15.11.2015 12:59

Руководитель архангельского хора: «Я учу пению рабочую молодежь»

ансамбль «Дивованье»
Владислав Смелов

Личность Владислава Смелова в Архангельске обычно связывают с его молниеносным взлетом в кресло директора «Северного хора» и таким же быстрым уходом с этой должности. Было тогда Смелову 26 лет.

Потом Владислав Смелов исчез из медийного пространства. Но, как оказалось, не уехал из Архангельска. Сегодня он наш гость и мы ведем с ним неспешный воскресный разговор.

- Владислав, выходит, что вы прижились в Архангельске?

- Да, я здесь уже ассимилировался. Сегодня иду по улице – мороз, люди взбодрились, у меня тоже от этого бодрое настроение.

- Вас ведь можно назвать северянином?

- Даже без натяжки. Я родился вблизи Тихвина Ленинградской области. Это пограничье с Вологодской областью.

- Ваше становление, юность пришлись на перестроечные годы, когда на волне были всевозможные молодежные движения, в том числе и в музыке. Там можно было быстро добиться успеха у своей публики. А вы вдруг занялись народной песней…

- У меня был такой случай в старших классах. Наш класс участвовал в музыкальном конкурсе. Класс представлял я. Все ожидали от меня чего-то такого нового, необычного. В общем, в духе времени. А я спел русскую народную песню. Конечно, слушатели, то есть мои ровесники, были озадачены и огорчены. Несмотря, на то, что жюри поставило высший балл, и наш класс победил, со мной буквально перестали разговаривать.

- Опозорили класс…

- Было такое чувство. Оно прошло, когда я попал в Польшу и увидел, что там молодые ребята с удовольствием танцуют краковяк, польку, поют свои народные песни.

- И это не мешает им быть модными и современными.

- Да, и я подумал, а почему у нас не так? Народной песней занимаются обычно или дети или люди пожилые.

- Вы почему народную песню сделали своей профессией?

- У меня очень хорошо пела бабушка, очень хорошо поет мама. Поют пять моих братьев. Петь мне хотелось с детства. Когда учился уже в городе, у меня оставалась сельская прописка, и меня не взяли в музыкальную школу. Чтобы заниматься индивидуально, я ходил на индивидуальные занятия по сольфеджио и пианино каждую субботу семь километров туда и обратно.

- Обычно даже люди состоявшиеся вспоминают, что их родители заставляли в детстве заниматься музыкой или пением.

- Нет, для меня это была большая радость. Затем я поступил в музыкальное училище имени Мусоргского, а потом в Российскую академию музыки имени Гнесиных. У меня очень хорошее профессиональное образование.

- С этим образованием в 2005 году вы пришли в вокальную группу Северного народного хора. Это считается удачным стартом?

- Петь в Северном хоре – это удача для молодого исполнителя.

- А почему вы вскорости уехали?

- Из Архангельска я уехал через три месяца. Из-за бытовых условий и низкой зарплаты.

- Испытания бытом оказались сильнее желания творческой реализации?

- На самом деле, творческая личность никогда особо не обращает внимания на финансовые проблемы. Но есть одно но… Если тебе дают возможность творческого полета, это одно, а если тебя держат в ежовых рукавицах… Тогда точно ты не выживаешь в таких условиях.

- А вас держали в ежовых рукавицах?

- Ну, это же ни для кого не секрет, что отсутствие Нины Мешко на рабочем месте очень сильно сказывалось на внутренней жизни коллектива. Если бы я работал с руководителем, возможно, все сложилось бы и по-другому. А мне приходилось работать внутри артистического коллектива. А это другая ситуация. Артистическая среда – крайне тяжелая среда.

- Наверное, как любая творческая…

- Наверное. И все же художник от художника учится. А в артистической среде друг от друга не учатся – очень сказывается конкуренция. Хотя сам хор – это прекрасная школа.

- Вскоре вы вернулись уже директором этого коллектива. Не кажется ли вам, что изначально было ошибкой такое назначение? Все же на этом месте предполагается человек с опытом. Во всяком случае, чтобы его принял коллектив. А вам, видимо, многое хотелось изменить?

- Да, было то, что я хотел бы изменить. Мне не нравилось, что здесь 21 век прогибали под себя…

- А, может, это хорошо – не прогибаться ни под какое время и хранить свое?

- Конечно, хорошо свое хранить. Но надо его вписывать в то время, которое диктует свои законы. Как Колотилова, которая сделала прорыв, выступив на всю страну по радио. Хор зазвучал по-другому, о нем узнали.

- То есть у вас возникли творческие противоречия с слишком консервативным коллективом?

- У меня не было творческих противоречий.

- Тогда что же?

- В то время в хор пошли большие деньги. Получился, как говорят, конфликт интересов. Мне диктовались определенные условия, но я на них не пошел. И попал в хорошие жернова.

- Казалось, что после всех этих жерновов вы непременно покинете Архангельск, тем более, судя по всему, вам было куда ехать. Но вы остались. Почему?

- Как раз в это время я получил здесь и большую поддержку. На севере очень отзывчивые люди. И я тут уже ассимилировался.

- И вы создали ансамбль «Дивованье». Как это получилось?

- Такое предложение мне поступило от теперь уже бывшего директора культурного центра «Луч» Савельевой Татьяны Степановны. И я принял его.

- Скажите, пожалуйста, нет ли у вас некого внутреннего неуюта – у вас отличное профессиональное образование, вы очень рано сделали карьеру. И вдруг – небольшой культурный центр в одном из округов города, работа с самодеятельными артистами…

- Жизнь преподала мне хороший урок. Мне захотелось уйти в творчество и начать все с нуля.

- Я видела как-то выступление вашего коллектива. Где вы берете таких красивых и на вид очень довольных жизнью девушек, молодых женщин?

- У нас есть и парни – их пять, девушек 28. В основном, это рабочая молодежь. На занятия по вокалу ко мне ездят и с Бревенника, и с Новодвинска… Да, я учу пению рабочую молодежь. И мне это нравится.

- А почему они к вам ездят?

- Наверное, солнца не хватает, хочется изменить свою жизнь, добавив в нее чего-то светлого.

- Как вы все же думаете, почему парни, мужчины считают чуть ли зазорным петь народные песни? Там же очень много раздолья, удали. В общем, есть, где проявить лучшие мужские качества.

- Я как-то был в жюри городского конкурса. Обратил внимание на парня, который пел так себе, но чувствовалось, что в нем есть талант. Я предложил ему приехать к нам на репетицию, просто послушать. Потом он рассказывал, как он себя перебарывал, чтобы приехать слушать какой-то народный ансамбль. А когда репетиция закончилась, он спросил: «И я так смогу? И ничего не нарушу? У вас тут все так выстроено». Он как раз и ездит на занятия с Бревенника.

- Значит, надо все же самому попробовать?

- Мне хотелось к русской народной песне приобщить как раз людей среднего возраста. На наши концерты приходят их семьи, теперь все они понимают значение народной песни. Из нее вышло все музыкальное искусство, в том числе и эстрадное. Работая с ансамблем, я тоже росту как профессионал. И этим вполне удовлетворяю свои творческие амбиции.

- Вы ведь поете не только народные песни?

- Не только. Есть в нашем репертуаре песни, написанные в советские времена, и это хорошие песни. Особенно трепетно мы относимся к духовным произведениям. Во время концерта, который состоится 29 ноября, наш коллектив исполнит триптих иеромонаха Псковско-Печерской лавры Даниила.

- Почему именно это произведение?

 Я поехал в лавру, настоятель дал мне благословение поработать в библиотеке, там я нашел это произведение и получил разрешение его исполнять.

- А вообще трудно жить такому относительно небольшому и пока не очень титулованному коллективу? Мы как-то редко говорим о культуре, которая «приписана» к городу. Вы ведь имеете дело с городскими властями. К вашему ансамблю у них хорошее, плохое отношение?

- Созидательное. Костюмы помогли приобрести, а также помогают нам занять в творческом культурном пространстве свою нишу. Заслуга города и в том, что создали одновременно два молодежных коллектива, которые занимаются народным творчеством – это наш коллектив, а еще театр современной и народной культуры «Поморская артель» АГКЦ.

- Вы концерты проводите в день матери. Почему?

- Уже третий год у нас аншлаг на концертах в этот день. Нам хочется приподнять этот праздник – ведь все идет от матери. Каждый год мы выступаем на разных сценах. В этом году – в Соломбале-арт.

- Знаю, что часть средств от концерта пойдет на лекарство для режиссера Клавдии Хорошавиной…

- Клавдия Михайловна – крестная мать нашего коллектива. Это большое счастье, что есть человек, с которым можно посоветоваться по самым разным творческим вопросам. И, конечно, когда случилась у нее беда, мы не можем остаться в стороне. Так считаю я и мои артисты...

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО