Выставка посвящена 135‑летию живописи и графики первого ненецкого художника, общественного деятеля и «президента Новой Земли», как его ещё называли
Запрятав хитрую ухмылку,
я расскажу про Тыко Вылку.
Быть может, малость я навру…
О чём «наврал» поэт Евгений Евтушенко в своём стихотворении, процитировал на открытии выставки писатель, журналист, Виктор Толкачёв. Он подготовил целый доклад с демонстрацией фотографий, который можно условно назвать «Тыко Вылка без мифов».
На пути исследования, к слову, Виктора Фёдоровича ждали открытия, о которых пока ещё не написано книги. Но основывался исследователь исключительно на документах, в том числе на биографических записях самого «великого самоеда», обнаруженных в областном архиве. Ещё Виктор Фёдорович дружил с родственниками Тыко Вылки, в том числе и его внуком, человеком несчастливой судьбы.
– В жизни Ильи Константиновича Вылки было много драматического, – говорит Виктор Фёдорович. – Мой разговор посвящён не только жизни «президента Новой Земли», но и его семье, потомкам. Кроме того, я узнал, например, что некий Зубарев из Ленинграда просил Тыко Вылку написать картину, что называется, на заказ, хотя художник это не особо любил. Но тот уговорил, посулив прислать денег и дефицитного в те времена сахара. Я даже нашёл в Петербурге дом, в котором жил предполагаемый обладатель картин Вылки, но там уже всё изменилось. Свой готовый доклад я готов озвучить любой аудитории, которая им заинтересуется…
Искусствовед Зоя Кулешова подтвердила слова Виктора Фёдоровича, сказав, что Вылка нещадно раздаривал свои творения всем, кто по делам службы заглядывал на Новую Землю. Например, на выставке представлены три акварели Вылки с подписью автора, которые передала в музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» семья одного полярного специалиста, побывавшего на Новой Земле в 1920‑х годах. За рисунками музейщики специально ездили в Подмосковье.
Рисунки Вылки невелики по размерам, но почти всегда охватывают обширные пространства, что позволяет прочувствовать грандиозность новоземельского ландшафта с его дикими скалами и безлюдным побережьем.
– Новая выставка посвящена не только 135‑летию со дня рождения выдающегося человека, но в этом году есть ещё один важный юбилей для художника – 110‑летие его выставки в Москве, – говорит Зоя Кулешова. – Надо сказать, выставка произвела большое впечатление на московскую публику не только тем, что художник был родом с далёкого для них Севера, но и самобытностью его художественных произведений.
Позже эту самобытность, непосредственность и желание идти своим непроторённым путём искусствоведы определили как «наивное искусство». И потому Вылку ставят в один ряд с такими представителями наивного искусства, как Нико Пиросмани и Анри Руссо.
А после экспедиции Русанова, в которой участвовал художник, был выпущен отчётный альбом с акварелями Тыко Вылки, который тогдашний архангельский губернатор Сосновский преподнёс в дар императору Николаю Второму. Император, правда, в долгу не остался: Вылке была присуждена золотая медаль «За усердие» и вручён винчестер с патронами.
На выставке представлены не только произведения Тыко Вылки, но и произведения, ему посвящённые, – скульптура работы Николая Овчинникова, портрет Вылки кисти Александра Казакова.
– Поскольку выставка проходит в «ненецком зале» музея, где представлено декоративно-прикладное искусство этого народа, то здесь же находятся картины архангельских художников, посвящённые природе и людям тундры, – сказал Иван Катышев, заведующий музеем художественного освоения Арктики. – На период выставки Тыко Вылки две картины предоставили коллеги из холмогорского историко-мемориального музея Ломоносова. Архангельский краеведческий музей предоставил на выставку копии документов и фотографии, относящиеся к разным периодам жизни Ильи Константиновича.
Ещё на выставке можно услышать голос самого Ильи Константиновича и послушать аудиосказку или даже сказание в исполнении артиста Архангельского театра кукол Анатолия Шкляева. Тыко Вылка не только писал картины, но и оставил литературное наследие. А сказка рассказывает об освоении людьми архипелага Новая Земля с древних времён.
Неожиданно для первых посетителей приветственное видеослово к открытию выставки пришло из Киева от скульптора Владимира Мельниченко, который представил зрителям скульптурный портрет Ильи Константиновича Вылки. Он и его ушедшая жена Ада Рыбачук работали в Заполярье, в своё время у них была задумка создать скульптурные портреты всех тогдашних жителей острова Колгуев. Но этого не случилось, а портрет Тыко Вылки, созданный авторами ещё в 1980‑е годы, ждёт архангельских музейщиков в Киеве. Владимир Мельниченко готов передать произведение в дар.
– К сожалению, пока забрать скульптуру невозможно, – говорит Зоя Кулешова. – После 2014 года, когда в Украине произошли всем известные события, стало затруднительно. А ныне, в связи с коронавирусной инфекцией, границы с Украиной вообще закрыты…
Неисповедимы пути искусства, может, к следующему юбилею Тыко Вылки и соберётся большая выставка в Архангельске, поскольку точно известно, что работы художника имеются ещё и в Орле, в доме-музее Владимира Русанова, а сколько их рассеяно в семейных архивах полярных специалистов, неизвестно.
– Илья Константинович Вылка своей жизнью художника, литератора, общественного деятеля являет собой достойный пример подвижничества, бескорыстного служения людям и искусству, – заключила Зоя Кулешова.
Познакомиться с творчеством и жизнью выдающегося человека можно будет на музейных экскурсиях, на которых расскажут много интересных подробностей, связанных с гражданской деятельностью Тыко Вылки (в крещении – Ильи Константиновича Вылки), в том числе, и о том, как он потерял свою горячо любимую Новую Землю и далее, будучи уже архангелогородцем, писал её в 1950‑е годы по памяти, неимоверно тоскуя по своей малой родине.