08.04.2016 14:35

Большая история маленькой «Дианы»

Среди гостей на открытии выставки были будущие моряки. Фото Ивана Малыгина

В Гостиных дворах открылась экспозиция «Богиня парусного флота», посвященная легендарному фрегату «Диана».Гости музея могут лично познакомиться с его моделью, а пока «Правда Севера» расскажет незаслуженно забытую историю последнего парусного корабля Российского Императорского флота.

Модель фрегата «Диана» во время подготовки к выставке. Фото предоставлено Архангельским краеведческим музеемПоявление модели относят к XIX веку – к времени славы самой «Дианы», когда морские просторы заполонили дымящие и грохочущие пароходы, а парусные суда пытались «удержаться на плаву» за счет изящества своей корабельной архитектуры и недостижимой пока для пароходов скоростью.

Парусник был заложен в Архангельске на Соломбальской верфи в 1851 году и спущен на воду в мае 1852 года. «Диану» создали на замену и по чертежам знаменитой «Паллады», воспетой писателем Иваном Гончаровым, и буквально сразу же направили с дипломатической миссией в Японию.

11 декабря японский город Симода, в котором стояла «Диана», подвергся разрушительному землетрясению с цунами и был практически разрушен. Фрегат получил серьезные повреждения. Экипаж потерял трех матросов, был вынужден переселиться на берег, где посильно помогал местному населению, пострадавшему от цунами. В городе, при храме Гекусендзи, остались первые русские могилы на японской земле: там захоронены матросы с «Дианы» Василий Бакеев, Алексей Поточкин и Алексей Соболев. Второго землетрясения фрегат пережить не смог. Дипломатическая миссия была под угрозой срыва.

Было решено строить новое судно. Экипаж «Дианы» вместе с двумя сотнями японских рабочих приступили к работе. Построили эллинг, кузницу, сделали токарный станок, (до этого в Японии их не было), научили местных рабочих на практике основам европейского кораблестроения, а к весне спустили на воду восьмипушечную шхуну «Хэда». На «Хэде» моряки отправились домой, но ее история на этом не заканчивается.

В ходе первого в истории дипломатического соглашения между Россией и Японией в ноябре 1856 года русские передали японцам именно эту шхуну, а также 52 орудия и навигационные приборы с «Дианы». По образцу «Хэды» японцы построили еще три шхуны, ставшие первыми кораблями военно-морского флота Японии. А через полвека ученики благополучно разбили учителей при Цусиме... 

Японцы помнят «Диану» и ее экипаж и сегодня. В июне 1969 года в Хэде даже открылся музей, посвященный «Диане».

А в Архангельске теперь можно посмотреть на модель того самого фрегата, с которого началась эта захватывающая история. В Гостиных дворах нам рассказали, что реставрировали ее в Архангельском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Э.И. Грабаря под руководством мастера своего дела, ведущего реставратора центра Алексея Чекина.

На открытии выставки. Фото Ивана МалыгинаИменно он, кстати, заметил необычную связь модели фрегата и его реального прототипа.

– У модели были утрачены некоторые фрагменты, но что меня удивило – все его повреждения в точности, как у реальной «Дианы»! Чтобы удостовериться в этом, я работал в архивах, уточнял сведения, и оказалось, что так и есть, - рассказал Алексей Чекин.

Выставка продлится в стенах историко-архитектурного комплекса Гостиные дворы до сентября.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Алена Губаева