В музее авиации Севера, что располагается в Талажском авиагородке в Архангельске, недавно начали проводить новую экскурсию под открытым небом. Маршрут экскурсии пролегает по закрытой зоне Архангельского аэропорта, и поэтому экскурсантам заранее выписывают пропуска.
А всего в ведении музея авиации Севера, как рассказал его директор Николай Кононов, сейчас находятся десять списанных воздушных судов времен СССР, два из которых – военные истребители-перехватчики и один – учебно-тренировочный.
Не все из них компактно собраны в одном месте, несколько располагаются в непосредственной близости от аэропорта Архангельск как памятники, а два сейчас находятся на реставрации в авиационном ангаре.
Однако, как поведал Николай Николаевич, котласские коллеги из тамошнего аэропорта тоже не против пополнить единственный на Севере музей авиации под открытым небом своим вкладом – пассажирскими ЯК40. Но переговоры о том пока только ведутся. В Амдерме имеется ТУ-124, и там тоже готовы его передать, но как такой большой самолет перевезти в Архангельск – вопрос не быстрый.
Руководство аэропорта Васьково уже обещало отдать вертолеты МИ-4 и МИ-6, дело только за местом под солнцем. Если это случится, мечтает Николай Кононов, то музей авиации будет насчитывать вместе с «васьковскими» экспонатами двенадцать воздушных судов разных видов и типов, по которым можно будет непосредственно изучать историю развития авиации Севера и авиационной техники в целом.
Надо сказать, что большинство помощников директора музея работают на чистом энтузиазме, при помощи и горячем сочувствии всех, кто имеет или имел какое-то отношение к авиации Архангельской области, иначе бы такой некоммерческой организации культуры, как музей авиации Севера, не довелось бы жить и процветать.
Удивительно, но и реставрацией двух воздушных судов – вертолета МИ-1, сохранившегося на складе уже несуществующего аэропорта в Кегострове, и пассажирского варианта самолета АН-2 родом из действующего аэропорта Васьково – тоже занимаются добровольцы.
Эти два будущих музейных экспоната пока экскурсанты не увидят, но как только они будут готовы, займут место рядом с пассажирскими самолетами ТУ-154, ТУ-134, АН26, которые уже положили начало авиамузею под открытым небом и принимают всех желающих на свой борт и даже в кабину пилотов.
Эти самолеты были поставлены на «вечный прикол» по инициативе Владимира Коротяева, тогдашнего управляющего компанией «Аэрофлот-Норд», уже давно. Просто доступа обычным экскурсантам к ним не было.
Все эти и последующие самолеты, которые нынешний директор авиации Севера собирает с миру по нитке, а вернее, с каждого аэропорта – по воздушному судну, были в эксплуатации в 1950–1980-е годы, ныне они не выпускаются и со временем, несомненно, станут раритетами.
Но даже в таком, «начальном» виде музей авиации под открытым небом уже пользуется успехом, особенно у школьников. Младшие с удовольствием осваивают кабины пилотов и люки аварийного выхода на крыло, старшие интересуются техническими характеристиками и случаями из прошлого экспонатов.
Кроме демонстрации самолетов, ставших уже историей, экскурсантам расскажут о жизни аэропорта-труженика и покажут то, что показать можно. «Исторические» самолеты фотографировать разрешается как снаружи, так и внутри, все остальное по маршруту экскурсии – под запретом. Экскурсии в ту часть музея авиации Севера, что находится под открытым небом, проводятся по предварительным заявкам по телефону 63-15-64 .