15.11.2020 11:20

Что детские театры могут противопоставить цифровым технологиям?

ТОЛКОВый класс Елены Владимировны Булавиной в Комнате-Где-Живут-Куклы много лет назад

Сегодня детские театры вынуждены конкурировать с целой индустрией компьютерных развлечений, игровыми приставками, ютуб-каналами и социальными сетями

Что они могут противопоставить цифровым технологиям? Только чувство причастности и ощущение чуда, которое рождается здесь и сейчас. И это надо сочетать с жёстким требованием выполнения финансового плана.

Как удаётся это сочетание Архангельскому театру кукол? Как его система отношений со зрителями помогает выполнению главной миссии детского театра – «воспитанию подрастающего поколения», воспитанию своей, умной, понимающей публики.

Сегодня мы поговорим об одном очень важном звене этой системы, о своеобразной «лаборатории» по воспитанию зрителей и изучению зрительского восприятия – о семейном зрительском клубе ТОЛК.

Кто такие ТОЛКовые Классные Дамы?

Слово организатору и «главному двигателю» ТОЛКового процесса, педагогу театра Марине Владимировне Мельницкой:

– В этом году у ТОЛКа юбилей – 35 лет его существования при Архангельском театре кукол. ТОЛК – это Тайное (или Театральное) Общество Любителей Кукол, состоящее из детей, их родителей и педагогов разных школ нашего города. За это время в нём «воспиталось» более 40 тыс. действительно толковых, понимающих, сопереживающих, помогающих театру зрителей. И это не считая детей, внуков и друзей тех, с кого всё начиналось.

Мы знаем, что многочисленные выпускники ТОЛКа мечтали о встречах друг с другом, любимыми учителями и родным обновлённым театром, ведь в 20‑летие ТОЛКа эти встречи продолжались три дня и завершились большим праздником и замечательным капустником! Но сейчас… Увы! Хочется верить, что всё это получится весной, ближе к Дню театра…

А пока мы решили, не откладывая, встретиться с теми, кто много лет назад откликнулся на приглашение театра «начать совместное путешествие в мир, где самым причудливым образом перемешаны сказка и правда», на предложение «вместе учиться понимать этот мир, замечать все его краски, слушать его музыку, откликаться всем сердцем на всё, о чём он взволнованно рассказывает». Это из первой программы ТОЛКа.

Мы пригласили на встречу тех, кто добровольно (!) взвалил на свои хрупкие плечи огромный труд по осуществлению этой затеи. То есть тогдашних учителей начальных классов разных школ, в дальнейшем получивших звание «ТОЛКовые Классные Дамы». Вопрос к ним был традиционный, ежегодно задаваемый себе, детям и родителям: есть ли толк от ТОЛКа?

«Сколько, сколько лет ТОЛКу? 35?! Боже, тогда сколько же мне?» – так начала своё письмо с воспоминаниями Любовь Владимировна Седакова. В ТОЛКе она с первого дня, и это её первоклассников, поначалу недружных, сблизил единый новогодний костюм огромного многоногого Привидения. А когда они стали уже четвероклассниками, то удостоились чести посвящения в Театральные рыцари. Сейчас Любовь Владимировна живёт в Москве, работает по‑прежнему с детьми и, кроме того, пишет прекрасные стихи.

Да, лет первым ТОЛКовым учителям, действительно, немало. Да какое это имеет значение, когда они действительно КЛАССНЫЕ! Встретились мы в театре, возле исторических огромных альбомов с такими названиями: «ТОЛК» – его история за первые 20 лет; «ТЮК» – Театр Юных Кукольников под руководством Светланы Михайловой, возникший на базе ТОЛКа; «Театр – это радость!» – самое разнообразное письменное и изобразительное творчество ТОЛКовых детей, и – «С Новым годом!» – запечатлённая история фантастической изобретательности и рукотворных подвигов в изготовлении карнавальных костюмов, которые были обязательны и для детей, и для взрослых.

Туда, где пока в коробках ждут своего размещения в Комнате-Где-Живут-Куклы другие ТОЛКовые сокровища, мы заглядывать не стали, иначе воспоминания не закончились бы до вечера. В нашем разговоре участвовало семь человек (да пока и не планировалось собрать всех педагогов, эта встреча ещё впереди).

Не смогла прийти из‑за болезни Лидия Александровна Чебыкина. В ТОЛКе она с самого начала и до сих пор активнейший организатор всех встреч Толковых Классных Дам, всех поздравлений работников театра.

Заболела, но передала письмо Марина Сергеевна Казаченко. В ТОЛК она попала школьницей, но, став учительницей 14‑й школы, конечно, пришла туда же. Сейчас её третьеклассники – это уже седьмой её ТОЛКовый «набор». Вот строчки из её письма: «Для меня ТОЛК – это синоним к слову ВМЕСТЕ. Точно знаю, как многодетная мама, как учитель, что если мы чувствуем ответственность за детей, то нужен контакт /…/ ТОЛК – минуты общения с ребёнком, когда вспыхнули огоньки в глазках, возникло чувство взаимной любви. Театр дарит доверие к людям, а от способности верить полностью зависят чувства и воля…»

Конечно, в самом начале разговора вспомнили двух прекрасных учителей, которых уже с нами нет. Это Екатерина Александровна Мелехова и Наталья Ивановна Ананьина – обе в ТОЛКе тоже с самого начала, вся деятельность которых была ярким доказательством того, что толк от ТОЛКа есть.

«Моей первой учительницей в 6-й школе была замечательная Наталья Ивановна Ананьина. Раз в месяц мы все вместе с родителями смотрели какой‑нибудь спектакль, а потом много разговаривали о нём и вообще о театре. Мы постоянно ощущали театр изнутри. Становились то критиками, то драматургами, то художниками, а главное – постоянно видели уважительное отношение Н. И. к театру, к его атмосфере и внутренней жизни… Это не были «культпоходы», это не была «индустрия развлечений», это был очень серьёзный разговор о театре, который длился три года. Никакого разрушения магии театра от этого не происходило, наоборот – мне, школьнице первого-третьего класса, стало понятно, что оживлять неживое – это реальность, и это профессия. И теперь – это моя профессия». Такое письмо прислала к нашей встрече Елена Антушева, теперь актриса театра кукол.

А вот что говорили пришедшие на встречу учителя.

Любовь Евгеньевна Быкова, в ТОЛКе с самого его начала, с 1985 года:

– Вспоминаю как самое светлое время. Я ведь работала в школе Исакогорки, считайте, с окраины, и нас даже сомневались брать в ТОЛК – мол, а будете ездить на спектакли в город? А родителей сможете собрать? Я отвечаю – конечно! Поначалу ездили на рейсовом автобусе или заказывали, а потом, когда уже родители втянулись, автобусом обеспечивали. И ребята менялись на глазах, у них появилось уважение друг к другу, дружить стали. Да я и для себя открыла театр, до того дня и не бывала в кукольном. Знаете, как меня потрясла «Ленинградская сказка», которую поставил Дмитрий Александрович Лохов! Никогда бы не подумала, что вот так, в куклах, детям можно рассказать о такой сложной теме, как блокада Ленинграда. С костюмами к новогодним балам у нас поначалу не очень получалось, так мы придумали маски инопланетян.

Татьяна Трофимовна Фомичева, в ТОЛКе с 1987 года:

– ТОЛК – это дом. Он, конечно, объединяет, воспитывает, но главное – впервые вводит ребёнка в культуру театра. Впервые объясняет детям, что такое театр и зачем он нужен. Мы с классом сами ставили сценки, проводили уроки «Театральной грамотности» от А до Я. Раз мы занимаемся в ТОЛКе, значит, мы должны знать всё о театре. И потом – это шаг во взрослую жизнь, в другие театры, на взрослые спектакли.

Людмила Ивановна Крутько, в ТОЛКе с 1986 года:

– Поначалу трудно было – с родителями, в первую очередь. Но постепенно втянулись, и не только посещали спектакли и обсуждали их, но и мастерили вместе игрушки для ёлки в театре. Костюмы готовили, в классе показывали. К слову, это очень объединяло родителей со своими детьми, да и другие ребята, глядя на это, тоже к нам подтягивались. Я до сих пор стараюсь смотреть все спектакли в кукольном, уже с внуками. ТОЛК – это моя жизнь.

Татьяна Анатольевна Лобова, в ТОЛКе с 1992 года:

– Меня ТОЛК научил творчеству. Всё время надо было что‑то придумывать – поздравления артистам, новогодние костюмы, игрушки на ёлку, символы года. Всё делали вместе своими руками. И потом тёплая, какая‑то домашняя атмосфера в кукольном театре мной воспринималась как отдушина. Честное слово, если голова болела, то в театре боль уходила. И, в первую очередь, детям ТОЛК много дал. Да никогда бы ребята поодиночке не пересмотрели столько спектаклей, не испытали столько живых эмоций.

Надежда Валентиновна Черкасова, в ТОЛКе с 2002 года:

– Первые мои классы, помню, охотно ходили в кукольный театр вместе с родителями. Участвовали во всех мероприятиях театра с удовольствием. Потом случился некоторый спад… наша 32‑я школа – ведь ещё и школа Соловецких юнг, а это тоже большая нагрузка. Но увлекаться театром могут все дети, если взрослые их поощряют, настраивают и во всём помогают. Театр – это другой мир, и побывать в нём – радость.

А вот уникальная родительница из 21‑й гимназии – в ТОЛКе с 1987 года. В ТОЛКовом классе, где училась её старшая дочь, менялись учителя, но благодаря Елене Витальевне Ивановой дети и родители дружили с театром до самого окончания школы. А Елена Витальевна дружит с театром и с ТОЛКом до сих пор: приходит на все премьеры, встречи и театральные праздники. До последних лет она придумывала и шила себе и всем друзьям новогодние костюмы. А раньше ещё и театральным портнихам помогала, хотя профессия у неё совсем другая.

Пришла она и на эту нашу встречу.

– ТОЛК – это, можно сказать, моя вторая семья, – поделилась она своими чувствами. – Все присутствующие – мои подруги. Мы постоянно перезваниваемся, мы ждём наших встреч в театре. ТОЛК дал очень много, и не только моим детям, а всему нашему тогдашнему классу. Они сдружились, мы вместе шили костюмы, делали кукол, обсуждали спектакли… Такие вещи не проходят без следа!

К нашей растаявшей от воспоминаний компании присоединилась учительница 21‑й гимназии Елена Владимировна Булавина – в ТОЛКе с 1986 года. Как раз сегодня она привела свой очередной первый класс, конечно же, с родителями, на спектакль «Три медведя».

– Для меня ТОЛК – это семья и особые отношения, – сказала она. – Здесь бережные отношения – к учителю, к детям и их родителям. Говорю это с уверенностью – и как учитель, и как мама. Надо сказать, что ТОЛКовые классы и те, кто не в ТОЛКе, отличаются. Вы бы видели, как пришли наши первоклассники на спектакль! И родители, и дети подготовились, настроились, нарядились, купили цветы. У них лица светятся. Я чувствую какое‑то единение родителей, детей, театра, а это дорогого стоит.

Что можно к этому добавить? Разве что письмо от сегодняшней третьеклассницы: «Я думаю, что толк от ТОЛКа, конечно же, есть! ТОЛК сближает родителей и детей в одной сказке. Колдует с куклами – и получается, что они оживают. Колдует со сценарием – получается волшебная сказка. Я буду продолжать ходить в ТОЛК».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна БОРИСОВА. Фото автора и предоставленное театром кукол