08.06.2020 09:06

Нежной кистью проводя…

Куратор выставки Татьяна Кольцова на фоне иконы «Собор Архангела Михаила», которую она относит к «женской» иконописи

Оказывается, что при монастырях, которые находились на территории Архангельской области, работали женские иконописные мастерские

Иконы, писанные женской рукой, встречаются и на выставке «Древности Сийской обители», которая ещё ждёт своего зрителя в Усадебном доме Екатерины Плотниковой.

Об этой выставке мы уже рассказывали в прошлом номере. Она небольшая, располагается в одном музейном зале и насчитывает около 50 икон, старинных книг, крестов и предметов старообрядческого литья. Посвящена она 500‑летию Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, которое отмечается в нынешнем году. Все предметы – дары паломников возрождённому в 1992 году монастырю.

За каждой вещью, представленной на выставке, – своя история, которую бывшие владельцы не всегда и знают. Что‑то купили, что‑то досталось по наследству, что‑то сами нашли на чердаке бабушкиного деревенского дома. Теперь проследить путь раритета из неизвестной церкви невозможно: когда церкви закрывали, прихожане старались спасти какие‑то предметы и разбирали по домам, но не всегда их удавалось сохранить в течение жестокого XX века.

Однако, специалисты, как, например, куратор выставки доктор искусствоведения Татьяна Кольцова, могут определить, что такая‑то икона явно северного происхождения, такая‑то – из иконописных мастерских центральных районов России или Москвы, откуда её привезли на Север.

Есть у Татьяны Михайловны предположение, что некоторые иконы, поступившие в Сийский монастырь, написаны женской рукой. Конечно, иконопись в течение веков традиционно была мужским делом, а женщины обычно занимались лицевым и золотным шитьём. Но в XIX веке женщины эту традицию поломали, в результате чего их творчество стало новым явлением в православной культуре. Особенностью женской иконописи специалисты считают «чувствительность к цвету».

– Посмотрите на эту икону «Собор Архангела Михаила», – говорит Татьяна Кольцова. – Хотелось бы знать её происхождение, из какого она храма. Посмотрите, как написаны светлые образы семи ангелов, стоящих на облаках на фоне голубого неба на этой иконе – очень тонко и как‑то мягко. «Нежной кистью», как принято выражаться в таких случаях. Потому и создаётся впечатление, что икона написана женщиной. И скорее всего, северянкой…

Оказывается, в начале XX века на территории нынешней Архангельской области было несколько женских иконописных мастерских при монастырях. Например, в Холмогорском Успенском женском монастыре работала мастерская, где писали иконы, расшивали ризы, причём все изделия были очень высокого качества. Это можно судить по тому, что эти мастерицы в 1913 году, на 300‑летие дома Романовых, преподнесли в дар последнему императору России икону из свой мастерской, и та была «благосклонно принята».

– Согласитесь, вещи плохого качества царям не дарят, – пошутила Татьяна Михайловна.

В самом Архангельске женская иконописная мастерская была в Сурском подворье, где мастериц обучали профессиональные художники. Была такая же мастерская при Свято-Троицком монастыре в Шенкурске, где женщины-монахини создавали даже иконостасы. И очень может быть, что рукой северянки написана ещё одна икона, представленная на выставке, – святого праведного Артемия Веркольского.

На выставке «Древности Сийской обители» все предметы, пожертвованные Сийскому монастырю, имеют не только духовное значение, но и художественную ценность. От такого вклада не отказался бы ни один музей, считает Татьяна Кольцова.

Выставка откроется для широкого зрителя, как только будут сняты ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА, фото автора