19.09.2017 08:02

В Выставочном зале Союза художников открылась выставка «Бегущее время»

Валерий Саков
Автопортрет мастера
Выставка – это всегда повод для приятных встреч
«Торопись, приятель!», или «Бегущее время», 1988

Выставка-эпоха. И выставка-человек. В день её открытия гости сердечно приветствовали Валерия Сакова – её автора. 

Не только потому, что любой художник, открывающий персональную экспозицию – сродни юбиляру, но и потому, что Саков – действительно, юбиляр. В августе ему исполнилось 70 лет. Поэтому и экспонатов на выставке – 70. И это не только живопись и рисунок, но и мозаика, и витражи, и фрески. Понятно, что мозаичный триптих с фасада кинотеатра «Русь» для выставки не снять, поэтому произведения монументального искусства на выставке были представлены в качестве фотографий.

Выставка охватывает громадный период творчества художника – с 1971 года, когда он, 23‑летним выпускником «Мухинки», приехал в Северодвинск по распределению, до собственно 2017 года. Так, экспонируется фотокопия первой мозаики автора – «Авиаторов» на авиакассах Северодвинска – которая как раз и датируется этим годом.

Героическая мозаика и приключения маленьких человечков

Вывешены на выставке и другие советские мозаики автора – «Почтальон», «Информация» – а также витражи, например, «Судостроители», и фрески – «Монтажники». Эти работы позволяют судить, как менялось искусство и сам художник. От мифологизированных героев, выполненных в духе советского ампира, он переходит к маленьким человечкам – героям ярких живописных, вопиюще квадратных картин. Люди, изображённые на полотнах 2010‑х годов, действительно, словно родом из страны Лилипутии. По сравнению с огромными предметами – ломтём арбуза, валенками-санками и самоваром, похожим на закипающий дом – они кажутся крохотными.

Эти картины одно время висели в коридорах редакции «Правды Севера» – ещё на Новгородском проспекте, 32. Тогда редакция практиковала передвижные выставки архангельских художников. И работы Валерия Сакова журналистам стали родными. Каждый день ходили мимо «Поморской рыбы», «Белого ангела», «Архангела».

В экспозиции представлены и две новейшие картины художника, который в последнее время предпочитает станковую живопись мозаике – «Морская раковина» и «Треугольник». При более внимательном взгляде на них становится ясно, что их связывает не только период, но и нечто более концептуальное: их объединяет чёткость линий, будто отчерченных по линейке, оттенки жёлтого, а, кроме того, треугольники можно найти и на «Морской раковине».

Торопись, приятель, время бежит

По словам Валерия Викторовича, сам он не собирался отмечать своё 70‑летие столь широкой выставкой: провести её попросила председатель регионального Союза художников, потому что Выставочный зал просто не мог не отметить юбилей мастера, так много сделавшего для искусства Архангельской области. Сам же Саков долгое время не мог придумать название выставки, но на мысль его навела одна из старых картин 1988 года.

– Она называется «Торопись, приятель» и она – о времени. На ней художник видит в зеркале самого себя и думает, что время течёт быстро, а поэтому надо бы что‑то сделать такое – значительное и интересное. Поэтому он и говорит себе: «Торопись, приятель». И неожиданно ночью мне приснилось новое название – «Бегущее время».

Так художник и решил назвать эту выставку. И кто с ним поспорит? Время, действительно, бежит стремительно.

– Когда я сюда приехал, я был самым молодым – мне было 23 года, – сказал Валерий Викторович, – а сейчас я практически самый старый из художников в Северодвинске. Вот ещё старше меня Юрий Османов, который сегодня здесь – ему 80. Время так быстро протекло, как один миг!

Впрочем, назвать Сакова старым язык не поворачивается: заговорщическая улыбка, пышные кудри, а как трогательно он смотрелся с букетом подсолнухов, подаренным организаторами! По словам художника, секрет молодости простой – в занятиях спортом.

– Я спортом занимался очень много в детстве и в молодости, – сказал он. – Так что всем рекомендую бегать, прыгать и скакать.

Многие гости, пришедшие на открытие выставки, желали Валерию Сакову не бросать мозаику и витражи. Всё‑таки художник был первым, кто начал делать её в городе корабелов – вместе с Юрием Османовым и Юрием Завойкиным.

Он также рассказал, какое сложное это было искусство – создавать витражи.

– В Архангельской области я единственный делал витраж на свинцовой стяжке, – вспоминал художник. – Специальные станки и печки я купил в Литве. Ещё я делал витраж из литого стекла – это довольно сложная технология, но интересная: в печи отливаются куски стекла толщиной примерно 5–6 сантиметров. Я специально ездил в Белоруссию на стекольный завод: отливал там куски стекла, упаковывал их и вёз в Северодвинск. Здесь я сваривал арматуру – специально сварке учился.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО Фото Артёма Келарева