В Добролюбовке цикл лекций по истории искусства читает этнокультуролог Полина Глиэр

26 января 11:07
Полина Глиэр, фото автора
Полина Глиэр, фото автора

Кажется, седьмая по счету была посвящена теме, которую редко выносят на широкое обсуждение публики – «Дегенеративное искусство СССР и Германии: история уничтожения авангарда». 

К тому же, слушатели могли задать любые вопросы по теме и, если не согласны, полемизировать с автором лекций. Что, собственно, и случилось после выступления Полины.

Конечно, к живописному авангардному искусству и его течениям (футуризму, сюрреализму и так далее) не стоит подходить с мерками классического искусства Советская карикатура на художников-авангардистов с его идеалами красоты. И не пытаться самому трактовать произведение, не зная истории его создания.

Например, трактовок только «Черного квадрата» Малевича имеется что-то около семидесяти, от всем известного – «я тоже так могу» до – «концентрирует в себе бесконечное всемирное пространство, несёт в себе выражение «всего» во вселенной. Концентрируя это «всё» в имперсональной геометрической форме и непроницаемой чёрной поверхности».

В нацистской Германии, весьма преуспели в уничтожении не то, что произведений искусства, объявив их «вырожденческими», но даже мыслей художников на этот счет. Почему? Потому что они не вписывались в идеологию тогдашнего режима.

По-своему боролись с искусством, не  соответствующим государственным  нормам,  и в Советском Союзе. Лектор провела параллели между выставкой «Дегенеративного искусства» в Берлине 1937 года и выставкой в московском Манеже 1962 года. «Просветительская акция» достигла в Германии своей цели: на выставку публика ломилась, несмотря на название. Выставка авангардистов в Манеже тоже стала знаменитой благодаря Никите Хрущеву, публично назвавшего художников последними словами и заявившего, что такое искусство «советскому народу не нужно».

Впрочем, полемику у заинтересованных слушателей в Добролюбовке эта история не вызвала, а вот более близкое архангелогородцам замечание Полины вызвало дискуссию. Дело в том, что выпускница Тамбовского музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, получает образование в САФУ. И как-то она спросила у своего профессора-историка, следуя теории цикличности истории, мол, какой срок вы даете памятнику Ленину на площади? Профессор ответил примерно так: и почему все пытаются сделать из историков футурологов… На что Полина возразила, что прогностическая функция является одной из значимых в исторической науке.

Вот тут в стенах Добролюбовки и разразилась дискуссия…

Следующая лекция Полины Глиэр в Добролюбовке состоится в мае, и тема ее не менее редкая и полемичная – она будет посвящена цензуре в культуре по материалам из открытых источников Архангельской области.

Послушаем?..

Елена ИРХА

Культура

22 февраля

В Мезен­ском райо­не вос­ста­но­вят древ­нюю мельницу

22 февраля

Артисты архан­гель­ского теат­ра драмы побыва­ли на месте дейс­твия «Гамлета»

22 февраля

Пер­вопе­чат­ники, авиа­торы, музы­кан­ты и хирурги

21 февраля

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка нео­бык­нов­ен­ных ложек

20 февраля

Так много сок­ро­вищ. И все наши…

20 февраля

О бру­таль­ном желе­зе Соль­выче­год­ска, мяг­ком купе­чес­тве Кар­гопо­ля и нео­жид­ан­ной тайне Вельска

18 февраля

Архан­гело­гор­од­цам пред­лага­ют поучаст­во­вать в соз­да­нии музея Якова Лей­цинге­ра

18 февраля

«Тай­бола» про­руби­ла окно из Европы в Китай

18 февраля

Музей «Малые Коре­лы» про­во­дит кон­курс «Нас­ле­дие Поморья»

12 февраля

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка «Север­ные этю­ды. Акварель»

11 февраля

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

8 февраля

Фотог­ра­фии Вер­коль­ского монас­тыря уви­дят посети­тели выставки в Петер­бурге

7 февраля

В Архан­гель­ском теат­ре драмы снова ста­вят «Живые течения»

5 февраля

В Архан­гель­ске постро­ят двад­цати­мет­ро­вую парус­но-мот­ор­ную шхуну

5 февраля

Весна в Архан­гель­ске нач­нётся с выступле­ния гру­зин­ских артистов