Архангельский драмтеатр. Кто всегда давал в долг, а кто был Анджелиной Джоли

1 октября 2017 9:55 Из газеты
Театральный папа Сергей Плотников
Театральный папа Сергей Плотников

Театр – это люди. Для того чтобы вспомнить всех актёров, ставших частью истории архангельского драмтеатра, потребовались бы десятки газетных полос. 

О ярких представителях старой школы драмтеатра «ПС» рассказывают знатоки его истории – актёр Константин Феофилов и завлит Нина Самойлович

От Бориса Годунова до Ленина

Василий Каленчук в образе вождя– Василий Андреевич Каленчук пришёл в театр в 1947 году буквально мальчишкой – ему тогда было всего 22 года, – рассказывает Константин Феофилов. – Он из раскулаченных крестьян, его родители были крепкими середняками. Их всей семьёй выслали на Север, где‑то в районе Коноши выбросили на снег. Местному населению тогда запрещали принимать раскулаченных, но над ним и над братом сжалились, приютили, а родители замёрзли.

Он был настоящим самородком: в театр пришёл без всякого образования, но с неоспоримым талантом, так что там в работе и учился всему. И от артиста массовки вырос до одного из ведущих исполнителей.

Две его последние роли – Бориса Годунова и Ленина в спектакле «Синие кони на красной траве». Пьеса была об одном дне из жизни Владимира Ильича. Пьеса была суперполитизированная, и спектакль был длинный – шёл три часа с лишним – но благодаря игре Каленчука, от него невозможно было оторваться. Его слушали как под гипнозом, впитывая каждое слово.

Это был последний его спектакль, он играл его с опухолью головного мозга.

Народный артист без звания

В 2017 году Вячеславу Ивановичу Шостенко исполнилось бы 95 лет. Он пришёл в Вячеслав Шостенкодрамтеатр в 1962 году и проработал до 1990 года. Это был потрясающего таланта человек, не получивший за всю жизнь ни одной крупной награды – из‑за биографии.

— В молодости он жил в Харькове, – рассказывает Нина Самойлович. – Когда началась война, на фронт его не взяли, хотя ему уже было 19 лет, поэтому он остался в оккупированном немцами Харькове. До войны он окончил три курса в Харковском театральном институте, поэтому пошёл работать в театр оперетты под эгидой немцев – играть для восточных рабочих в лагерях. Когда советские войска перешли в наступление, он с этой труппой дошёл до Берлина.

После Победы он из Берлина приехал в Архангельск, был зачислен в ансамбль Дома офицеров 2‑ой Ударной Армии. Но это продолжалось недолго – в 1947 году его репрессировали и отправили сначала в Ягринлаг, затем – в Тайшет на Колыму.

Вернувшись на Север, он шесть лет играл в северодвинском театре, а потом переехал в Архангельск. На нашей сцене он сыграл более ста ролей. Изумительно работал в «Хануме», чудесный дуэт с Клавдией Константиновной Кулагиной: она играла Хануму, а он князя Понтиашвили. Это синтетический актёр: пел, танцевал, мог работать и в оперетте.

Плотникова невозможно было заслонить

Сергей Николаевич Плотников приехал в Архангельск в 1937 году после службы в армии на Дальнем Востоке и сначала работал в местном театре юного зрителя. А после его закрытия, в 1941‑м, перешёл в Большой – нынешний драмтеатр.

Сергей Плотников и Светлана Невоструева– Его называли папой, – рассказывает Константин Феофилов – не только из‑за авторитета или того, что был самым старшим, – или ласково – «Плот». У него были связи в партийных кругах, поэтому он мог помочь выбить квартиру молодому актёру.

Плотников словно рождён был для архангельской сцены – площадью 800 квадратных метров. «Плота» ни в одном спектакле невозможно было ни загородить, ни заслонить: его было видно с любой точки сцены.

Никогда не забуду его игру в спектакле «Две зимы и три лета». Он играл отца солдата, который возвращался с фронта. Герой Плотникова думает, что встречает героя с войны, подскакивает к сыну, распахивает на том шинель и видит, что под ней – арестантская роба. Он замахивался на него, отворачивался и шёл прочь. Это так технично было сделано, что весь зал рыдал.

Мастер импровизации

Добрым другом Плотникова был Борис Иванович Горшенин. Он в театре был Непревзойдённый комик Борис Горшенин«кассой взаимопомощи».

Зарплата у актёров в то время была 75–80 рублей, дотянуть до получки не всегда получалось. Поэтому когда деньги были на исходе, все шли к нему: «Дядя Боря, дай трояк». Никогда не отказывал, кроме тех случаев, если с Плотниковым из‑за какой‑то чепухи поссорились. Вот тогда к нему лучше было не подходить. А как помирились, у него можно было просить что угодно, рубашку последнюю был готов отдать. Чудесного таланта был человек.

Борис Иванович был человек с потрясающим чувством юмора, приколист величайший! В спектаклях у него были сплошные импровизы, на сцене никто не знал, чего от него ждать. Особенно от него «доставалось» Клавдии Кулагиной, которая зачастую была его партнёршей.

Например, в спектакле «Миссис Пайпер ведёт следствие» Кулагина играла старушку, которая решила распутать преступление, а Горшенин – инспектора. По сценарию она договаривалась с инспектором, чтобы тот спрятался в шкаф, а в определённый момент – выскочил, чтобы застукать преступника. И никто никогда не знал, в каком виде он оттуда вывалится. Как‑то раз он рядом со шкафом поставил банку с жёлтой смазкой, которую мы использовали для снятия грима – пахла она солидолом, один к одному! Однажды он вываливается – шляпа вывернута наизнанку, на нём висит пять вешалок и плащ какой‑то, а всё лицо заляпано этим вазелином с кусочками перьев.

Самый шедевр был на одном из последних спектаклей. Смотрю – рядом со шкафом ничего не стоит. «Ну, – думаю, – не подготовился Борис Иванович!» А потом он вывалился, наклонился к Кулагиной, а к языку у него была приклеена муха пластмассовая!

Женщина-мальчишка и любимица Абрамова

Знаменитая травести Светлана НевоструеваСветлана Невоструева пришла в архангельский драмтеатр в 1970 году.

— Это была уникальная травести, – рассказывает Нина Самойлович. – Она изумительно играла мальчишек. Такой травести мог похвастаться далеко не каждый театр. Её даже звали в Центральный детский театр, но она осталась у нас. Как‑то раз труппа была на гастролях в деревне, и она вышла покурить перед спектаклем. Так сторож её обратно пускать не хотел. «Какая из тебя актриса? – говорил он. – Такой маленький, а уже куришь!»

В 1978 году она сыграла Лизавету Пряслину. Федор Абрамов был просто поражён её игрой! У нас в музее театра хранится записочка, в которой Абрамов предлагает режиссёру Эдуарду Симоняну поспособствовать с присуждением ей звания заслуженной. И, действительно, уже в 1979 году она стала заслуженной артисткой.

Мужики тонули

Красавица и настоящая актриса Татьяна Гончарова– Ещё была в театре чудесная актриса Татьяна Гончарова, – рассказывает Константин Феофилов. – Она пришла к нам из северодвинского театра в 1978 году и очень хорошо вписалась в труппу. Это была настоящая красавица, чем‑то она напоминала Анджелину Джоли – такие же огромные потрясающие глаза, мужики в диалогах с ней тонули в этих глазах! – широковатые скулы, крупный чувственный рот. Она могла играть всё: она была и Анфисой Мининой, и Мариной Мнишек, и Снежной королевой.

Записала Мария АТРОЩЕНКО. Фото Артёма Келарева и из архива «Правды Севера»

Культура

19 сентября

На откры­тии кино­зала в Севе­ро­онеж­ске пока­жут премье­ру «Кино­тав­ра-2018»

19 сентября

В биб­ли­оте­ке САФУ откро­ет­ся выставка с уни­каль­ными доку­мен­тами горо­жан нача­ла XX века

18 сентября

В Кено­зерье появи­лись скуль­птуры леше­го, русал­ки, водя­ного и ска­зоч­ного льва

16 сентября

В Архан­гель­ском музее ИЗО откры­лась выставка «Город Солнца»

14 сентября

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

14 сентября

Архан­гель­ского «коро­ля инстру­мен­тов» гото­вят к кон­цертно­му сезону

13 сентября

Архан­гель­ский драм­те­атр пока­жет спек­такль о мили­ци­оне­ре Пеш­кине в Онеге за месяц до премьеры

12 сентября

Архан­гель­ский театр кукол новый теат­раль­ный сезон нач­нёт в обновл­ён­ном здании

10 сентября

В Архан­гель­ске прой­дёт тре­тий Аркти­чес­кий форум искусств

10 сентября

В октябре Архан­гель­ском теат­ре драмы откро­ет­ся вир­туаль­ный кон­цертный зал

10 сентября

В музее ИЗО откро­ет­ся выставка «Город солнца»

9 сентября

В Архан­гель­ском теат­ре-сту­дии «Понар­ош­ку» откры­лся новый сезон

8 сентября

«Курск»: 18 лет спустя

7 сентября

В Архан­гель­ске пере­из­дали книгу «Детство в Солом­бале»

7 сентября

На Мар­гари­тин­ской ярмарке высту­пят твор­чес­кие кол­лекти­вы из 17 райо­нов Архан­гель­ской области

Похожие материалы

12 сентября Культура

Архан­гель­ский театр кукол новый теат­раль­ный сезон нач­нёт в обновл­ён­ном здании

6 сентября Культура

Про­снулся, почис­тил зубы – и в театр

23 августа Культура

Театр помор­ской куль­туры «Сузёмье» высту­пил в Санкт-Пет­ер­бурге

14 августа Культура

«Кале­вала» вышла в свет на трёх язы­ках: фин­ском, рус­ском и ненецком

10 августа Культура

«Детство в Солом­бале» я про­чи­тал в гранках»

5 августа Культура

Эти куклы дос­тойны, чтобы их знали во всём мире!

3 августа Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: луч­ший сту­дент Ленинг­ра­дс­кого уни­вер­сите­та

2 августа Культура

Свадь­ба в музее: от венца до мальца

31 июля Культура

Дирек­тор Архан­гель­ской сред­ней школы №51 Татья­на Лари­на: «Абра­мов мне очень помог»

24 июля Культура

Весь абсурд жизни пока­жет толь­ко кукла

23 июля Культура

Рисун­ки Бори­са Шер­гина, кото­рых мы не видели

20 июля Культура

Как Твар­довс­кий помог Абрамову

14 июля Фоторепортаж

Мали­нов­ка, сво­бода, дождь