15.03.2019 14:26

Так шумит время

Pixabay (c)

Большая книга – 2018

Мария Степанова «Памяти памяти. Романс», 2018

Книгу поэта Марии Степановой называют одним из самых удивительных текстов, написанных в 2017 году на русском языке. Она получила главную премию года – «Большую книгу – 2018». Книга неожиданная и ни на что не похожая: ни языком, ни сюжетом, ни героями. Даже обложка – странная маленькая куколка с отбитой ножкой – вызывает интерес: что это, с чем связано?

Степанова пишет историю своей семьи, обращаясь к памяти личной, семейной, общественной и исторической. И история куколки очень органично сюда вплетается. Автор путешествует по миру в поисках собственных корней, механизм памяти запускают фотографии, тексты, предметы быта, картины, письма, вещи. «Пока я, месяц за месяцем, переписывала на компьютере письма и документы моих близких, пытаясь разобрать микроскопические буквы, беглую скоропись остывшего разговора, я уж точно стала понимать их лучше и любить больше». Особый язык поэта, пишущего прозу, – как живая вода, сумевшая воскресить память.

От рассказа о родных Степанова переходит к размышлениям о воспоминаниях поэта Осипа Мандельштама «Шум времени», книге «Альбом для марок» переводчика и коллекционера Андрея Сергеева, яркой и короткой жизни художницы Шарлотты Саломон, в 26 лет погибшей в концлагере, истории странных призрачных фотографий Франчески Вудман, о необычном музее «секретиков» Джозефа Корнелла.

Книга не только завораживает рассказанной историей, но ещё и заставляет читателя начать собственные семейные поиски.

Александр Архангельский «Бюро проверки», 2018

Роман стал лауреатом премии «Большая книга – 2018». Автор – известный телеведущий, писатель, литературовед. Действие разворачивается в Москве в жаркое олимпийское лето 1980 года. На каждом шагу яркие приметы того времени – запахи дешёвой «Примы», свежей краски телефонной будки, накрахмаленный милиционер на перекрёстке, прозрачные конусы соков в отделе бакалеи, вдруг «выброшенный» на прилавки, невиданный ранее финский сервелат… Спектакли на Таганке и в «Современнике», концерт «Машины времени», богатые квартиры у одних, неприглядный быт у других.

Главный герой романа Алексей Ноговицын, аспирант факультета философии, готовится к защите диссертации. И вынужден вести двойную жизнь – он искренне верит в Бога. К вере пришёл сам, крестился во взрослом возрасте, рьяно исполняет все церковные предписания. И тщательно скрывает это, зная, что понимания у окружающих не найдёт. А кандидатскую степень получить нужно. Хотя бы для того, чтобы жениться на любимой девушке – дочери благополучного работника торгпредства. На время летних каникул он отправляется подзаработать в стройотряд. И вдруг получает загадочное письмо, всё бросает и возвращается в Москву. Читателю предстоит узнать, что заставило героя так поступить. Алексей приезжает в столицу в день открытия Олимпиады и покидает её в день смерти Высоцкого. За эти девять дней с ним происходит многое: история любви, религиозные метания, просмотры запрещённых фильмов, допросы в КГБ. И всё это не случайно. Кто‑то проверяет его на прочность…

Евгений Гришковец «Театр отчаяния. Отчаянный театр. Мемуарный роман», 2018

Известный российский драматург, театральный режиссёр и киноактёр, музыкант, телеведущий рассказывает о том, как пришёл к своей безоговорочной любви на всю жизнь – театру. Невероятно обаятельная книга в объёме более 900 страниц вместила жизнь героя с 16 до 33 лет.

Старшие классы школы, увлечение пантомимой, первый курс филфака, три по‑настоящему адских года в армии, в морфлоте, возвращение в университет, эмиграция, возвращение в Россию и театр, театр, театр. Это самый «исторический» текст автора. В нём не только универсальные приметы возраста героя, времени, любимого города Кемерово, но и история России, когда она была ещё советской, потом перестроечной, а потом постсоветской. Он рассказывает, как неожиданно, из прощального весёлого стендапа, появился спектакль «Как я съел собаку», который произвёл фурор, и появился театр Евгения Гришковца, свой, индивидуальный, когда на сцене он один, без декораций.

Вся книга – это жизнь творческого человека, и в центре всего театр, всё связано с ним, он был и началом, и концом, причиной, следствием. К нему автор шёл всеми путями, через нереальные совпадения, знаки, встречи, успехи и провалы. Шёл со всем упорством к главной любви своей жизни, своему предназначению, ради которого и стоит жить.

Евгений Водолазкин «Брисбен», 2019

Новый, четвёртый роман известного писателя – его самая музыкальная книга. В ней много автобиографических деталей. Автор, как и его герой, окончил музыкальную школу сначала по домре, позже по гитаре, поэтому с таким искренним чувством написаны страницы о музыке и инструментах. Вообще, здесь, как в романе «Лавр», читатель вплотную столкнётся с другим миром, языком, понятиями.

Повествование распадается на две части, на два голоса. Одна – рассказ от первого лица, история, когда у Глеба Яновского, всемирно известного гитариста-виртуоза в зените славы, диагностируют болезнь Паркинсона. Второй рассказ описывает жизнь Глеба в Киеве, когда он впервые взял в руки инструмент, и когда к нему, уже гитаристу, приходит первый большой успех, студенческую жизнь в Питере в 90‑х, учёбу на филфаке, любовные истории. Первая, в 15 лет к своенравной виолончелистке Анне, привела Глеба к тяжёлой депрессии, а вторая – к большому счастью, к встрече с немкой Катариной, Катей.

У Глеба, как у всех известных музыкантов, жизнь была расписана на годы вперёд. И вдруг у него образуется масса времени. Постепенно он понимает, что вся эта гонка, в которой он постоянно находился, к счастью не имеет прямого отношения. Он пытается найти новый смысл жизни, перебирая воспоминания о детстве и юности.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Галина ТИТОВА, заведующая сектором «Региональный центр книги» областной библиотеки имени Добролюбова