В Архангельском музее ИЗО до 15 апреля выставлен «Астафьевский чин в XXI веке»

2 апреля 18:18
«Астафьевский чин в XXI веке»
«Астафьевский чин в XXI веке»

Это ярус иконостаса с иконами Иисуса Христа и святых, обращающихся к нему в молитве. Написан он архангельскими живописцами Сергеем Егоровым и Игорем Лапиным для недавно возведенной церкви на острове Краснофлотском.

Образец для написания находится на противоположной стене музея – деисусный чин из Никольской церкви села Астафьево Каргопольского района, который датируется концом XV – началом XVI века. Астафьевский чин находится в постоянной экспозиции и украшает ее со дня открытия музея.

Старинного храмового комплекса в Каргополье ныне нет, его разобрали в начале 1970-х годов. Спасибо тем людям, что спасли старинные иконы и музейщикам – за то, что сохранили. По словам доктора искусствоведения Татьяны Кольцовой, Астафьевский чин интересен не только тем, что он один из самых древних и хорошо сохранившихся, но и тем, что он олицетворяет собой классический древнерусский иконописный стиль, идущий из более ранних временных глубин.

Причем, не замутненный поздними поновлениями. Иконам ведь свойственно постепенно разрушаться и темнеть и-за покровного слоя олифы, после чего следовало их поновление. Этот процесс мог повторяться неоднократно, что приводило к невосполнимым утратам древней живописи. Астафьевский чин эта участь миновала: авторский слой дошел до нас в хорошем состоянии.

Что касается письма, то об иконописцах XV века Татьяна Кольцова отзывается так: «Высочайшие профессионалы своего времени». Недаром современные учащиеся иконописной школы Троице-Сергиевой лавры каждый год приезжают в Архангельск копировать иконы Астафьевского чина – обучаться мастерству на лучших образцах древнерусской иконописи.

Чем же так интересна современная копия Астафьевского чина? Дело в том, что архангельские художники подошли к делу так же, как и их коллеги XV века. Первый раз Егоров и Лапин хотели сделать копии икон еще двадцать лет назад. Они три раза подступались к ним, но только последняя работа их удовлетворила.

А ведь это признанные мастера иконописи, кисти которых принадлежит, например, стенная роспись Успенской церкви Архангельска, которая считается одним из важнейших достижений церковной культуры наших дней. А в прошлом году они вернулись из Греции, с Афона, где расписывали зал собраний монастыря Ватопед.

Архангельские иконописцы не просто профессионально скопировали восемь древнейших икон из Астафьевского чина, но и реконструировали недостающие пять.

— Умение вписаться в стиль эпохи – сложная задача. Однако Сергею Егорову и Игорю Лапину это удалось, – считает Татьяна Михайловна.

Доски для икон заказывали в Москве, в специализированных мастерских, потому что всем иконописцам известно – от качества выполнения деревянной основы зависит срок жизни иконы. С красками тоже пришлось помудрить – древние иконописцы использовали только натуральные красители, часто – с растертыми минералами. А при разном освещении эти краски меняют цвет. У реставраторов, например, есть такие выражения – «выполнить грамотные тонировки», «попасть в цвет». Даже такие профессионалы, как Егоров и Лапин, не сразу разработали сложную цветовую палитру Астафьевского чина.

Теперь о том, почему иконы Астафьевского чина XXI века предназначены для маленькой церкви на острове Краснофлотском. Храм посвящен священномученику Антонию (Быстрову) – архиепископу, причисленному к лику святых в начале 2000-х. Архиепископ закончил свои дни в архангельской тюрьме в годы гонений на Церковь в 1932 году.

Ярус иконостаса Астафьевского чина был написан иконописцами по заказу нынешнего настоятеля храма иеромонаха Артемия (Козлова). По его же заказу для церкви на Краснофлотском Сергей Егоров ранее копировал икону Грузинской Богоматери XVI века из села Ненокса, которая также находится в постоянной экспозиции музея ИЗО.

Настоятель Антониевской церкви разрешил показать широкому зрителю в стенах музея новый деисусный чин, но совсем недолго – до 15 апреля. Далее иконы нового Астафьевского чина тоже можно будет увидеть – но в стенах краснофлотской церкви священномученика Антония.


Елена ИРХА, фото автора и из архива музея ИЗО

Культура

14 ноября

Архан­гель­ские дачи приз­наны прек­расным мес­том на Земле

12 ноября

Из исто­рии исчез­нув­ших волостей

10 ноября

В Архан­гель­ском теат­ре кукол – премье­ра спек­такля «Любовь к трем апель­си­нам»

8 ноября

В кон­курс­ной про­грамме фес­тива­ля Arctic open – 23 доку­мен­таль­ных фильма

7 ноября

Ломо­нос­ов­ский Дво­рец куль­туры Архан­гель­ска отме­тит соро­кале­тие

6 ноября

Учи­тель и его луч­ший ученик

5 ноября

В Архан­гель­ске завер­шились «Опер­ные сезо­ны-2018»

4 ноября

«Ночь искусств» в архан­гель­ском драм­те­ат­ре отмети­ли поэти­чес­кой ком­пози­ци­ей «Пуш­кин-219»

2 ноября

Тан­цеваль­ные кол­лекти­вы из Архан­гель­ска при­мут учас­тие в фес­тива­ле «Поляр­ный круг» в Мурманске

2 ноября

В Мезен­ском райо­не вос­ста­но­вят мель­ницу в дерев­не Погорелец

2 ноября

Три по сто

1 ноября

«Опер­ные сезо­ны» в Архан­гель­ске прой­дут с синх­ро­нным переводом

31 октября

Кар­гополь­ские и нор­вежс­кие музы­кан­ты пла­ниру­ют сов­местный кон­церт в Архан­гель­ске

30 октября

В Архан­гель­ском музы­каль­ном кол­ледже прой­дёт кон­церт «Юные музы­кан­ты Поморья»

29 октября

Сер­гей Сюхин открыл пер­сональ­ную выставку в Котласе