26.01.2019 11:07

В Добролюбовке цикл лекций по истории искусства читает этнокультуролог Полина Глиэр

Полина Глиэр, фото автора
Советская карикатура на художников-авангардистов

Кажется, седьмая по счету была посвящена теме, которую редко выносят на широкое обсуждение публики – «Дегенеративное искусство СССР и Германии: история уничтожения авангарда». 

К тому же, слушатели могли задать любые вопросы по теме и, если не согласны, полемизировать с автором лекций. Что, собственно, и случилось после выступления Полины.

Конечно, к живописному авангардному искусству и его течениям (футуризму, сюрреализму и так далее) не стоит подходить с мерками классического искусства Советская карикатура на художников-авангардистов с его идеалами красоты. И не пытаться самому трактовать произведение, не зная истории его создания.

Например, трактовок только «Черного квадрата» Малевича имеется что-то около семидесяти, от всем известного - «я тоже так могу» до - «концентрирует в себе бесконечное всемирное пространство, несёт в себе выражение «всего» во вселенной. Концентрируя это «всё» в имперсональной геометрической форме и непроницаемой чёрной поверхности».

В нацистской Германии, весьма преуспели в уничтожении не то, что произведений искусства, объявив их «вырожденческими», но даже мыслей художников на этот счет. Почему? Потому что они не вписывались в идеологию тогдашнего режима.

По-своему боролись с искусством, не  соответствующим государственным  нормам,  и в Советском Союзе. Лектор провела параллели между выставкой «Дегенеративного искусства» в Берлине 1937 года и выставкой в московском Манеже 1962 года. «Просветительская акция» достигла в Германии своей цели: на выставку публика ломилась, несмотря на название. Выставка авангардистов в Манеже тоже стала знаменитой благодаря Никите Хрущеву, публично назвавшего художников последними словами и заявившего, что такое искусство «советскому народу не нужно».

Впрочем, полемику у заинтересованных слушателей в Добролюбовке эта история не вызвала, а вот более близкое архангелогородцам замечание Полины вызвало дискуссию. Дело в том, что выпускница Тамбовского музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, получает образование в САФУ. И как-то она спросила у своего профессора-историка, следуя теории цикличности истории, мол, какой срок вы даете памятнику Ленину на площади? Профессор ответил примерно так: и почему все пытаются сделать из историков футурологов… На что Полина возразила, что прогностическая функция является одной из значимых в исторической науке.

Вот тут в стенах Добролюбовки и разразилась дискуссия…

Следующая лекция Полины Глиэр в Добролюбовке состоится в мае, и тема ее не менее редкая и полемичная – она будет посвящена цензуре в культуре по материалам из открытых источников Архангельской области.

Послушаем?..

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА