В плену театра Александра Филиппенко

9 февраля 12:44 Из газеты
Александр Филиппенко. Фото автора
Александр Филиппенко. Фото автора

— Вы какого года рождения? Восьмидесятого? Знаете, вы пропустили самое интересное…

В Архангельске состоялся творческий вечер народного артиста России Александра Филиппенко «У автора в плену…». Вечер состоялся в рамках празднования 80-летия Архангельского регионального отделения Союза театральных деятелей.

В зале присутствовали артисты и режиссеры архангельских театров, северодвинского театра, студенты колледжа культуры, библиотекари и представители архангельских средств массовой информации. Много молодежи.

Литературная программа артиста состояла из произведений разных авторов, которые надолго закрепились в сознании как представители «советской литературы» – Зощенко, Пастернак, Левитанский, Довлатов, Жванецкий, Евтушенко, Вознесенский, Гафт. Из их рассказов, отрывков, стихотворных строчек и собственной артистической биографии получился портрет целого поколения.

Того самого уникального послевоенного поколения, не познавшего страха репрессий, но познавшего оттепельные настроения свободы. Реабилитация репрессированных (часто – посмертно), первые джазовые импровизации, первая молодежная субкультура – стиляги, первые публикации в осмелевших толстых журналах – «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, «Мастер и Маргарита» Булгакова, революционный театр на Таганке Юрия Любимова, спор лириков и физиков, небывалый урожай на ярких поэтов – мир оказался большим и разноцветным.

Филиппенко был и физиком, и лириком, и участником первых КВНов в составе Московского физико-технического института. КВНы тогда шли в прямом эфире юного советского телевидения: «Смотрите, ребята. Слово – не воробей. Поймают – вылетишь!»

Но все надежды на перемены были раздавлены советскими танками в Праге в 1968 году.

Чем же мне жить, как прежде,

если, как будто рубанки,

танки идут по надежде,

что это – родные танки? 

(«Танки идут по Праге» Евтушенко)

Время молодых, талантливых и дерзких сменилось душным временем застоя. У Филиппенко к тому времени в кино сложилось определенное амплуа злодея. «Приходишь к режиссеру на пробы – читаешь Пастернака, Слуцкого. А он – повернитесь в профиль. Так, дайте ему автомат…»

Скольких бандитов и всяких отрицательных персонажей переиграл Филиппенко в кино: Кощея Бессмертного («Там, на неведомых дорожках…»), Смерть («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и два раза – в экранизациях «Мастера и Маргариты» у Юрия Кара и Владимира Бортко. В первом случае – Коровьева, во втором – Азазелло, словом, нечистую силу. Потом так и стали говорить про Филиппенко – «яркий представитель темных сил».

Несколько образов, сыгранные Филиппенко в кино, показали на экране, правда, напоминать об этом, может, и не стоило – Филиппенко трудно не запомнить в кадре. И поскольку в зале сидели коллеги Филиппенко по актерскому цеху, то он посоветовал им иметь в запасе чтецкую программу – пригодится всегда, хоть на кинопробы, хоть на концерты.

Себя Александр Филиппенко назвал переводчиком с авторского на зрительский. Как из всех этих небольших текстов совсем разных авторов, обрывков кино получился цельный двухчасовой яркий и какой-то многоголосый спектакль, знает только Филиппенко, человек-театр. Название моноспектакля «У автора в плену…» отсылает к строчке знаменитого стихотворения Пастернака «Ночь»:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты – вечности заложник

У времени в плену.

— А что, наших в зале совсем нет? – всматривался 75-летний актер в зал, имея в виду своих ровесников. – Ну кто скажет, где в Архангельске был «бродвей» в пятидесятые?..

«Наши» в зале были, те самые – уникальные, послевоенные…

Елена ИРХА Фото автора

Культура

20 февраля

Архан­гель­ская область вошла в спи­сок луч­ших мест для встре­чи Масленицы

20 февраля

В Мин­ске откры­лась выставка, посвящ­ен­ная 100-лет­нему юби­лею Абрамова

20 февраля

Кто и как рас­поря­жа­ет­ся нас­ледст­вом Фёдо­ра Абрамова

19 февраля

На роди­ну Фёдо­ра Абрамо­ва – спец­по­ез­дом

19 февраля

Сле­ду­ющий фес­тиваль «Тай­бола» прой­дёт в Архан­гель­ской области в 2021 году

18 февраля

На все­рос­сийс­кий этап Дель­фий­ских игр в Омск отпра­вят­ся сто спор­тсме­нов Поморья

18 февраля

Шен­курс­кий крае­вед­чес­кий музей отме­тит сто­ле­тие со дня основания

18 февраля

В цен­траль­ной город­ской биб­ли­оте­ке Архан­гель­ска откры­лась выставка к сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

17 февраля

В Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка «Чело­век на переломе»

17 февраля

Севе­род­винс­кий театр драмы предс­та­вит спек­такль к сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

17 февраля

Опуб­лико­вана про­грамма празд­но­ва­ния сто­ле­тия Фёдо­ра Абрамо­ва в Верколе

17 февраля

Зда­ние архан­гель­ского кино­те­ат­ра «Мир» приз­нали объек­том куль­тур­ного наследия

14 февраля

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

14 февраля

Архан­гель­ские коло­кола зво­нят «по‑писа­хов­ски»

14 февраля

Люди сереб­ряно­го воз­раста изу­чали иност­ра­нные языки в Доб­ролю­бов­ке

Похожие материалы

20 февраля Культура

Кто и как рас­поря­жа­ет­ся нас­ледст­вом Фёдо­ра Абрамова

14 февраля Культура

Архан­гель­ские коло­кола зво­нят «по‑писа­хов­ски»

14 февраля Культура

Люди сереб­ряно­го воз­раста изу­чали иност­ра­нные языки в Доб­ролю­бов­ке

13 февраля Культура

С бла­гос­лове­ния Люд­милы Вла­ди­ми­ров­ны Кру­ти­ко­вой…

10 февраля Культура

В Архан­гель­ске откры­лись две выставки к сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

9 февраля Культура

В плену теат­ра Алек­сандра Филип­пенко

7 февраля Культура

Пишу­щие жен­щины объе­ди­ни­лись

6 февраля Культура

Род­ной, трудовой…

6 февраля Культура

О под­виге ради любви

6 февраля Культура

Четы­ре выстре­ла Андрея Рудалёва

4 февраля Культура

Фоль­клорный помор­ский театр «Сузёмье» стал лау­ре­атом Наци­ональ­ной пре­мии «Имперс­кая культура»

31 января Культура

Нехит­рые собы­тия дере­вен­ской жизни

27 января Культура

В Архан­гель­ске откры­лись сразу две выставки, посвящ­ен­ные Арктике