26.02.2020 12:13

Архангельская инклюзивная танцевальная группа «Простор» выступит на сцене Большого театра

Фото из архива группы «Простор»

Деньги на поездку выделены из резервного фонда губернатора Архангельской области

А в феврале, в рамках проекта «Ключи», в Архангельске прошёл международный семинар «Инклюзия на практике – как обеспечить доступ к творчеству для всех».

«Ключи» – проект совместный. Со шведской стороны его курирует организация Share Music Sweden, с российской – Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей. Основная идея «Ключей» – инклюзия в творческой работе. Задача – распространить практические знания об инклюзивном сценическом искусстве и показать, в чём заключается суть совместного творческого процесса.

– Проект действует с 2016 года, – рассказывает координатор Ольга Аксёнова. – Идея пришла нам с коллегой Юлей Моревой как организаторам инклюзивной танцевальной группы «Простор». Занимаясь инклюзивным творчеством, мы искали тогда возможности, чтобы каким‑то образом дальше продвинуть «Простор», который вот уже много лет существует на базе нашего реабилитационного центра.

И вот на одном из симпозиумов в Москве познакомились с Софией Александерссон – это директор и художественный руководитель Share Music Sweden. И так получилось, что маленькая цель (развитие группы «Простор»)превратилась в большую – внедрить инклюзивное творчество в Архангельской области.

Слово «ключи» в названии проекта не случайно. По словам самой Софии Александерссон, это возможность открыть «двери» как к новым условиям, так и к внутренней убеждённости в том, что это возможно: «Нам понадобится ещё много ключей для открытия многих дверей».

– В самом начале проекта мы столкнулись с тем, что в районах области многие люди на тот момент даже не представляли, что именно включает в себя понятие «инклюзия», – говорит Ольга Аксёнова. – Считали, что если проводят в районе какую‑то работу для людей с инвалидностью – концерты, мероприятия – то это и есть инклюзия. Но это – интеграция. А инклюзия – именно совместная деятельность, когда делают и творят что‑то вместе.

Постепенно, благодаря проекту, об инклюзии заговорили даже в глубинках Архангельской области.

– И хотя многие начали именно с танцев, – поясняет Юлия Морева, – со временем кто‑то переключился на вокальное творчество, театральное – творческий процесс пошёл.

Сейчас, по словам координаторов, в проекте четыре основных «очага» такого инклюзивного творчества – Лешуконье, Красноборск, Вельск, Каргополь. Но в каждом из этих больших сообществ есть и сообщества маленькие – инклюзия, как паутинка, распространяется всё дальше и дальше.

– Уже на втором этапе проекта, это был 2017 год, мы подключили к сотрудничеству САФУ и областной колледж культуры, – рассказывает Ольга Аксёнова. – Апофеозом стал совместный фестиваль равных возможностей, который прошёл тогда в «Соломбале-Арт».

В ноябре 2019 года «Ключи» вышли на очередной свой этап – провели в Архангельске международный образовательный семинар и совместный круглый стол с региональным министерством культуры.

– Мы просто поставили себе задачу – выйти за стены реабилитации, – поясняет Ольга Аксёнова. – Ведь как обычно бывает? Реабилитацией занимаются учреждения, где есть люди с инвалидностью. Но настоящая инклюзия – это когда все учреждения культуры полностью открыты. Не должно быть такого – пришла девушка на коляске в танцевальный кружок, а там все здоровы – и ей отказали. Цель «Ключей» – включить учреждения культуры в инклюзивную работу, рассказать, научить, помочь. Творчество, сцена – возможности должны быть равными для всех, – говорит Ольга Аксёнова.

Интересно, что сами координаторы проекта с российской стороны не профессионалы в области культуры и искусства.

– Мы работаем в отделении раннего вмешательства. Для нас творчество – хобби, – поясняет Ольга Аксёнова. – И хотя все танцевальные номера «Простора» придумываем и ставим с Юлией сами – мы не профессиональные хореографы, а, скорее, так – любители, – улыбается Ольга Аксёнова. – Но, возможно, именно «непрофессиональный» подход и помог объединить в проекте психологию, коммуникацию, танец.

Объединение – это, вообще, важная особенность «Ключей». Проект объединил не только профессионалов в области искусства и реабилитации, но и самих людей с инвалидностью.

– Если так посмотреть на состав участников проекта, то многие раньше просто сидели дома, в четырёх стенах, – говорит Юлия Морева. – Например, в Вельске на мастер-классы пришли люди, которые получили травмы во время военных боевых конфликтов. Они приехали, смеясь: «Какие танцы? Для чего нам это?» А в итоге уходить не хотели – это был мощнейший эмоциональный заряд.

Основной акцент в проекте – именно взрослые люди с инвалидностью.

– В Швеции, например, никого не удивляет, что артисты с особенностями работают в театре, – рассказывает Ольга Аксёнова. – А у нас зрители приходят на выступления и… ревут.

В марте танцевальная группа «Простор» выступит на сцене Большого театра. Архангельские артисты примут участие в грандиозном гала-концерте вместе со звёздами балета и другими инклюзивными коллективами страны.

– Впервые в России на одной сцене сольются два искусства – классический балет и инклюзивное творчество. Мы представим танец «Нити», который многие, кто следит за творчеством «Простора», наверное, видели на наших выступлениях, – говорит Ольга Аксёнова. – 29 марта мы уезжаем в Москву, а выступаем 30‑го.

Несмотря на то что танец хорошо знаком участникам «Простора», ребята сейчас усиленно тренируются. Признаются, что волнуются неимоверно – ведь это будет совсем другая сцена.

– Из нас раньше никто даже как зритель не был в Большом театре, – говорит Ольга Аксёнова, – а тут – выступаем!

Важен и психологический настрой. Танец длится всего четыре минуты, но имеет глубокий философский смысл. Мы затрагиваем тему одиночества. Хотим показать, как тяжело в этом одиночестве, и как человек выстраивает связи с миром, с другими людьми. У каждого героя свой сюжет. Но там нет разделения на людей с инвалидностью и без – есть просто люди, которые одинаково чувствуют.

Средства на поездку – 160 тысяч рублей – выделены из резервного фонда губернатора Архангельской области.

– Мы очень рады такой помощи, – говорит Ольга Аксёнова. – Ведь выступление наших танцоров в Большом театре – это, действительно, событие для всей области.

При этом состав танцевальной группы один из самых сложных. Ольга вспоминает, как в Ижевске во время концертного выступления «Простора» на Парадельфийских играх один из хореографов сделал ей замечание: «У вас этот парнишка на сцене совсем не двигается! Как я могу оценивать?»

– А это наш танцор, для которого поворот головы в танце – это уже достижение. И, безусловно, мы-то сами это знаем и ценим. Но, оказывается, даже профессионалам, которые работают с инвалидами, не всегда заметна колоссальная работа особого артиста, – говорит Ольга Аксёнова. – Шведские коллеги намного свободнее. Там, например, недавно написали либретто для оперы человеку, у которого только одна голосовая реакция. Он поёт только один звук в арии, но поёт вместе с оркестром. Потому что каждый из нас ценен, просто каждый ценен по‑своему.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ