23.12.2016 13:02

Поющий Кот в сапогах и Людоед-графоман

В начале декабря Архангельский театр кукол показал премьеру мюзикла.

Пока здание театра на реконструкции, спектакли идут на сцене центра «Патриот», в Марфином доме и других площадках города. Но «большая сцена», а также касса театра кукол располагаются именно в центре «Патриот» (бывшем Доме офицеров).

Спектакль «Кот в сапогах» целиком создан в Архангельском театре. Режиссёр – Дмитрий Лохов, художник – Елена Николаева, композитор – Александр Яничек, а переложили сказку для театра Дмитрий Лохов и завлит Светлана Логинова.

Отступлений от первоисточника немного, но они оживляют действо и придают старинной сказке некую новизну. Например, Кот в сапогах имеет имя сэр Кристофер, для друзей – просто Крис.

Появляется в спектакле такой герой, какого в народной сказке, записанной и обработанной Шарлем Перро, никогда не было – Кролик Арчибальд, для друзей – Арчи. Кролик немного бестолков и крутится под ногами и перед носом героев спектакля в самые неподходящие моменты совсем как ребёнок, требующий внимания.

Но все эти нововведения совсем не сбивают с толку тех детей, которые знают сказку Шарля Перро. В остальном – всё как во французской сказке, сюжет которой всем известен. И персонажи те же – Король, Принцесса, маркиз де Карабас (он же – сын мельника), Людоед. В постановке Архангельского театра – ещё и две суетливые фрейлины Роза и Клара.

Надо сказать, что сказку на сцене играет группа комедиантов, по костюмам одновременно напоминающих клоунов в цирке и средневековых бродяг, за гроши дающих представления на постоялых дворах.

У них типичный багаж странствующих актёров – потёртые ящики, ширмы и театральный реквизит, о котором всё время упоминают герои как о «скарбе». А вот куклы у комедиантов роскошные – и маски, и перчаточные, и планшетные. И одеты они по последней придворной моде времён Шарля Перро.

Спектакль вообще очень яркий и праздничный. Мало того – он музыкальный, и поют в нём все, включая Людоеда. Можно сказать, что это мюзикл, иногда возвышающийся до оперы.

А что? Ведь Шарль Перро не просто записал и обработал народные сказки, он создал характеры – вечные характеры, потом отразившиеся многократно в мировом искусстве. Век Просвещения во Франции начался сказками Перро и закончился «Севильским цирюльником» и «Женитьбой Фигаро» Бомарше, впоследствии ставшими операми, вошедшими в сокровищницу музыки.

И мораль в первоисточнике – типично просвещенческая. Не одежда, не титул делают человека богатым и успешным, а везение, умение выбирать друзей и личные качества. А в нашем случае – энергичность, здоровый авантюризм, смекалка, дружба и верность.

Вот только режиссёр Дмитрий Лохов в своём спектакле, похоже, создал ещё один характер – Людоеда-поэта. Этакого тирана от плохой литературы, заставлявшего своих подданных учить наизусть его вирши. То‑то они столь радостно приняли нового хозяина маркиза де Карабаса…

Адресован спектакль «Кот в сапогах» Архангельского театра кукол детям от шести лет и старше.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА, фото автора