06.05.2015 09:23

Вася Теркин, мой герой

"Книга про бойца". Ребята, интересная книжка!..

В Архангельском театре драмы в  начале мая представили спектакль  «Василий Теркин» 

Спектакли и фильмы о  войне, поставленные и  снятые к круглым датам, опасны. Режиссеры, сами того не замечая, могут впасть в пафос, всегда добавить чего-то чересчур, отчего у  зрителей возникает  ощущение неловкости,  неприятия.

Но со спектаклем «Василий Теркин» в Архангельском театре драмы этого  не произошло. Спектакль создан молодым режиссером для молодого зрителя  на основе классического  произведения, которое является эталоном нефальшивого рассказа о русском  человеке на великой войне. Это признано теми людьми,  которые воевали.  

Режиссер Алексей Ермилышев из Москвы определил жанр спектакля как  «реставрация в одном действии». Он объяснил обозначенный жанр так: «Для  современного молодого человека образ Теркина – чтото из области мифологии.  А воевавшие считали Теркина реальным человеком,  парнем из соседнего полка.  Поэтому этот спектакль  – попытка восстановить  образ живого настоящего  героя, реставрировать, если  хотите».

Спектакль идет на камерной сцене, и заняты в нем  всего четыре актера – Иван  Братушев, Михаил Кузьмин, Дмитрий Беляков,  Мария Степанова.

По замыслу режиссера,  молодые люди и девушка забрались на чердак,  видимо, деревенского или  дачного дома и среди хлама  нашли там книжку Александра Твардовского «Василий Теркин». Стали ее  читать, сначала вроде бы в  шутку, но потом, незаметно  для себя, текст приобрел  для них глубокий смысл,  а персонажи книги обрели  черты реальных людей.

«Хлам» – это образное  выражение, на сцене нет  случайных вещей – связки  книг, патефон, пластинки с  записями музыки 1930–40-х годов, старые чемоданы,  какой-то допотопный проектор – приметы прошедшего времени.  

Как такового главного  героя в спектакле нет, поскольку Теркин – собирательный образ человека на  войне, испытавшего и горечь отступления, и злость  боя, и отчаяние от потери  близких, и радость победы.  Теркин может быть и юным,  и бывалым солдатом, и деревенским парнем-балагуром,  и интеллигентом-ополченцем, и реальным солдатом,  и сказочным богатырем.  

Автор поэтического произведения, а с ним и режиссер, подчеркивают,  что солдаты – не герои от  рождения, а молодые ребята, такие же, как и сегодняшние. И подвиг этих  молодых солдат является  продолжением подвигов их  отцов и дедов – воинов прошлых столетий.

И если в начале спектакля молодые герои только  примеряют, слегка накидывая на себя, солдатские  шинели, то в финале полностью переодеваются в  солдатское обмундирование  да так, как будто это дело  для них привычное.

По той теплоте, с которой  режиссер отнесся к материалу, по глубине его постижения можно сказать, что  налицо – совпадение автора,  режиссера и актерского ансамбля.

Режиссер взял два произведения Александра Твардовского – главы из поэмы  «Василий Теркин», написанной непосредственно в  годы войны, и послевоенной  – «Теркин на том свете».

Интересно решен образ  Смерти – это невеста в фате  и шинели. Понятно, что в  шинели – война же, приходит к павшим на поле боя.  А в белой фате, вероятно,  потому, что режиссер держал в голове поэтическое  выражение «повенчанный  со смертью».

Финал символичен: этот  самый проектор, наконец,  заработал, и на задней стене  сцены появляются видеокадры с помехами – молодые герои спектакля уходят  вдаль. Как в старой кинохронике – уходящие вдаль  полки, туда, в бессмертие.  Так и уходит Василий  Теркин сквозь все стихии  мира в бой, в будущее, в  историю нашего общества,  в души и память русских  людей.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора