В Добролюбовке цикл лекций по истории искусства читает этнокультуролог Полина Глиэр

26 января 11:07
Полина Глиэр, фото автора
Полина Глиэр, фото автора

Кажется, седьмая по счету была посвящена теме, которую редко выносят на широкое обсуждение публики – «Дегенеративное искусство СССР и Германии: история уничтожения авангарда». 

К тому же, слушатели могли задать любые вопросы по теме и, если не согласны, полемизировать с автором лекций. Что, собственно, и случилось после выступления Полины.

Конечно, к живописному авангардному искусству и его течениям (футуризму, сюрреализму и так далее) не стоит подходить с мерками классического искусства Советская карикатура на художников-авангардистов с его идеалами красоты. И не пытаться самому трактовать произведение, не зная истории его создания.

Например, трактовок только «Черного квадрата» Малевича имеется что-то около семидесяти, от всем известного – «я тоже так могу» до – «концентрирует в себе бесконечное всемирное пространство, несёт в себе выражение «всего» во вселенной. Концентрируя это «всё» в имперсональной геометрической форме и непроницаемой чёрной поверхности».

В нацистской Германии, весьма преуспели в уничтожении не то, что произведений искусства, объявив их «вырожденческими», но даже мыслей художников на этот счет. Почему? Потому что они не вписывались в идеологию тогдашнего режима.

По-своему боролись с искусством, не  соответствующим государственным  нормам,  и в Советском Союзе. Лектор провела параллели между выставкой «Дегенеративного искусства» в Берлине 1937 года и выставкой в московском Манеже 1962 года. «Просветительская акция» достигла в Германии своей цели: на выставку публика ломилась, несмотря на название. Выставка авангардистов в Манеже тоже стала знаменитой благодаря Никите Хрущеву, публично назвавшего художников последними словами и заявившего, что такое искусство «советскому народу не нужно».

Впрочем, полемику у заинтересованных слушателей в Добролюбовке эта история не вызвала, а вот более близкое архангелогородцам замечание Полины вызвало дискуссию. Дело в том, что выпускница Тамбовского музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, получает образование в САФУ. И как-то она спросила у своего профессора-историка, следуя теории цикличности истории, мол, какой срок вы даете памятнику Ленину на площади? Профессор ответил примерно так: и почему все пытаются сделать из историков футурологов… На что Полина возразила, что прогностическая функция является одной из значимых в исторической науке.

Вот тут в стенах Добролюбовки и разразилась дискуссия…

Следующая лекция Полины Глиэр в Добролюбовке состоится в мае, и тема ее не менее редкая и полемичная – она будет посвящена цензуре в культуре по материалам из открытых источников Архангельской области.

Послушаем?..

Елена ИРХА

Культура

22 апреля

В музее Бори­сова прой­дёт кон­церт при свете звёзд

20 апреля

Дети из худо­жест­ве­нной школы нари­сова­ли для музея Вер­колы диа­фильм по рас­ска­зу Абрамова

19 апреля

«Прав­да Севе­ра» как «враг народа»

18 апреля

В Архан­гель­ске нача­лись трехд­не­вные гаст­ро­ли областно­го теат­ра кукол «Тере­мок» из Вологды

18 апреля

Архит­ек­турный ансамбль стан­ции Нян­дома вклю­чат в реестр объек­тов куль­тур­ного наследия

17 апреля

Архан­гельск в пятый раз споёт о Победе

17 апреля

«Гима­лаи надо брать цветом!»

17 апреля

В Доб­ролю­бов­ке обнару­жена редкая наход­ка из биб­ли­оте­ки Афа­на­сия Хол­мог­ор­ско­го

16 апреля

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют отметить Вер­бное воск­ре­сенье в «Малых Корелах»

15 апреля

Архан­гель­ская область гото­вит­ся к «Биб­ли­оно­чи»

15 апреля

В Ломо­нос­ов­ском ДК завер­шился ХIII город­ской дет­ский теат­раль­ный фес­тиваль «Радуга»

13 апреля

Выставка нео­быч­ных музы­каль­ных инстру­мен­тов будет рабо­тать в Архан­гель­ске два дня

13 апреля

В Гос­тиных дво­рах Архан­гель­ска рабо­та­ет Меж­дуна­род­ная выставка авторск­их кукол

12 апреля

В Архан­гель­ске откры­лась меж­дуна­род­ная аркти­чес­кая выставка кукол

12 апреля

Дере­вян­ные кони, дере­вян­ные ложки и скри­пу­чая дверь