В Добролюбовке цикл лекций по истории искусства читает этнокультуролог Полина Глиэр

26 января 11:07
Полина Глиэр, фото автора
Полина Глиэр, фото автора

Кажется, седьмая по счету была посвящена теме, которую редко выносят на широкое обсуждение публики – «Дегенеративное искусство СССР и Германии: история уничтожения авангарда». 

К тому же, слушатели могли задать любые вопросы по теме и, если не согласны, полемизировать с автором лекций. Что, собственно, и случилось после выступления Полины.

Конечно, к живописному авангардному искусству и его течениям (футуризму, сюрреализму и так далее) не стоит подходить с мерками классического искусства Советская карикатура на художников-авангардистов с его идеалами красоты. И не пытаться самому трактовать произведение, не зная истории его создания.

Например, трактовок только «Черного квадрата» Малевича имеется что-то около семидесяти, от всем известного – «я тоже так могу» до – «концентрирует в себе бесконечное всемирное пространство, несёт в себе выражение «всего» во вселенной. Концентрируя это «всё» в имперсональной геометрической форме и непроницаемой чёрной поверхности».

В нацистской Германии, весьма преуспели в уничтожении не то, что произведений искусства, объявив их «вырожденческими», но даже мыслей художников на этот счет. Почему? Потому что они не вписывались в идеологию тогдашнего режима.

По-своему боролись с искусством, не  соответствующим государственным  нормам,  и в Советском Союзе. Лектор провела параллели между выставкой «Дегенеративного искусства» в Берлине 1937 года и выставкой в московском Манеже 1962 года. «Просветительская акция» достигла в Германии своей цели: на выставку публика ломилась, несмотря на название. Выставка авангардистов в Манеже тоже стала знаменитой благодаря Никите Хрущеву, публично назвавшего художников последними словами и заявившего, что такое искусство «советскому народу не нужно».

Впрочем, полемику у заинтересованных слушателей в Добролюбовке эта история не вызвала, а вот более близкое архангелогородцам замечание Полины вызвало дискуссию. Дело в том, что выпускница Тамбовского музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, получает образование в САФУ. И как-то она спросила у своего профессора-историка, следуя теории цикличности истории, мол, какой срок вы даете памятнику Ленину на площади? Профессор ответил примерно так: и почему все пытаются сделать из историков футурологов… На что Полина возразила, что прогностическая функция является одной из значимых в исторической науке.

Вот тут в стенах Добролюбовки и разразилась дискуссия…

Следующая лекция Полины Глиэр в Добролюбовке состоится в мае, и тема ее не менее редкая и полемичная – она будет посвящена цензуре в культуре по материалам из открытых источников Архангельской области.

Послушаем?..

Елена ИРХА

Культура

25 августа

Когда катит­ся боль­шой камень

24 августа

В Севе­род­винске про­шёл «Фес­тиваль различий»

23 августа

В Худо­жест­ве­нном сало­не Архан­гель­ска откры­ва­ет­ся выставка «Север­ное узорочье»

23 августа

Шос­тако­вич в Архан­гель­ске или кто органи­зо­вал вста­ва­ние?

22 августа

Образ моря обсу­дят в САФУ

21 августа

У свя­тых врат, под откры­тым небом

20 августа

В Санкт-Пет­ер­бурге откро­ет­ся выставка «Хра­мы рус­ско­го Севера»

19 августа

На «Ночи кино» в Архан­гель­ской области будет рабо­тать 68 площадок

19 августа

К 100-ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва. Чем жили-кор­мились

16 августа

В Крас­ноб­ор­ском райо­не прой­дет день памя­ти поляр­ного худож­ника Алек­сандра Борисова

14 августа

На Соло­вец­ких остро­вах инфраст­рук­туру обно­вят к 2035 году

12 августа

В Хол­мог­ор­ском райо­не сос­то­ит­ся фес­тиваль света и попут­ного ветра «Ров­дина гора»

9 августа

В дерев­не Вер­шини­но Пле­сец­кого райо­на прой­дет тра­дици­он­ная «Успенс­кая ярмарка»

9 августа

«Ибо о Роди­не шла речь»

9 августа

«Сбор­ная Тай­болы» предс­та­вит Архан­гель­скую область на фес­тива­ле «Тав­рида-Арт»