Дней за пять до отъезда на свою родину он приходил к нам в Литературный музей и по традиции «совершал обход», будто хотел убедиться, что его работы по-прежнему украшают постоянную экспозицию. Они уже много лет находятся рядом с полотнами мезенца Александра Тярина, лешуконца Фёдора Фатьянова, пинежан Владилена Бутюкова и Дмитрия Клопова.
Картины Василия Личутина прижились в музее со времени первой его персональной выставки. Она состоялась в Архангельском Литературном музее в 1997 году по просьбе писателя Владимира Личутина, который попросил помочь брату, показать его работы жителям Архангельска. Музей пошёл навстречу и предоставил художнику целый зал. Тогда-то, то есть 20 лет тому назад, мы и познакомились с Василием, а затем и подружились. Сначала нас поразило, что он – Василий Васильевич, а его брат-писатель – Владимир Владимирович. Оказалось, что мама у них одна, а отцы разные.
Для выставки Василий привёз из Мезени свои работы, поместив их в самодельные рамы. Развешивать их рядом с картинами архангельских художников было нельзя – уж слишком неказистыми было самодельно изготовленное обрамление. После некоторого раздумья мы убрали все работы архангельских художников, оставив лишь картины Василия. И они стали «смотреться»!
На открытие выставки пришли земляки, живущие в Архангельске. Глядя на работы, они не замечали неказистые рамки и любовались с детства знакомыми пейзажами родной земли и портретам своих земляков. Выставка прошла успешно, и почти все работы (за исключением тех, что художник подарил Литературному музею) были быстро раскуплены. Помним, на вырученные тогда деньги Василий закупил багет и впредь оформлял свои работы достойно. Добавим, что Музей выпустил и каталог выставочных работ. Всё было на высоком уровне. После этого Василий Личутин успешно выставлялся в Архангельске, Онеге, Москве, в Норвегии. Его работы давно «живут» не только в Баренц регионе, но и в Москве, С.-Петербурге, Свердловске, Хабаровске, Германии, Франции и даже в Бразилии.
В Норвегии произошёл интересный случай. Житель Тромсё купил у Василия мезенский пейзаж. На следующий день опять пришёл. Через переводчика объяснил, зачем пожаловал: «Я никогда не был в Мезени, но сегодня она мне всю ночь снилась». И приобрел ещё одну работу нашего земляка.
Знаем, что Василий очень любил ездить на пленер в Верколу: «Там душа, как и в Мезени, отдыхает». И что интересно, когда он учился на вечерних рисовальных курсах при Академии художеств имени Репина в Ленинграде, его преподавателем был Фёдор Мельников, «друг души» Фёдора Абрамова, автор надмогильного памятника писателю.
Мы скорбим о нашем друге Василии Личутине и горюем вместе с Владимиром и Дусей Личутиными, Надеждой Мокеевой.