Художник и зритель – почему не встретились?

18 января 2017 10:59 Из газеты

Открытая в Архангельске масштабная выставка современного искусства «Лики России» не вызвала ажиотажа среди посетителей. Почему?

Напомним, выставка располагается на пяти выставочных площадках города. О ней говорили как о самой значительной со времен 1964 года. Тогда в Архангельске проходила выставка художников Северо-Запада, и она вызвала такой неподдельный интерес горожан, что выстраивались очереди к открытию на протяжении всей ее работы. А выставка тоже была «разбросана» по пяти разным залам.

Почему сейчас залы пустуют? Что «не так» с нынешней выставкой?

Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», считает, что дело не в выставке, – в зрителе. Об этом мы и поговорили с архангельским искусствоведом.

Без громких имен

— Наш зритель к современному российскому искусству относится настороженно, – говорит Зоя Дмитриевна.

– А как же «сравнительная» выставка полувековой давности? На ней тоже было представлено тогдашнее современное искусство.

— Тогда сказывался недостаток информации и общий настрой общества, жаждущего перемен.

– А может, сегодняшнее искусство дискредитировало себя в глазах зрителя?

— Нет, не думаю. Так исторически сложилось, что зритель принимает в штыки все новые течения в искусстве – так было и с импрессионистами, и с русскими авангардистами, и в какой‑то степени – передвижниками XIX века. Но по прошествии времени все это стало классикой.

Кроме того, зритель идет на известные имена, а на представленной выставке нет художников, чьи фамилии «на слуху». Вспомните выставки Никаса Сафронова, Ильи Глазунова, Александра Шилова в Архангельске, вот на них было очень много посетителей, можно сказать, паломничество. Но мне не кажется, что это критерий качества в искусстве, скорее, это «медийная» и растиражированная популярность.

– Если художник неизвестен широкому зрителю, означает ли, что его работы слабые?

— Конечно, нет. В этом отношении выставка «Лики России» очень качественная. Там есть работы, которые, будь у нас возможность, мы бы приобрели для нашей музейной коллекции. Например, картину Ивана Лубенникова.

Искусство или эпатаж?

– А что, на ваш взгляд, сегодня нужно художнику, чтобы прославиться? Эпатаж?

— На выставке «Лики России» эпатажа меньше всего. Понимаю, некоторые зрители рассчитывали найти здесь если не громкое имя, то скандальное произведение, ассоциируя это со своим понятием современного искусства.

– А почему их нет, если они нужны для привлечения зрителя?

— Могу объяснить, почему нет эпатажных работ. Нынешняя выставка подготовлена Союзом художников России, они – главные кураторы и организаторы. А Союз художников – оплот традиции. И я думаю, что это хорошо. Актуальные художественные течения на выставке не представлены, поскольку в Союзе отбирали те произведения, которые ближе к традиции русского реализма.

– Зрители, видя только один срез современного искусства, высказывают разочарование?

— Я рада, если на выставке происходит разговор или завязывается дискуссия. Иногда говорят о некой «приглаженности», недостаточности социально значимых произведений. На больших всероссийских выставках, организуемых в советское время, можно было видеть произведения, которые говорили о художнике как о гражданине своей страны, на этой же выставке нет той высокой «гражданственности», которая была характерна для определенного времени. Представляется, что художник пишет картины в тиши своей мастерской, не вступая с обществом в контакт.

– «Приглаженность» – это умиротворенный пейзаж?

— В том числе. Могу назвать считанные работы, которые отвечали бы теме гражданственности – Николая Колупаева «Взводный», Сергея Гавриляченко «Последний поклон».

– Как архангельские мастера смотрятся на фоне представленных со всей России художников?

— Даже интереснее, чем другие. Их отличает современное прочтение времени, отзывчивость на новые веяния в изобразительном мире. У нас в музее ИЗО представлены работы Бориса Копылова, Зои Шадруновой, Дмитрия Трубина; в Добролюбовской библиотеке – графика Георгия Елфимова, Евгения Зимирева, Алексея Григорьева и других. Мы с вами говорили о том, какие работы мы бы приобрели для музея? Вот работы Бориса Копылова, показанные на этой всероссийской выставке – точно.

– На ваш взгляд, каков портрет современного художника?

— Образованный и интеллигентный. Они начитаны и работоспособны. Знают для чего и для кого пишут картины или создают скульптуры. Например, тот же Сергей Гавриляченко известен не только как художник и педагог, но и как теоретик, историк искусства, публицист.

Напомню, выставка «Лики России» пробудет в Архангельске только до марта. В нашем музее каждые выходные проводятся бесплатные экскурсии по выставке. Хотите иметь свое мнение, пусть и об одной грани современного искусства – приходите.

Эпатаж будет!

– Какие еще выставки предполагается показать в музее изобразительных искусств в нынешнем году?

— Разумеется, мы не можем не откликнуться на столетие Октябрьской революции. У нас замечательная коллекция этого периода и произведений,  посвященных этому событию. В продолжение традиции показа творчества архангельских художников запланирована выставка Сергея и Зои Шадруновых. В планах и выставка поп-арта из петербургского «Арт-центра в Перинных рядах», с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем.

– Это из которого демонстрировалась выставка «Линия любви»?

— Да. И все знают, какая буря негодования пронеслась над нашими музейными головами в связи с теперь уже прошлогодней выставкой «Линия любви». Нас критиковали и за форму, и за содержание. Хочу заявить, что ни о каких типографских репродукциях Пикассо, Матисса, Шиле речи не идет. Речь идет о литографиях – печатных оттисках с подлинных форм.

Что касается содержания… На таких выставках как раз и наблюдается ажиотаж, поскольку архангельский зритель не избалован выставками европейских мастеров. И где как не здесь говорить и спорить на темы искусства? На выставке поп-арта будет представлено, в том числе, творчество и такого культового художника как Энди Уорхол, автора знаменитой картины «Мэрилин Монро»…

Беседовала Елена ИРХА. Фото автора

Культура

19 мая

В «Ночь музе­ев» в Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах предс­та­вили волон­терс­кий про­ект «Про­стые вещи»

17 мая

Прек­расные лужи Зои Гав­шинс­кой

17 мая

В Архан­гель­ске нача­лась «Нор­вежс­кая весна»

16 мая

«Все­лен­ная Фёдо­ра Абрамова»

16 мая

Всам­дел­иш­ные истории

15 мая

Юные чтецы из Архан­гель­ской области выступи­ли в «Артеке»

15 мая

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка «Пер­воцв­ет. Ран­ний цвет в рус­ской фотог­ра­фии»

13 мая

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске завер­шился кон­церт­ом Джи­вана Гас­паря­на-млад­шего

8 мая

Медаль за город Ленинград

8 мая

Не стоит путать куль­туру со сфе­рой услуг

7 мая

В «Мед­вежьем крае» откры­ли «Музей кар­гополь­ского налич­ника»

6 мая

Горан Бре­го­вич: «Архан­гельск «втис­нулся» где-то между Сан-Фран­циско и Сиднеем»

6 мая

Худо­жест­ве­нный руко­води­тель Архан­гель­ского Моло­дёж­ного теат­ра отмеча­ет 80-летие

3 мая

«Мгзав­реби» выступи­ли в Архан­гель­ске

2 мая

В Архан­гель­ске откры­лся Боль­шой Пас­халь­ный фестиваль

Похожие материалы

18 января Культура

Битва с цензурой

20 декабря Культура

Небо Кено­зерья над Пуш­кински­ми горами

12 декабря Культура

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря Культура

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

7 декабря Культура

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

5 декабря Культура

Лири­ку – в сторону!

4 декабря Культура

Про букву с «клюшкой»

3 декабря Культура

Театр, кото­рый всег­да надо раз­гады­вать

3 декабря Культура

Путе­шест­во­вать по Архан­гель­ской области, не поки­дая Петербург

28 ноября Культура

«Arctic Open»: открыт всем

26 ноября Культура

Рас­ска­зать сказ­ку про баб­ку-пуч­ег­лазку?

14 ноября Культура

Архан­гель­ские дачи приз­наны прек­расным мес­том на Земле