Счастье привалило. А делать‑то чего?

5 апреля 2017 11:40 Из газеты
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Мартовская премьера архангельского драмтеатра – оратория колхозной жизни «Слон» по запрещённой пьесе драматурга Александра Копкова.

Поставил «Слона» московский режиссёр Игорь Меркулов, который окончил ГИТИС по специальностям «Актёр театра и кино» в классе Олега Табакова и «Режиссёр музыкального театра» под руководством Матвея Ошеровского. А над массовыми хореографическими номерами – есть в «Слоне» и такие – работал балетмейстер Алишер Хасанов, который сотрудничал со сборной России по фигурному катанию, артистами Цирка Никулина на Цветном бульваре, а также с ведущими театрами столицы.

Чёрт, он же Разин, он же Маркс

Главный горе-герой комедии в двух действиях – простой колхозник, балалаечник и отец семейства Гурьян Мочалкин – теряет покой после того, как в руки ему попадается «Капитал» Карла Маркса. Закрадывается ему, понимаете ли, в голову мысль, столь крамольная для советского человека – тоже буржуем стать, разбогатеть, ведь «золото даже открывает дорогу в рай!»

На счастье (это ему только сначала так кажется), поблизости очень кстати зарыт клад самого Степана Разина – золотой слон. И, естественно, выкопав его, Гурьян Гурьянович оказывается перед выбором: отдать слона колхозу – но только за прижизненный памятник, без эффекта отдавать не хочется! – или одному слоном владеть, уехать в Америку и зваться там Купером: жениться на молодой американке, стать коммерсантом и построить небоскрёб.

«Слон» – это очередная многоперсонажная постановка драмтеатра в этом сезоне. В основном составе спектакля задействованы 14 актёров, и ещё 13 играют в массовых колхозных сценах.

Главную роль нежданно-негаданного богача Мочалкина играет Александр Дубинин, а жену его – заслуженная артистка России Елена Смородинова. Заметную роль в спектакле играет также Иван Братушев. Видеть его, знакомого по ролям Василия Тёркина или чиновника Поприщина из «Блогера», в качестве солдафонистого и дубиноголового председателя колхоза Курицина – удивительно.

И отметим, что всех троих смутьянов, заронивших зерно запретной мечты в голову Мочалкина – Маркса, Стеньки Разина и самого чёрта! – играет один актёр, Александр Субботин. Причём оцените смелость драматурга: написать прошение принять его в партию Мочалкина науськивает именно чёрт.

Минуй нас пуще всех печалей

Сюжет по тем временам – трагический и страшный, но «Слон» – это именно комедия. Комедийные и фарсовые начала усиливаются не столько благодаря доведению сюжетных перипетий до абсурда (чего стоит только план Гурьяныча построить дирижабль и улететь на нём в Америку, а потом и того дальше – на Юпитер), сколько за счёт подачи и визуальной составляющей.

На головах у работников и работниц колхоза – солома, как у ярмарочных ряженых, а щёки жирно нарумянены, как у Марфуши в советском фильме-сказке «Морозко». Но при этом облачены колхозники почти поголовно в светлые льняные одежды – неподходяще для людей, работающих на земле. Белые рубища напоминают древнегреческие тоги.

Примечательно и то, что тот же Курицин, в отличие от колхозников, ходит в сюртуке и в галифе, что и внешне выделяет и обособляет его от тружеников села. Комизма добавляет и нарочитая драматичность поз, которые принимают герои-колхозники. Особенно, когда они, заслышав слово «рожь», как один, отшатываются.

Впрочем, за ассоциациями с греческим театром вообще далеко ходить не приходится. Главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко как художник-сценограф разместил на подмостках амфитеатр и подписал его – «Хор». Такие же безапелляционные надписи есть и у других элементов декораций – у солнца, прячущегося за облачком, словно сошедших с плакатов Владимира Маяковского к «Окнам РОСТа».

Кстати, это облачко – вещь функциональная: на ней транслируется видеоряд, который служит одновременно и флешбеком, и показывает наивные мечты Мочалкина о богатстве и процветании в Америке. Когда впервые видишь эту видеонарезку, смех замирает на губах – от восторга. А потом приходит понимание, сколько же дополнительной работы проделала постановочная группа спектакля и дизайнеры-монтажёры.

Гудбай, Америка

Во время спектакля меня не отпускало какое‑то смутное беспокойство. «Почему? – думаю, – вроде бы комедия, поют, пляшут…» Но ведь за этим балаганом и той тихой, домашней, успокаивающей развязкой – отказом от американского счастья в пользу своего, русского – страшная действительность. Как в 1932 году драматург мог вложить в уста героя слова: «Ой, жалко, что царя свергли»?

В конце спектакля Мочалкин говорит своей Марфе:

— Матка, пора спать, а завтра предстанем перед судом народа. Ответим раз и навсегда и заживём сызнова.

Но ведь мы‑то понимаем, что после того, что Гурьян устроил, никакого «сызнова» может не получиться.

На официальной странице драмтеатра в соцсети «ВКонтакте» одна подписчица, молодая женщина, возмущалась: сколько можно, мол, про деревню ставить, городскому человеку неинтересно… Но «Слон» – не про деревню: он про грех, про несбыточные мечты и про слабую человеческую натуру. А эти понятия – они и в городе, и в деревне одни и те же.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

22 февраля

В Мезен­ском райо­не вос­ста­но­вят древ­нюю мельницу

22 февраля

Артисты архан­гель­ского теат­ра драмы побыва­ли на месте дейс­твия «Гамлета»

22 февраля

Пер­вопе­чат­ники, авиа­торы, музы­кан­ты и хирурги

21 февраля

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка нео­бык­нов­ен­ных ложек

20 февраля

Так много сок­ро­вищ. И все наши…

20 февраля

О бру­таль­ном желе­зе Соль­выче­год­ска, мяг­ком купе­чес­тве Кар­гопо­ля и нео­жид­ан­ной тайне Вельска

18 февраля

Архан­гело­гор­од­цам пред­лага­ют поучаст­во­вать в соз­да­нии музея Якова Лей­цинге­ра

18 февраля

«Тай­бола» про­руби­ла окно из Европы в Китай

18 февраля

Музей «Малые Коре­лы» про­во­дит кон­курс «Нас­ле­дие Поморья»

12 февраля

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка «Север­ные этю­ды. Акварель»

11 февраля

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

8 февраля

Фотог­ра­фии Вер­коль­ского монас­тыря уви­дят посети­тели выставки в Петер­бурге

7 февраля

В Архан­гель­ском теат­ре драмы снова ста­вят «Живые течения»

5 февраля

В Архан­гель­ске постро­ят двад­цати­мет­ро­вую парус­но-мот­ор­ную шхуну

5 февраля

Весна в Архан­гель­ске нач­нётся с выступле­ния гру­зин­ских артистов

Похожие материалы

22 февраля Культура

Пер­вопе­чат­ники, авиа­торы, музы­кан­ты и хирурги

20 февраля Культура

Так много сок­ро­вищ. И все наши…

20 февраля Культура

О бру­таль­ном желе­зе Соль­выче­год­ска, мяг­ком купе­чес­тве Кар­гопо­ля и нео­жид­ан­ной тайне Вельска

11 февраля Культура

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

4 февраля Культура

О людях, кото­рые оста­нут­ся навсегда

4 февраля Из жизни

Эмиг­ра­ция на две с полови­ной октавы

1 февраля Культура

В Выстав­оч­ном зале Архан­гель­ского отделе­ния Союза худож­ни­ков – выставка «Север»

30 января Культура

Как в области охраня­ют муз­ей­ные ценности

28 января Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Век Дани­ила Гранина

25 января Культура

Море­ход из Солом­балы и чаров­ница из Мезени

23 января Культура

Про­пов­едь звонаря

18 января Культура

Битва с цензурой

20 декабря Культура

Небо Кено­зерья над Пуш­кински­ми горами