В плену театра Александра Филиппенко

9 февраля 12:44 Из газеты
Александр Филиппенко. Фото автора
Александр Филиппенко. Фото автора

— Вы какого года рождения? Восьмидесятого? Знаете, вы пропустили самое интересное…

В Архангельске состоялся творческий вечер народного артиста России Александра Филиппенко «У автора в плену…». Вечер состоялся в рамках празднования 80-летия Архангельского регионального отделения Союза театральных деятелей.

В зале присутствовали артисты и режиссеры архангельских театров, северодвинского театра, студенты колледжа культуры, библиотекари и представители архангельских средств массовой информации. Много молодежи.

Литературная программа артиста состояла из произведений разных авторов, которые надолго закрепились в сознании как представители «советской литературы» – Зощенко, Пастернак, Левитанский, Довлатов, Жванецкий, Евтушенко, Вознесенский, Гафт. Из их рассказов, отрывков, стихотворных строчек и собственной артистической биографии получился портрет целого поколения.

Того самого уникального послевоенного поколения, не познавшего страха репрессий, но познавшего оттепельные настроения свободы. Реабилитация репрессированных (часто – посмертно), первые джазовые импровизации, первая молодежная субкультура – стиляги, первые публикации в осмелевших толстых журналах – «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, «Мастер и Маргарита» Булгакова, революционный театр на Таганке Юрия Любимова, спор лириков и физиков, небывалый урожай на ярких поэтов – мир оказался большим и разноцветным.

Филиппенко был и физиком, и лириком, и участником первых КВНов в составе Московского физико-технического института. КВНы тогда шли в прямом эфире юного советского телевидения: «Смотрите, ребята. Слово – не воробей. Поймают – вылетишь!»

Но все надежды на перемены были раздавлены советскими танками в Праге в 1968 году.

Чем же мне жить, как прежде,

если, как будто рубанки,

танки идут по надежде,

что это – родные танки? 

(«Танки идут по Праге» Евтушенко)

Время молодых, талантливых и дерзких сменилось душным временем застоя. У Филиппенко к тому времени в кино сложилось определенное амплуа злодея. «Приходишь к режиссеру на пробы – читаешь Пастернака, Слуцкого. А он – повернитесь в профиль. Так, дайте ему автомат…»

Скольких бандитов и всяких отрицательных персонажей переиграл Филиппенко в кино: Кощея Бессмертного («Там, на неведомых дорожках…»), Смерть («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и два раза – в экранизациях «Мастера и Маргариты» у Юрия Кара и Владимира Бортко. В первом случае – Коровьева, во втором – Азазелло, словом, нечистую силу. Потом так и стали говорить про Филиппенко – «яркий представитель темных сил».

Несколько образов, сыгранные Филиппенко в кино, показали на экране, правда, напоминать об этом, может, и не стоило – Филиппенко трудно не запомнить в кадре. И поскольку в зале сидели коллеги Филиппенко по актерскому цеху, то он посоветовал им иметь в запасе чтецкую программу – пригодится всегда, хоть на кинопробы, хоть на концерты.

Себя Александр Филиппенко назвал переводчиком с авторского на зрительский. Как из всех этих небольших текстов совсем разных авторов, обрывков кино получился цельный двухчасовой яркий и какой-то многоголосый спектакль, знает только Филиппенко, человек-театр. Название моноспектакля «У автора в плену…» отсылает к строчке знаменитого стихотворения Пастернака «Ночь»:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты – вечности заложник

У времени в плену.

— А что, наших в зале совсем нет? – всматривался 75-летний актер в зал, имея в виду своих ровесников. – Ну кто скажет, где в Архангельске был «бродвей» в пятидесятые?..

«Наши» в зале были, те самые – уникальные, послевоенные…

Елена ИРХА Фото автора

Культура

27 марта

Архан­гель­ский театр кукол пока­жет спек­такль «Они и Мы» в пря­мом эфире

26 марта

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

25 марта

В квар­тире Абрамо­вых пели Высоц­кий и Золотухин

25 марта

В свой про­фес­си­ональ­ный праз­дник работ­ники куль­туры получи­ли пре­мии и награды

23 марта

Музей «Малые Коре­лы» под­гото­вит новый интерьер крес­тья­нс­кого дома – военный

23 марта

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась премье­ра без зрителей

20 марта

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

20 марта

Как кине­мат­ог­раф­ис­ты в раз­ные вре­мена сни­мали фильмы про смер­тель­ные эпидемии

20 марта

В Архан­гель­ский театр драмы теперь можно пойти онлайн

19 марта

Иса­ког­ор­ская биб­ли­оте­ка Архан­гель­ска отме­тит 85-ле­тие со дня открытия

18 марта

Режим рабо­ты архан­гель­ского теат­ра драмы измен­ит­ся на неоп­реде­лен­ный срок

16 марта

В Архан­гель­ске откры­лась выставка умо­пом­рачи­тель­ных вещей 60-х годов

16 марта

«Сереб­ряные волон­теры» Нян­домы показы­ва­ют спек­такли детям с инвал­ид­ностью

16 марта

Шедев­ры Дали, Пикас­со и Матис­са при­вез­ли в Архан­гельск

Похожие материалы

26 марта Культура

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

20 марта Культура

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

13 марта Культура

Архан­гельск Хрис­тофо­ра Розенк­но­пса

6 марта Культура

В Санкт-Пет­ер­бурге отмети­ли сотый день рож­де­ния Фёдо­ра Абрамова

4 марта Культура

Вер­кола: из одного колод­ца с Абрамовым

4 марта Культура

100 лет со дня рож­де­ния Фёдо­ра Абрамо­ва: возв­ра­ще­ние «Чис­той книги»

4 марта Культура

Север­ный хор пока­зал «Пинеж­ское метище»

28 февраля Культура

В Рос­сийс­кой наци­ональ­ной биб­ли­оте­ке в Санкт-Пет­ер­бурге нача­лись Дни Фёдо­ра Абрамова

28 февраля Культура

Фёдор Абра­мов: Пре­дос­тере­же­ние гря­ду­щим поколе­ни­ям

27 февраля Культура

К сто­ле­тию Абрамо­ва: «Не верь­те тому, что напи­сано на 409‑й стра­нице»…

27 февраля Культура

Стран­ник, кото­рый ста­нов­ит­ся бродягой

26 февраля Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва. «Это был праз­дник рус­ской культуры»