Мочалкина науськивает именно чёрт.

Минуй нас пуще всех печалей

Сюжет по тем временам – трагический и страшный, но «Слон» – это именно комедия. Комедийные и фарсовые начала усиливаются не столько благодаря доведению сюжетных перипетий до абсурда (чего стоит только план Гурьяныча построить дирижабль и улететь на нём в Америку, а потом и того дальше – на Юпитер), сколько за счёт подачи и визуальной составляющей.

На головах у работников и работниц колхоза – солома, как у ярмарочных ряженых, а щёки жирно нарумянены, как у Марфуши в советском фильме-сказке «Морозко». Но при этом облачены колхозники почти поголовно в светлые льняные одежды – неподходяще для людей, работающих на земле. Белые рубища напоминают древнегреческие тоги.

Примечательно и то, что тот же Курицин, в отличие от колхозников, ходит в сюртуке и в галифе, что и внешне выделяет и обособляет его от тружеников села. Комизма добавляет и нарочитая драматичность поз, которые принимают герои-колхозники. Особенно, когда они, заслышав слово «рожь», как один, отшатываются.

Впрочем, за ассоциациями с греческим театром вообще далеко ходить не приходится. Главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко как художник-сценограф разместил на подмостках амфитеатр и подписал его – «Хор». Такие же безапелляционные надписи есть и у других элементов декораций – у солнца, прячущегося за облачком, словно сошедших с плакатов Владимира Маяковского к «Окнам РОСТа».

Кстати, это облачко – вещь функциональная: на ней транслируется видеоряд, который служит одновременно и флешбеком, и показывает наивные мечты Мочалкина о богатстве и процветании в Америке. Когда впервые видишь эту видеонарезку, смех замирает на губах – от восторга. А потом приходит понимание, сколько же дополнительной работы проделала постановочная группа спектакля и дизайнеры-монтажёры.

Гудбай, Америка

Во время спектакля меня не отпускало какое‑то смутное беспокойство. «Почему? – думаю, – вроде бы комедия, поют, пляшут…» Но ведь за этим балаганом и той тихой, домашней, успокаивающей развязкой – отказом от американского счастья в пользу своего, русского – страшная действительность. Как в 1932 году драматург мог вложить в уста героя слова: «Ой, жалко, что царя свергли»?

В конце спектакля Мочалкин говорит своей Марфе:

— Матка, пора спать, а завтра предстанем перед судом народа. Ответим раз и навсегда и заживём сызнова.

Но ведь мы‑то понимаем, что после того, что Гурьян устроил, никакого «сызнова» может не получиться.

На официальной странице драмтеатра в соцсети «ВКонтакте» одна подписчица, молодая женщина, возмущалась: сколько можно, мол, про деревню ставить, городскому человеку неинтересно… Но «Слон» – не про деревню: он про грех, про несбыточные мечты и про слабую человеческую натуру. А эти понятия – они и в городе, и в деревне одни и те же.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

23 октября

Архан­гель­ская «Тро­па мура­вей­ни­ков» стала фина­лис­том пре­мии «Мар­шрут года»

23 октября

Муз­ей­ный фонд парка «Рус­ская Аркти­ка» попол­нился уни­каль­ным экспо­на­том

22 октября

На архан­гель­ский кино­фес­тиваль «Бере­гиня» поступи­ло 140 заявок

21 октября

Новод­винс­кая певи­ца Ека­те­ри­на Успенс­кая стала «Золо­тым голо­сом России»

21 октября

Худож­ник Дмит­рий Тру­бин: «Я всег­да буду на сто­роне красных»

21 октября

Сер­гей Лаза­рев при­вез в Архан­гельск луч­шие песни

20 октября

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

20 октября

В Архан­гель­ске откры­лась выставка о рус­ско-нор­вежс­ком осво­ении Арктики

19 октября

В Архан­гель­ске вру­чили пер­вые Барен­цевы сти­пен­дии в сфере культуры

18 октября

Рес­тав­ра­ция само­го кра­си­во­го «стро­ган­ов­ско­го» храма в Архан­гель­ской области завер­шится к концу ноября

18 октября

Архан­гель­ская щеп­ная птица счас­тья оста­нет­ся в одном из арт-прос­транств Сочи

18 октября

Актер Евге­ний Кня­зев про­чтет «Бори­са Году­нова» в Архан­гель­ске и Севе­род­винске

17 октября

В Архан­гель­ске откро­ют­ся сразу три выставки, посвящ­ен­ные 100-ле­тию Совет­ской милиции

16 октября

Север­ный хор про­сит помощи в соз­да­нии музея север­ного быта

16 октября

В Архан­гель­ске сос­то­ялась пре­зен­та­ция книги для детей актера Сер­гея Микушева

Похожие материалы

21 октября Культура

Худож­ник Дмит­рий Тру­бин: «Я всег­да буду на сто­роне красных»

16 октября Культура

Сот­рудн­ик музея ИЗО Архан­гель­ска Любовь Гор­буно­ва отслу­жила на ниве куль­туры 50 лет

14 октября Культура

Архан­гель­ские «Про­сто пар­ни» отмеча­ют пяти­ле­тие группы

13 октября Культура

Вла­ди­мир Познер: «Мне не нра­вит­ся, когда меня мон­тиру­ют»

3 октября Культура

Экза­мен для пар­ня, кото­рый «слез с коня»: в Мос­кве про­шла выставка архан­гель­ского художника

2 октября Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: «Пиши о том, что колется!»

2 октября Культура

Трен­ды ново­го сезо­на – сказ­ки и Сереб­ренни­ков

1 октября Культура

Архан­гель­ский драм­те­атр. Кто всег­да давал в долг, а кто был Андже­ли­ной Джоли

30 сентября Из жизни

«До Кот­ласа из Авст­рии дед доб­рался толь­ко поздней осенью 1917 года...»

26 сентября Культура

Из Суры – к батюшке

23 сентября Культура

Люд­мила Кру­ти­ко­ва-Аб­рамо­ва: «Я всё сде­лала, чтобы Абрамо­ву был памятник»

22 сентября Культура

Звез­да по имени Вера

19 сентября Культура

Актри­се Архан­гель­ского дра­ма­ти­чес­кого теат­ра Ольге Зуб­ко­вой исполни­лось 80 лет