В Архангельск впервые приехал признанный во всём мире кинорежиссёр.
Александр Сокуров приехал к нам в рамках Всероссийского просветительского проекта «Открытая библиотека». Российский режиссёр представил в Камерном зале Поморской филармонии свою новую книгу «Диалоги с Сокуровым». В ней Сокуров довольствуется скромной ролью интервьюера, а весь фокус – на его не менее известных собеседниках – Кирилле Серебренникове, Светлане Алексиевич, Людмиле Улицкой и других.
В честь минувшей 27 января годовщины прорыва блокады Ленинграда гость показал архангелогородцам свой фильм «Читаем „Блокадную книгу”». Труд Даниила Гранина и Алеся Адамовича в ней читают известные актёры, простые петербуржцы – младшеклассник, суворовец, курсант, старший научный сотрудник музея, поэтесса – и, конечно, блокадники. Особенно растрогала молодая продавщица: читая про роженицу и младенца, которых одни из героев хроники спасли от смерти, девушка не смогла сдержать слёз.
Творческая встреча собрала в Кирхе все сливки культурного сообщества Архангельска. Некоторые из гостей мало того, что садились на приставные стулья, а устраивались просто на полу. И главным образом они пришли в Камерный зал за живым словом Александра Сокурова. А он приехал в Архангельск, несмотря на грипп. И в диалоге со зрителями поблажек не давал никому – ни самому себе, ни власти, ни всему русскому народу.
Именно народ, по словам Сокурова, преследует один большой русский грех:
– Это большой грех наш русский – то, что мы поддержали сталинскую деятельность и даже сегодня никак не можем осмыслить, что, как, почему и зачем. Это неосмысление – не взятая на себя вина, сколько будет существовать русский народ, за нами по пятам идти будет эта вина. Мы сами с собой должны разобраться. Есть Достоевский, Толстой, Солженицын – сколько помощников на этом моральном пути, а ведь не помогает.
Россию в ментальном плане, считает Сокуров, отличает мощная внутренняя инерция:
– Мне приходилось говорить с людьми, которые хотят занять пост президента страны. И я их спрашивал: «Когда у вас будет власть, где вы найдёте новую полицию, армию, судей? Ту методологию, с помощью которой вы разучите миллионы людей грешить перед государством?» Я понимаю, что большая часть этих людей предполагает, что будет действовать силой. Однажды президент на мои вопросы, почему не делается это, это и это, сказал: «Стоит только начать. Ведь не остановить потом будет…» Понимаете? Желающих решать общественные вопросы с помощью галимой силы – миллионы. Желающих военной экспансии России – миллионы. Людей, которые не соблюдают конституционные нормы – миллионы. Остановить их, переубедить их очень-очень трудно. Сейчас очень часто Путину народ говорит: «Какая демократия? Нам не нужна твоя демократия…» Шаг за шагом я вижу это давление общества на правящий класс: давайте воевать, давайте новые победы… Вот это, на самом деле, самая печальная страница нашего русского современного романа.
О просталинских настроениях Сокуров заговорил, отвечая на вопрос ведущего встречи, руководителя проекта «Открытая библиотека» Николая Солодникова о Данииле Гранине, которого не стало в июле 2017 года:
– Даниил Гранин был для нас большой надеждой. Обстановка в Санкт-Петербурге не столь благостна, как могло бы показаться. Мы – город, в котором идёт постоянная общественная борьба, и Гранин был для нас мощным тылом. В критические моменты он мог обращаться непосредственно к президенту, и мы таким образом имели возможность апеллировать к помощи верховной власти. Санкт-Петербург – это некое чудо, но надо уметь это чудо обихаживать, содержать, беречь, и Гранин это всегда понимал. Сейчас у нас остался последний редут – Михаил Борисович Пиотровский, но мы стараемся очень аккуратно прибегать к его помощи, потому что диалоги с властью – всегда непростые.
Кстати о том, сколь непрост порой бывает диалог творческой интеллигенции и общественников с властью, прозвучал рассказ Александра Сокурова о работе градозащитного движения в Санкт-Петербурге. Рассказать о нём попросил один из северодвинских зрителей. В этом движении режиссёр с 2007 года, и, по его словам, приходилось идти «через поражения, через обидные обстоятельства, когда нам обещали не сносить, а сносили, когда откровенно подделывали документы».
Тем не менее, Сокуров убеждён: стоит ослабить сопротивление – начнутся сносы и высотное строительство:
– Когда меня укоряют, что я, не будучи коренным ленинградцем, слишком рьяно защищаю город, я говорю: не заставляйте город заниматься не своим делом. Петербург работает Петербургом, а Дворцовая площадь – Дворцовой площадью. А когда говорят: «Нельзя же жить в музее», я говорю: «А вы создайте город-музей!» В Петербурге до сих пор огромное количество людей живёт в коммунальных квартирах. Какой это музей?
Высказаться о том, чем, по его мнению, должно, а чем не должно заниматься министерство культуры РФ, Александра Сокурова заставил вопрос худрука Молодёжного театра Виктора Панова: «Правда ли, что Сокурова запретили приглашать на Санкт-Петербургский международный культурный форум?»
– По тому, что после этой ситуации вокруг форума никто мне не позвонил, не принёс извинений и вообще ничего не сообщил, можно сделать вывод, что это правда, – ответил Сокуров. – Видите ли, я никогда не скрывал своего несогласия с деятельностью министерства культуры.
По словам режиссёра, минкульт не способствует развитию федерального кинематографа:
– Мы все разные, мы должны не раздавать деньги московским кинематографистам, а способствовать развитию кинематографического мастерства по всей стране, – в самых крупных узлах национальной культуры – в Архангельске, Екатеринбурге, Томске, Омске, Ярославле. Развивать его иным образом, кроме как выявляя способных людей с мест, я не вижу другого пути. Если удастся организовать, например, здесь продюсерский центр, который будет заниматься профессиональным кино, тогда многое может измениться. Когда возникнет профессиональное кино из Архангельска, из Екатеринбурга, из Иркутска, из Сахалина, Вологды, тогда, наконец, кино заговорит языком русского характера.
Именно культура, по мнению Сокурова, есть цель существования Российского государства:
– Задача России – умножение культуры. Задача культуры – помочь населению страны остаться в рамках гуманитарных принципов. Но культура в России должна отключиться от кормушки Москвы и Петербурга. Москва и Петербург ничего не сделают для России, они будут делать только для себя. Развитие театральной, выставочной и профессиональной кинематографической деятельности должно быть заботой регионального правительства, тогда люди не будут уезжать.