09.11.2016 10:17

«Беломор-Буги»: это похоже на настоящий европейский фестиваль

Фото из архива А. Мезенцева

В октябре в Архангельске в 23‑й раз прошёл рок-фестиваль «Беломор-Буги», который за годы существования превратился из всероссийского в международный.

В этом году на его сцене выступили 20 музыкальных команд из России, Казахстана, Норвегии, Швейцарии, США и Италии. Бессменный организатор «Беломор-Буги» Александр Мезенцев рассказал, как фестивалю удаётся оставаться на плаву, не изменяя себе.

– Александр, на фестивале всё получилось из того, что было задумано?

– Здорово, что получилось с таким количеством зарубежных музыкантов. Это был очень изнурительный путь из‑за многократных согласований их визитов. Музыкальная составляющая была, на мой взгляд, очень пропорциональная. Помимо иностранных гостей были участники из других российских городов и, конечно, из Архангельска.

– В последние годы, к сожалению, на «Беломор-Буги» собирается совсем немного посетителей. С чем это связано?

– Я без конца об этом думаю. Наверное, тут есть объективные причины: 5 октября в Архангельске была группа ДДТ, 19 октября – «Агата Кристи», потом будут «Крематорий», Константин Никольский и так далее. Меня действительно иногда очень напрягает то, что происходит с посещаемостью. С другой стороны, я сам придумал такой андеграундный фестиваль. Так что было бы смешно надеяться на его коммерческий успех. Да, можно было бы найти пару мешков денег, привезти какую‑нибудь очень известную группу, которая соберёт нам полный зал. Но людям, которые придут на неё, в массе своей будут по барабану наши поднимающиеся группы как «Кафе Ван Гог» или «Неизвестный композитор». Тут играет роль, не побоюсь этого слова, дебильная инерционность, нежелание людей узнавать что‑то новое.

– У вас не бывает мыслей, что пришло время что‑то изменить? Например, сделать фестиваль однодневным, чтобы не размывать аудиторию?

– Можно, конечно. Начать с 12 часов дня в пустом зале, так как многие подтягиваются обычно часам к пяти-шести вечера и играть до полуночи. Но подходящей площадки нет. Можно сделать этот день чисто архангельским, собрать всех лучших. Думаю, народу много будет, если поставим E-Sex-T, «Трупный яд», Blind Vandal, «Чёрный рынок»… Но эти команды и так доступны и известны. Устраивать ежегодный чемпионат по архангельскому рок-н-роллу я не хочу.

– Может, тогда отказаться от принципиального правила отсутствия хедлайнеров на фестивале?

– Я должен экспериментировать. Возможно, в будущем разыграем карту с хедлайнерами. Безусловно, хедлайнером «Беломор-Буги» должна быть группа, имидж которой соответствует духу андеграунда. Я стараюсь искать музыкантов в отечественных провинциях, но когда из 250 заявок 100 присылают группы, которые играют хорошо сделанный модерн-метал, я не знаю, как тут выбирать. Оригинальных команд мало.

– У иностранных гостей, которые выступали на прошедшем фестивале, стили вполне себе традиционные: хеви-метал, хард-рок и тому подобное. Оригинальностью тоже не отличаются.

– Да. Но, на мой взгляд, они были почти безукоризненны со своим конкретным продуктом. Можно было бы искать кого‑то более экстравагантного на Западе, но это стоило бы больших денег хотя бы из‑за необходимости везти оригинальные инструменты.

– Отношения России с Европой и США с каждым годом всё напряжённей, а в Архангельск едет всё больше иностранных музыкантов. Получается, политическая конъюнктура музыке не помеха?

– Да. «Беломор-Буги» тут работает вопреки логике. Мало того, что Россия, так ещё и танк на эмблеме фестиваля. Но музыканты очень радуются такой возможности. Для них фестиваль в России – это огромное событие. В этом году норвежцы, американцы и швейцарцы были привезены за счёт их стран. Когда на одной сцене играет много команд из разных стран, это очень интересно. Это похоже на настоящий европейский фестиваль.

– А с местными властями какие у вас сложились отношения?

– Почти никакие. Мне кажется, походы к нашим властям – это бесконечные многоэтапные переговоры. Существенной помощи не добьёшься, только потеряешь время. Но в этом году администрация города нам помогла, выступив неким официальным гарантом фестиваля, оказав помощь в получении виз для иностранных музыкантов. Вообще, в Архангельской области власти миллион лет говорят о развитии внутреннего туризма и поиске брендов региона. Кроме Соловков и Малых Карел у нас есть фестиваль уличных театров Панова, джазовый фестиваль Резицкого, «Беломор-Буги», «Тайбола», Поморский новый год… Но всем этим нужно заниматься в комплексе. Вот устану я, перестану делать «Буги», многие, может, и не заметят этого. Но, думаю, в этом случае Архангельск потеряет один из немногих реальных брендов, вместе с которым выросло уже не одно поколение. Мне иногородние музыканты со всей России часто говорят, что архангелогородцы тут просто не могут по‑настоящему оценить то, что имеют. В других городах подобного нет.

– Терять «Беломор-Буги» нельзя. Тем более что это один из старейших рок-фестивалей в России. Кто обгоняет его по количеству прожитых лет?

– Старше всех «Nord Session», который в Костомукше делает Вадим Андронов. У него 24‑й фестиваль будет в этом ноябре. На втором месте «Буги», на третьем – «Rock-Line» Лены Новосёловой в Перми, дальше – «Калининград In Rock» продюсера Андрея Феоктистова.

– Зато в Архангельске вышел в свет первый тогда ещё в СССР рок-журнал «Северок». Это случилось почти 30 лет назад. Планируете ли вы сделать какое‑то мероприятие в честь этого?

– Да, первый выпуск появился в 1988 году, и я имел к этому непосредственное отношение. Кстати, жалею, что когда‑то фестиваль назвал «Беломор-Буги», а не «Северок». Возможно, это продолжило бы жизнь журнала. Что касается мероприятий, пока ни о чём таком не думали. Да и собрать в одном месте людей, которые 30 лет назад туда писали, сейчас будет очень сложно. Но, возможно что‑нибудь придумаем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Елизавета БЕЛОВА