01.12.2020 11:06

Вкус чтения с Добролюбовкой: » Бессоница. Гомер. Тугие паруса»

Новое прочтение личных историй, представляющее в совершенно неожиданном свете многие знакомые нам сюжеты античной мифологии

Мадлен Миллер «Цирцея», 2020

Американская писательница стала известна благодаря своему первому роману «Песнь Ахилла».

«Цирцея» тоже уходит корнями в гомеровский эпос. «Богиня ужасная с речью людской» стала одним из препятствий на пути Одиссея на Итаку – она превращала путников в свиней, казалось, без всякой на то причины. Миллер попыталась показать личную историю таинственной волшебницы.

Мать Цирцеи нимфа Персеида своей красотой и дерзостью покорила само Солнце, титана Гелиоса. Но среди других детей Цирцея растёт во дворце отца одинокой и нелюбимой. Несмотря на золотое сияние глаз и волос, у неё существенный недостаток, по мнению богов, голос смертной. Во имя любви Цирцея творит первое колдовство, но тщеславный рыбак разбивает ей сердце, как только получает силу божества.

Используя свой опасный дар, она превращает соперницу, нимфу Сциллу, в страшное чудовище. Разгневанный отец, уступив Зевсу, отправляет её навечно на необитаемый остров Ээя. Цирцея живёт на этом маленьком острове, собирает травы, варит зелья, слушает сплетни Гермеса, учится быть хладнокровной и беспощадной.

Она становится свидетельницей важных событий – от наказания Прометея до рождения Минотавра. Множество известных имён всплывут на страницах романа: Медея и Ясон, Пасифая и Минос, Ариадна и Тесей, Пенелопа и Телемах, Дедал и Икар. В мире «Цирцеи» все очень уязвимы, даже боги. Внешний мир врывается в её одинокую вечность, когда к острову пристаёт разбитый штормами корабль Одиссея. И далеко не всем последствиям этой встречи суждено остаться в легендах…

Пэт Баркер «Безмолвие девушек», 2020

Автор, лауреат Букеровской премии, показывает в романе не только битвы греков при осаде Трои.

«Безмолвие девушек» – война глазами женщин, женская версия событий. Это книга – жестокая правда: никаких великих подвигов, воспетых в балладах. Грязь, кровь, болезни и страдания.

Рассказ идёт от лица троянской царевны Брисеиды, греки вырезали всю семью на её глазах, а она стала наложницей легендарного Ахилла. Женщина в Древней Греции, будь она даже довольно высокого происхождения, прежде всего дочь, которую можно выгодно выдать замуж, жена, которая даст достойное потомство, желательно, мужское. В крайнем случае, наложница. Но почти никогда женщина сама по себе, если только она не богиня, да и тем приходилось нелегко в жестоком мире.

Кажется, с тех пор, как она в последний раз надела вуаль и была свободной женщиной, Брисеида едва ли произнесла сотню фраз вслух. Ахилл благосклонен к Брисеиде – настолько, насколько мужчина может хорошо относиться к рабыне, жене врага. Тем не менее, царевна проникается тёплыми чувствами к победителю и его мрачному другу Патроклу и даже оплакивает их смерть.

С минимумом эмоций она перечисляет ужасы войны – чумных крыс, бесчисленные и бессмысленные смерти, реки крови и отчаяние. Всё это безмолвие девушек – пленниц – фактическое молчание женщин, бесконечно оплакивающих свою судьбу, своих братьев, отцов, мужей и сыновей. Но в этом молчании громче тишины звучит вызов – женщины могут веками молчать, но однажды их безмолвие взорвётся тысячами голосов.

Колм Тойбин «Дом имён», 2018

Ирландский писатель и драматург, журналист и критик не переписал известный греческий миф, а написал его заново.

Агамемнон, правитель Аргоса, предводитель греческих войск, победил и разорил Трою. Но участь его оказалась ужасна, а судьба сына его Ореста – ещё ужаснее. Им пришлось и совершать преступления, и расплачиваться за преступления – свои и чужие.

Богиня Артемида отказывала грекам в попутном ветре до тех пор, пока ей в жертву не была принесена дочь царя Ифигения; по приказу Агамемнона девушку привезли в Авлиду и (вместо обещанной свадьбы с Ахиллом) закололи на жертвеннике богини. Свидетельницей трагедии стала её мать Клитемнестра. Агамемнон привёз на родину пленницу Кассандру, дочь троянского царя Приама; царица жестоко отомстила мужу за смерть Ифигении и бесчестье, которое нанёс ей Агамемнон, вернувшись домой с одной из наложниц. Дочь Клитемнестры Электра мечтает о том, чтобы покарать мать за смерть отца, а её брат Орест воплощает эти мечты в реальность.

Мир, который описывает Тойбин, – это мир без богов, тех самых, которые на протяжении веков своими детскими и дерзкими выходками вершили судьбы людей. В конце такого мира – тьма и одиночество, где каждый останется наедине со своими грехами, со своей болью, со своими именами. Роман Тойбина в первую очередь рассказывает о том, что никакое преступление не останется без наказания; да и не только преступление – любой поступок влечёт за собой невидимые на первый взгляд последствия.

Сильвен Тессон «Лето с Гомером», 2019

Эта небольшая книга французского путешественника, журналиста, писателя – своеобразный путеводитель по миру «Илиады» и «Одиссеи».

Илиада» – это рассказ о Троянской войне, «Одиссея» – о возвращении героя на родную Итаку. Там описывается война, тут возвращение на родину – восстановление порядка через восстановление равновесия частной жизни. И обе поэмы дают картину удела человеческого.

В поэмах «мы будем плавать по бурным морям и блуждать по полям брани. Окажемся в пылу сражений и будем сидеть на совете богов. На нас обрушатся морские бури и ливни солнечного света. Нас будет окутывать туман. Мы будем заглядывать в занавешенные альковы, причаливать к островам и высаживаться на рифы. Одни погибнут в бою. Другие спасутся. Но боги будут неотступно следить за всеми. И солнце будет всё так же струить свой свет и открывать перед нами красоту пополам с трагедией». И невозможно не согласиться с основной мыслью книги Тессона: мы не ценим мирную жизнь, пока не начнётся война.

Гомер жил в VIII веке до нашей эры. Но открывать «Илиаду» или «Одиссею» сегодня – это как открывать вечернюю газету. «И в этой мировой газете, написанной уже давным-давно, говорится о том, что под Зевесовым солнцем нет ничего нового: человек остаётся верен самому себе, являясь всё тем же величественным и безнадёжным животным, излучающим свет и источающим посредственность».

Книга станет прекрасным поводом прочитать или перечитать наследие поэта, с произведений которого ведёт отсчёт европейская литература.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Галина Титова, заведующая сектором «Региональный центр книги» областной библиотеки имени Добролюбова