18.03.2015 07:59

Сберечь икону

В Архангельском музее изобразительных искусств открылась выставка «Служение образу», посвященная творчеству реставратора музея Александра Мурашова.

На ней представлено 45 живописных северных икон XVI – начала XX века из фондов музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Все они прошли через руки одного из лучших реставраторов Архангельской области. А всего, говорят, Александр Петрович полностью отреставрировал около ста икон за свою тридцатилетнюю работу в музее. Это не считая тех, которым оказана «первая скорая помощь». Ее реставраторы называют «укреплением».

К сожалению, живописные иконы не вечны. Подобно людям иконы со временем стареют и утрачивают свой первозданный вид. Однако от этого они не становятся менее прекрасными, потому что благородство старины и тепло истинной веры, которые хранят в себе древние образы, придает им еще больше ценности.

На сегодняшний день миссия реставратора заключается в сохранении произведений северного православного искусства, поскольку отреставрировать абсолютно все просто невозможно: в фондах музея хранится более трех тысяч живописных икон, не считая деревянной скульптуры и икон на металле. Поэтому реставраторы музея ежедневно занимаются консервацией памятников, а полностью реставрируют лишь те предметы, которые готовятся к показу в экспозиции и на выставках. Например, работы Алесандра Мурашова были показаны на таких выставках, как «Наследие Соловецкого монастыря», «Наследие Холмогорской земли», «Северные подвижники благочестия», «Русское художественное серебро».

Реставрация святых образов – кропотливая и тонкая работа. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо тщательно соблюдать технологический процесс и в совершенстве владеть искусством иконописи и реставрации. Чаще всего реставраторы «пробуют» где-нибудь в уголке иконы «раскрыть» запись. Если получается подобрать методику реставрации, то реставратор продвигается постепенно вперед – и работает дальше, вплоть до полного «раскрытия» иконы от поздних наслоений.

Главный критерий реставратора – сохранить авторскую живопись. Часто приходится скрупулезно работать под микроскопом, удаляя поздние наслоения, загрязнения и потемневшую олифу.

По словам Татьяны Кольцовой, заведующей отделом древнерусского искусства музейного объединения, Александр Мурашов практически не отказывается от предложенных ему на реставрацию икон, приступает к реставрации памятника любой сложности.

Необычные бывают случаи. Например, Александр Мурашов начал реставрировать ряд икон из Воскресенской церкви села Верхние Матигоры (Холмогорский район). Иконы, к слову, были в очень плохом состоянии: плесенью поражены доски, грунт и красочный слой. И первая же икона реставратора удивила, поскольку под образом евангелиста XVIII века после удаления поздней живописи оказался совершенно другой образ – святителя Иоанна Златоуста XVI века. Музейщики смеются, мол, теперь все документы в музейной описи придется переделывать – по документам икона одна, а из рук реставратора вышла совсем другая.

Кроме того, Александр Мурашов – участник нескольких экспедиций по сохранению иконописного наследия архангельского Севера. В свое время он спасал и вывозил памятники из Плесецкого, Каргопольского и Онежского районов. Несколько лет сотрудничал с Кенозерским национальным парком, выполнил реставрацию «небес» нескольких часовен кенозерских деревень, а также укреплял иконы Макарьевской Хергозерской пустыни. В последние годы он оказывает большую помощь храмам Архангельской и Холмогорской епархии. Им были отреставрированы иконы для Троицкой Кузнечевской церкви, церкви Мартина Исповедника и Ильинского собора в Архангельске, а сейчас он работает для Антониево-Сийского монастыря.

Но титаническая работа реставраторов обычно не бросается в глаза посетителям, о ней можно судить разве что по таким нечастым «персональным» выставкам. К открывшейся выставке Александра Мурашова издан цветной каталог, где можно увидеть иконы до и после реставрации.

Напомним, в нынешнем году Архангельскому музею изобразительных искусств исполняется 55 лет. И выставка «Служение образу» реставратора Александра Мурашова – первая в череде юбилейных мероприятий.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора