Художник и зритель – почему не встретились?

18 января 2017 10:59 Из газеты

Открытая в Архангельске масштабная выставка современного искусства «Лики России» не вызвала ажиотажа среди посетителей. Почему?

Напомним, выставка располагается на пяти выставочных площадках города. О ней говорили как о самой значительной со времен 1964 года. Тогда в Архангельске проходила выставка художников Северо-Запада, и она вызвала такой неподдельный интерес горожан, что выстраивались очереди к открытию на протяжении всей ее работы. А выставка тоже была «разбросана» по пяти разным залам.

Почему сейчас залы пустуют? Что «не так» с нынешней выставкой?

Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», считает, что дело не в выставке, – в зрителе. Об этом мы и поговорили с архангельским искусствоведом.

Без громких имен

— Наш зритель к современному российскому искусству относится настороженно, – говорит Зоя Дмитриевна.

– А как же «сравнительная» выставка полувековой давности? На ней тоже было представлено тогдашнее современное искусство.

— Тогда сказывался недостаток информации и общий настрой общества, жаждущего перемен.

– А может, сегодняшнее искусство дискредитировало себя в глазах зрителя?

— Нет, не думаю. Так исторически сложилось, что зритель принимает в штыки все новые течения в искусстве – так было и с импрессионистами, и с русскими авангардистами, и в какой‑то степени – передвижниками XIX века. Но по прошествии времени все это стало классикой.

Кроме того, зритель идет на известные имена, а на представленной выставке нет художников, чьи фамилии «на слуху». Вспомните выставки Никаса Сафронова, Ильи Глазунова, Александра Шилова в Архангельске, вот на них было очень много посетителей, можно сказать, паломничество. Но мне не кажется, что это критерий качества в искусстве, скорее, это «медийная» и растиражированная популярность.

– Если художник неизвестен широкому зрителю, означает ли, что его работы слабые?

— Конечно, нет. В этом отношении выставка «Лики России» очень качественная. Там есть работы, которые, будь у нас возможность, мы бы приобрели для нашей музейной коллекции. Например, картину Ивана Лубенникова.

Искусство или эпатаж?

– А что, на ваш взгляд, сегодня нужно художнику, чтобы прославиться? Эпатаж?

— На выставке «Лики России» эпатажа меньше всего. Понимаю, некоторые зрители рассчитывали найти здесь если не громкое имя, то скандальное произведение, ассоциируя это со своим понятием современного искусства.

– А почему их нет, если они нужны для привлечения зрителя?

— Могу объяснить, почему нет эпатажных работ. Нынешняя выставка подготовлена Союзом художников России, они – главные кураторы и организаторы. А Союз художников – оплот традиции. И я думаю, что это хорошо. Актуальные художественные течения на выставке не представлены, поскольку в Союзе отбирали те произведения, которые ближе к традиции русского реализма.

– Зрители, видя только один срез современного искусства, высказывают разочарование?

— Я рада, если на выставке происходит разговор или завязывается дискуссия. Иногда говорят о некой «приглаженности», недостаточности социально значимых произведений. На больших всероссийских выставках, организуемых в советское время, можно было видеть произведения, которые говорили о художнике как о гражданине своей страны, на этой же выставке нет той высокой «гражданственности», которая была характерна для определенного времени. Представляется, что художник пишет картины в тиши своей мастерской, не вступая с обществом в контакт.

– «Приглаженность» – это умиротворенный пейзаж?

— В том числе. Могу назвать считанные работы, которые отвечали бы теме гражданственности – Николая Колупаева «Взводный», Сергея Гавриляченко «Последний поклон».

– Как архангельские мастера смотрятся на фоне представленных со всей России художников?

— Даже интереснее, чем другие. Их отличает современное прочтение времени, отзывчивость на новые веяния в изобразительном мире. У нас в музее ИЗО представлены работы Бориса Копылова, Зои Шадруновой, Дмитрия Трубина; в Добролюбовской библиотеке – графика Георгия Елфимова, Евгения Зимирева, Алексея Григорьева и других. Мы с вами говорили о том, какие работы мы бы приобрели для музея? Вот работы Бориса Копылова, показанные на этой всероссийской выставке – точно.

– На ваш взгляд, каков портрет современного художника?

— Образованный и интеллигентный. Они начитаны и работоспособны. Знают для чего и для кого пишут картины или создают скульптуры. Например, тот же Сергей Гавриляченко известен не только как художник и педагог, но и как теоретик, историк искусства, публицист.

Напомню, выставка «Лики России» пробудет в Архангельске только до марта. В нашем музее каждые выходные проводятся бесплатные экскурсии по выставке. Хотите иметь свое мнение, пусть и об одной грани современного искусства – приходите.

Эпатаж будет!

– Какие еще выставки предполагается показать в музее изобразительных искусств в нынешнем году?

— Разумеется, мы не можем не откликнуться на столетие Октябрьской революции. У нас замечательная коллекция этого периода и произведений,  посвященных этому событию. В продолжение традиции показа творчества архангельских художников запланирована выставка Сергея и Зои Шадруновых. В планах и выставка поп-арта из петербургского «Арт-центра в Перинных рядах», с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем.

– Это из которого демонстрировалась выставка «Линия любви»?

— Да. И все знают, какая буря негодования пронеслась над нашими музейными головами в связи с теперь уже прошлогодней выставкой «Линия любви». Нас критиковали и за форму, и за содержание. Хочу заявить, что ни о каких типографских репродукциях Пикассо, Матисса, Шиле речи не идет. Речь идет о литографиях – печатных оттисках с подлинных форм.

Что касается содержания… На таких выставках как раз и наблюдается ажиотаж, поскольку архангельский зритель не избалован выставками европейских мастеров. И где как не здесь говорить и спорить на темы искусства? На выставке поп-арта будет представлено, в том числе, творчество и такого культового художника как Энди Уорхол, автора знаменитой картины «Мэрилин Монро»…

Беседовала Елена ИРХА. Фото автора

Культура

8 апреля

Жите­ли Кено­зерья молят­ся иконе Божьей Мате­ри «Зна­ме­ние» об избавле­нии от нас­тиг­шей мир болезни

7 апреля

Смот­рите с нами! Чем занять­ся в Архан­гель­ской области во время карантина

7 апреля

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие в меж­дуна­род­ном поэти­чес­ком марафоне

7 апреля

В архан­гель­ском теат­ре драмы нача­лись «Коро­нави­рус­ные чтения»

4 апреля

В хоре её назы­вали матушкой

1 апреля

Смот­рите с нами!

31 марта

Волон­теры помо­гут Кено­зерс­ко­му нац­парку записать беседы с жите­лями запов­ед­ных тер­рито­рий

27 марта

Архан­гель­ский театр кукол пока­жет спек­такль «Они и Мы» в пря­мом эфире

26 марта

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

25 марта

В квар­тире Абрамо­вых пели Высоц­кий и Золотухин

25 марта

В свой про­фес­си­ональ­ный праз­дник работ­ники куль­туры получи­ли пре­мии и награды

23 марта

Музей «Малые Коре­лы» под­гото­вит новый интерьер крес­тья­нс­кого дома – военный

23 марта

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась премье­ра без зрителей

20 марта

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

Похожие материалы

18 января Культура

Битва с цензурой

20 декабря Культура

Небо Кено­зерья над Пуш­кински­ми горами

12 декабря Культура

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря Культура

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

7 декабря Культура

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

5 декабря Культура

Лири­ку – в сторону!

4 декабря Культура

Про букву с «клюшкой»

3 декабря Культура

Театр, кото­рый всег­да надо раз­гады­вать

3 декабря Культура

Путе­шест­во­вать по Архан­гель­ской области, не поки­дая Петербург

28 ноября Культура

«Arctic Open»: открыт всем

26 ноября Культура

Рас­ска­зать сказ­ку про баб­ку-пуч­ег­лазку?

14 ноября Культура

Архан­гель­ские дачи приз­наны прек­расным мес­том на Земле