Счастье привалило. А делать‑то чего?

5 апреля 2017 11:40 Из газеты
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Мартовская премьера архангельского драмтеатра – оратория колхозной жизни «Слон» по запрещённой пьесе драматурга Александра Копкова.

Поставил «Слона» московский режиссёр Игорь Меркулов, который окончил ГИТИС по специальностям «Актёр театра и кино» в классе Олега Табакова и «Режиссёр музыкального театра» под руководством Матвея Ошеровского. А над массовыми хореографическими номерами – есть в «Слоне» и такие – работал балетмейстер Алишер Хасанов, который сотрудничал со сборной России по фигурному катанию, артистами Цирка Никулина на Цветном бульваре, а также с ведущими театрами столицы.

Чёрт, он же Разин, он же Маркс

Главный горе-герой комедии в двух действиях – простой колхозник, балалаечник и отец семейства Гурьян Мочалкин – теряет покой после того, как в руки ему попадается «Капитал» Карла Маркса. Закрадывается ему, понимаете ли, в голову мысль, столь крамольная для советского человека – тоже буржуем стать, разбогатеть, ведь «золото даже открывает дорогу в рай!»

На счастье (это ему только сначала так кажется), поблизости очень кстати зарыт клад самого Степана Разина – золотой слон. И, естественно, выкопав его, Гурьян Гурьянович оказывается перед выбором: отдать слона колхозу – но только за прижизненный памятник, без эффекта отдавать не хочется! – или одному слоном владеть, уехать в Америку и зваться там Купером: жениться на молодой американке, стать коммерсантом и построить небоскрёб.

«Слон» – это очередная многоперсонажная постановка драмтеатра в этом сезоне. В основном составе спектакля задействованы 14 актёров, и ещё 13 играют в массовых колхозных сценах.

Главную роль нежданно-негаданного богача Мочалкина играет Александр Дубинин, а жену его – заслуженная артистка России Елена Смородинова. Заметную роль в спектакле играет также Иван Братушев. Видеть его, знакомого по ролям Василия Тёркина или чиновника Поприщина из «Блогера», в качестве солдафонистого и дубиноголового председателя колхоза Курицина – удивительно.

И отметим, что всех троих смутьянов, заронивших зерно запретной мечты в голову Мочалкина – Маркса, Стеньки Разина и самого чёрта! – играет один актёр, Александр Субботин. Причём оцените смелость драматурга: написать прошение принять его в партию Мочалкина науськивает именно чёрт.

Минуй нас пуще всех печалей

Сюжет по тем временам – трагический и страшный, но «Слон» – это именно комедия. Комедийные и фарсовые начала усиливаются не столько благодаря доведению сюжетных перипетий до абсурда (чего стоит только план Гурьяныча построить дирижабль и улететь на нём в Америку, а потом и того дальше – на Юпитер), сколько за счёт подачи и визуальной составляющей.

На головах у работников и работниц колхоза – солома, как у ярмарочных ряженых, а щёки жирно нарумянены, как у Марфуши в советском фильме-сказке «Морозко». Но при этом облачены колхозники почти поголовно в светлые льняные одежды – неподходяще для людей, работающих на земле. Белые рубища напоминают древнегреческие тоги.

Примечательно и то, что тот же Курицин, в отличие от колхозников, ходит в сюртуке и в галифе, что и внешне выделяет и обособляет его от тружеников села. Комизма добавляет и нарочитая драматичность поз, которые принимают герои-колхозники. Особенно, когда они, заслышав слово «рожь», как один, отшатываются.

Впрочем, за ассоциациями с греческим театром вообще далеко ходить не приходится. Главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко как художник-сценограф разместил на подмостках амфитеатр и подписал его – «Хор». Такие же безапелляционные надписи есть и у других элементов декораций – у солнца, прячущегося за облачком, словно сошедших с плакатов Владимира Маяковского к «Окнам РОСТа».

Кстати, это облачко – вещь функциональная: на ней транслируется видеоряд, который служит одновременно и флешбеком, и показывает наивные мечты Мочалкина о богатстве и процветании в Америке. Когда впервые видишь эту видеонарезку, смех замирает на губах – от восторга. А потом приходит понимание, сколько же дополнительной работы проделала постановочная группа спектакля и дизайнеры-монтажёры.

Гудбай, Америка

Во время спектакля меня не отпускало какое‑то смутное беспокойство. «Почему? – думаю, – вроде бы комедия, поют, пляшут…» Но ведь за этим балаганом и той тихой, домашней, успокаивающей развязкой – отказом от американского счастья в пользу своего, русского – страшная действительность. Как в 1932 году драматург мог вложить в уста героя слова: «Ой, жалко, что царя свергли»?

В конце спектакля Мочалкин говорит своей Марфе:

— Матка, пора спать, а завтра предстанем перед судом народа. Ответим раз и навсегда и заживём сызнова.

Но ведь мы‑то понимаем, что после того, что Гурьян устроил, никакого «сызнова» может не получиться.

На официальной странице драмтеатра в соцсети «ВКонтакте» одна подписчица, молодая женщина, возмущалась: сколько можно, мол, про деревню ставить, городскому человеку неинтересно… Но «Слон» – не про деревню: он про грех, про несбыточные мечты и про слабую человеческую натуру. А эти понятия – они и в городе, и в деревне одни и те же.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

19 апреля

У каж­дого есть свой «сон золотой»

18 апреля

В Архан­гель­ске на фес­тива­ле «Род­нико­вое сло­во» сыг­ра­ют спек­такль в бассейне

17 апреля

В Новод­винске наз­ваны луч­шие народ­ные теат­ры области

17 апреля

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

17 апреля

В Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах про­звуча­ли песни о главном

16 апреля

Архан­гель­ский про­ект «Живое слово теат­ра» полу­чил грант Рос­моло­дёжи

16 апреля

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках

14 апреля

В Архан­гель­ском теат­ре кукол – премьера

13 апреля

Алек­сей Моча­лов: «Нель­зя же бежать вечно!»

12 апреля

Люби­тель­ский театр: жизнь после работы

12 апреля

В Архан­гель­ской области начал­ся отбор­оч­ный тур меж­дуна­род­ных Пара­дель­фий­ских игр

11 апреля

В Архан­гель­ске сос­то­ял­ся пер­вый кон­церт Пас­халь­ного фес­тива­ля «Небо славян»

10 апреля

УФАС Архан­гель­ской области: «Жало­ба поступи­ла, но кон­церт Кус­тури­цы она не отменит»

9 апреля

В Архан­гель­ске предс­та­вят путе­води­тель по дере­вян­ному зод­честву Рус­ско­го Севера

6 апреля

В Новод­винске прой­дёт област­ной фес­тиваль народ­ных театров

Похожие материалы

19 апреля Культура

У каж­дого есть свой «сон золотой»

17 апреля Культура

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

16 апреля Культура

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках

13 апреля Культура

Алек­сей Моча­лов: «Нель­зя же бежать вечно!»

30 марта Культура

«Пинежье ска­зоч­ное»: сох­ранить и передать

22 марта Культура

«Дело № 120»: отделу крае­ве­де­ния Доб­ролю­бов­ки – 120 лет

17 марта Культура

В Санкт-Пет­ер­бурге про­шли Абрам­ов­ские встречи

13 марта Культура

Кинок­ри­тик Долин в Архан­гель­ске: «С Оле­гом Таба­ковым ушло сразу нес­коль­ко эпох»

15 февраля Культура

Шен­курс­кий венец: сде­лано в XXI веке

11 февраля Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Мень­ше свис­тите и коман­дуйте»

9 февраля Культура

Алек­сандр Соку­ров: «Тог­да кино загово­рит язы­ком рус­ско­го харак­тера»

30 января Фоторепортаж

Как кар­гополь­цы сол­нце в Нор­ве­гии зажигали

25 января Культура

Лау­ре­ат меж­дуна­род­ных выста­вок Ирина Чере­пано­ва откры­ла в Севе­род­винске мас­терс­кую «Куколь­ный домик»