23.08.2020 10:10

В архангельском Старинном особняке открыта выставка «Жостовские россыпи»

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Это собрание экспонатов из музея Жостовской фабрики декоративной росписи.

На протяжении 195 лет в подмосковной деревне Жостово пишут на подносах чудесные цветы. И что самое удивительное - жостовский мастер не работает по образцам – он пишет по своему воображению, но по правилам, усвоенным и отточенным в практике его предшественников.

Работают по-прежнему, вручную, с помощью набора кистей из беличьих хвостов, красок, лака, в последнее время – перламутра. И вот только так на металлическом подносе появляются цветы, к которым ныне могут прибавиться фрукты и птицы. Еще учтите индивидуальный «почерк» мастера и частичку души, которую он вложил в свое произведение.

Сами металлические подносы тоже делают в Жостово, а листы закупают на Череповецком металлургическом комбинате. А знаете, как отличить настоящий жостовский поднос от китайской подделки? Об этом поведали сами мастера: если поставить на жостовский поднос что-то тяжелое, он не прогнется, как китайский. Или, допустим, рисунок на десятке одинаковых подносов один и тот же – это точно не Жостово.

Как рассказала Евгения Дубровская, заведующая сектором экспозиции «Старинный особняк» музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», на архангельской выставке показаны более 70 предметов из музея фабрики Жостово, начиная с 1920-х годов по настоящее время. Причем, по ним можно проследить как процесс создания росписи поэтапно, так и даты истории страны, которые упрямые мастера упорно «вставляли» в рамки своего традиционного искусства.

Например, все советские олимпиады и фестивали, всегда имевшие политический подтекст, неизменно отмечались букетами цветов, а по окантовке – мелкими буковками – «50 лет Октября» или «Москва – 80». Тем интереснее смотрятся подносы с редкими сюжетами, такими, как, к примеру, «Шалаш в Разливе» к столетию вождя пролетариата (без самого Ленина). Правда, выглядит этот поднос без традиционных цветов как-то скучновато.

Зато какие «цветущие» подносы развешаны по стенам музейного зала! Конечно, предназначены эти вещи не для прямого использования, а в качестве декоративного панно. Одно из них можно принять за живописное произведение, поскольку на подносе изображен пейзаж. В общем-то с этого некогда и начинался промысел – пейзажа и жанровых сценок. Надо сказать, в свое время с жостовскими мастерами занимались маститые художники — Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге, что привело к новому витку развития промысла.

Представлены на выставке не только подносы разных размеров и конфигураций (32 формы), но и самовары, подстаканники. А фоны, на которых свободно «разбросаны» садовые и полевые цветы, веточки, ягоды, тоже разные – от традиционного черного до красного, голубого с блестками.

- Я считаю, что жостовские подносы надо смотреть не торопясь, - говорит Евгения Алексеевна. – И тогда зрителю открывается целый мир – совершенной красоты и изумительного мастерства. Жостовские букеты выражают радость жизни, излучают настроение праздничности, торжественности, гармонии, поэзии, если хотите. Мы у себя, в музее, все еще не можем налюбоваться на эти произведения искусства и каждый раз, заходя в выставочный зал, подмечаем что-то новое…

Когда будете на выставке «Жостовские россыпи» в Старинном особняке, обратите внимание на фамилии мастеров – многие повторяются, поскольку за почти двести лет сформировались целые династии - Вишняковых, Савельевых, Кледовых.



Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА