В Архангельском музее ИЗО до 15 апреля выставлен «Астафьевский чин в XXI веке»

2 апреля 2018 18:18
«Астафьевский чин в XXI веке»
«Астафьевский чин в XXI веке»

Это ярус иконостаса с иконами Иисуса Христа и святых, обращающихся к нему в молитве. Написан он архангельскими живописцами Сергеем Егоровым и Игорем Лапиным для недавно возведенной церкви на острове Краснофлотском.

Образец для написания находится на противоположной стене музея – деисусный чин из Никольской церкви села Астафьево Каргопольского района, который датируется концом XV – началом XVI века. Астафьевский чин находится в постоянной экспозиции и украшает ее со дня открытия музея.

Старинного храмового комплекса в Каргополье ныне нет, его разобрали в начале 1970-х годов. Спасибо тем людям, что спасли старинные иконы и музейщикам – за то, что сохранили. По словам доктора искусствоведения Татьяны Кольцовой, Астафьевский чин интересен не только тем, что он один из самых древних и хорошо сохранившихся, но и тем, что он олицетворяет собой классический древнерусский иконописный стиль, идущий из более ранних временных глубин.

Причем, не замутненный поздними поновлениями. Иконам ведь свойственно постепенно разрушаться и темнеть и-за покровного слоя олифы, после чего следовало их поновление. Этот процесс мог повторяться неоднократно, что приводило к невосполнимым утратам древней живописи. Астафьевский чин эта участь миновала: авторский слой дошел до нас в хорошем состоянии.

Что касается письма, то об иконописцах XV века Татьяна Кольцова отзывается так: «Высочайшие профессионалы своего времени». Недаром современные учащиеся иконописной школы Троице-Сергиевой лавры каждый год приезжают в Архангельск копировать иконы Астафьевского чина – обучаться мастерству на лучших образцах древнерусской иконописи.

Чем же так интересна современная копия Астафьевского чина? Дело в том, что архангельские художники подошли к делу так же, как и их коллеги XV века. Первый раз Егоров и Лапин хотели сделать копии икон еще двадцать лет назад. Они три раза подступались к ним, но только последняя работа их удовлетворила.

А ведь это признанные мастера иконописи, кисти которых принадлежит, например, стенная роспись Успенской церкви Архангельска, которая считается одним из важнейших достижений церковной культуры наших дней. А в прошлом году они вернулись из Греции, с Афона, где расписывали зал собраний монастыря Ватопед.

Архангельские иконописцы не просто профессионально скопировали восемь древнейших икон из Астафьевского чина, но и реконструировали недостающие пять.

— Умение вписаться в стиль эпохи – сложная задача. Однако Сергею Егорову и Игорю Лапину это удалось, – считает Татьяна Михайловна.

Доски для икон заказывали в Москве, в специализированных мастерских, потому что всем иконописцам известно – от качества выполнения деревянной основы зависит срок жизни иконы. С красками тоже пришлось помудрить – древние иконописцы использовали только натуральные красители, часто – с растертыми минералами. А при разном освещении эти краски меняют цвет. У реставраторов, например, есть такие выражения – «выполнить грамотные тонировки», «попасть в цвет». Даже такие профессионалы, как Егоров и Лапин, не сразу разработали сложную цветовую палитру Астафьевского чина.

Теперь о том, почему иконы Астафьевского чина XXI века предназначены для маленькой церкви на острове Краснофлотском. Храм посвящен священномученику Антонию (Быстрову) – архиепископу, причисленному к лику святых в начале 2000-х. Архиепископ закончил свои дни в архангельской тюрьме в годы гонений на Церковь в 1932 году.

Ярус иконостаса Астафьевского чина был написан иконописцами по заказу нынешнего настоятеля храма иеромонаха Артемия (Козлова). По его же заказу для церкви на Краснофлотском Сергей Егоров ранее копировал икону Грузинской Богоматери XVI века из села Ненокса, которая также находится в постоянной экспозиции музея ИЗО.

Настоятель Антониевской церкви разрешил показать широкому зрителю в стенах музея новый деисусный чин, но совсем недолго – до 15 апреля. Далее иконы нового Астафьевского чина тоже можно будет увидеть – но в стенах краснофлотской церкви священномученика Антония.


Елена ИРХА, фото автора и из архива музея ИЗО

Культура

25 апреля

«Паль­цы не слу­ша­ют­ся, но руки-то помнят, душа поёт…»

24 апреля

Пере­лёт­ная птица «Тай­бола» уле­тела из Архан­гель­ска в Мурманск

24 апреля

Год ушёл. Книги остались

23 апреля

В биб­ли­оте­ке имени Шер­гина про­шла интел­лек­туаль­ная игра «Родом из Верколы»

23 апреля

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют отметить Пасху в «Малых Корелах»

23 апреля

Архан­гель­ской биб­ли­оте­ке №10 прис­во­ено имя Фёдо­ра Абрамова

22 апреля

В музее Бори­сова прой­дёт кон­церт при свете звёзд

20 апреля

Дети из худо­жест­ве­нной школы нари­сова­ли для музея Вер­колы диа­фильм по рас­ска­зу Абрамова

19 апреля

«Прав­да Севе­ра» как «враг народа»

18 апреля

В Архан­гель­ске нача­лись трехд­не­вные гаст­ро­ли областно­го теат­ра кукол «Тере­мок» из Вологды

18 апреля

Архит­ек­турный ансамбль стан­ции Нян­дома вклю­чат в реестр объек­тов куль­тур­ного наследия

17 апреля

Архан­гельск в пятый раз споёт о Победе

17 апреля

«Гима­лаи надо брать цветом!»

17 апреля

В Доб­ролю­бов­ке обнару­жена редкая наход­ка из биб­ли­оте­ки Афа­на­сия Хол­мог­ор­ско­го

16 апреля

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют отметить Вер­бное воск­ре­сенье в «Малых Корелах»