Жизнь создателя и художественного руководителя Архангельского Молодёжного театра Виктора Панова богата разными событиями
Об одном из них рассказываем в честь его 82-го дня рождения, который он отпраздновал вчера.
Архангельский молодёжный театр-студия (будущий Молодёжный театр, театр Панова) около полутора лет репетировал спектакль «Не любо – не слушай» по произведениям Степана Писахова и Бориса Шергина. Пора уже было выйти к зрителям с премьерой спектакля из двух действий, каждое по часу с лишним. Однако хорошо относившийся к художественному руководителю театра-студии В. П. Панову секретарь обкома КПСС по идеологии Ю. Н. Сапожников сказал Виктору Петровичу:
– Не надо бы сейчас Писахова продвигать.
– Почему? – удивился Панов. И услышал, что, дескать, старые большевики возмущаются: Писахов же встречал Антанту хлебом-солью под колокольный звон и с иконой… (На самом деле это не имело место, но советской власти было за что не любить Писахова).
– В общем, не время. Надо подождать, – резюмировал Сапожников. А Панов, как у нас хорошо известно, за словом в карман не лез (и не лезет):
– Чего ждать? Когда я умру или когда старые большевики умрут?
Никакие остроты, никакие доводы не принимались. Публика спектакль не видела. Репетиции продолжались, однако – других спектаклей. Но однажды – телефонный звонок, вежливый голос представился сотрудником обкома партии и спросил:
– Виктор Петрович, не могли бы вы завтра прийти к первому секретарю обкома Борису Вениаминовичу Попову?
Не отказываться же.
– Я стоял перед Поповым, как на картине Иогансона «Допрос коммунистов» – гордо, – рассказывает Виктор Петрович. – Попов сидит, молчит. Сесть не предлагает. Я спрашиваю: «Вы меня узнать не можете?»
– Могу. Говорят, у вас есть Писахов? (Дословно передаю).
– Писахов «не у нас есть», а у всех нас. Великий писатель!..
– Я имею в виду спектакль.
Я ему что‑то обидное сказал – вроде «ваши слуги спектакль запрещают» и прочее. (Стакан водки во мне говорил, специально выпил, для храбрости).
Он стал что‑то нервно вертеть в руках.
– Вы не подведёте?
– Кого? Советскую власть?
Сергей Михалков– Вот телеграмма от руководителя Союза писателей РСФСР Сергея Владимировича Михалкова – он приглашает вас со спектаклем «Не любо – не слушай» в Москву на столетие Писахова.
Я мысленно прошёлся по потолку туда и обратно, заплясал, запрыгал. Сказал:
– Ну что ж, поедем.
– Не подведёте?
– Не подведём.
Попов при мне снял телефонную трубку: оформить поездку в Москву театра-студии Панова на юбилей Писахова.
Нам купили билеты, мы поехали».
К юбилею Писахова Северо-Западное издательство выпустило красочно оформленную книгу сказок Степана Писахова (1978 год). Художественный руководитель Виктор Панов и его студийцы повезли в столицу изрядное количество экземпляров «Сказок». Они были разложены у рампы сцены Центрального Дома литераторов. Гостей из Архангельска и спектакль представила крёстная мать Молодёжного театра актриса МХАТа Ия Саввина. Но сначала она сказала:
– Товарищи дорогие! Зачем же вы книги берёте?! Оставьте, это же реквизит!..
Экземпляров «Сказок» осталось немного.
После спектакля зрители кричали:
– Браво! Ура Архангельску! Спасибо!
Фурорище!
Виктор Петрович говорит: «Только два раза в жизни на моих спектаклях так долго звучали аплодисменты: на «Не любо – не слушай» и «Памяти Высоцкого». Оба раза в Москве».
Вскоре спектакль «Не любо – не слушай» увидели и зрители Архангельска. А потом и страны – «от Москвы до самых до окраин». Во время горбачёвской перестройки театру разрешили поехать за границу. Восторгались спектаклем «по Писахову и Шергину» везде. Его увидели зрители 27 стран. Во Франции, на Авиньонском фестивале 1995 года, он был назван лучшим из четырёхсот с лишним спектаклей.
Сыгран спектакль около тысячи раз.
Кто рассказал Михалкову о спектакле, остаётся неизвестно. На спектакле Сергей Владимирович был.