28.01.2015 07:50

Летняя Арктика в этюдах

Художник на борту яхты
«Капитан»

В архангельском музее художественного освоения Арктики имени Александра Борисова открылась выставка живописи Станислава Бородина «Арктические этюды».

Напомним, неделю назад в музее состоялось открытие выставки «арктической» живописи художницы-путешественницы Лилии Славинской, и вот – новая выставка картин уже петербургского художника «Арктические этюды».

Правда, Станислав Юрьевич, как пишут о нем, вырос на Севере России, а точнее – на юге Архангельской области, и малую родину из виду никогда не выпускал – его выставки проходили в Котласе, Великом Устюге, Архангельске в разные годы. С его творчеством знакомы и за рубежом, он много путешествовал по разным странам, конечно, не просто так, а с художественными замыслами.

Вот и нынешнее путешествие на парусной яхте «Альтер эго» летом позапрошлого года было задумано с тем, чтобы повторить путь первооткрывателя арктической живописи Александра Борисова. Инициатором и вдохновителем этого плавания, взявшего с собой на борт художника, стал руководитель фонда «Кино & Театр» Станислав Ершов.

Кроме того, чтобы популяризировать имя выдающегося живописца Борисова, ныне мало известного за пределами Архангельска и его родины – села Красноборска, в задачи плавания вошла еще установка памятных крестов на местах гибели первопроходцев и репрессированных. Маршрут путешествия восьми петербуржцев начинался в Архангельске, далее – Белое море, Канин Нос, Баренцево море, остров Матвеев, остров Вайгач, Карское море, поселок Амдерма.

Выходов на берег за две недели плавания было немного, и потому основным мотивом для живописи было море. Кроме того, художник написал портреты всех членов экипажа, которые тоже представлены на выставке, однако являются собственностью изображенных людей. Станислав Бородин – пленэрист, пишет только с натуры. Большинство из его работ были созданы во время продвижения яхты. А море было не всегда спокойно, и, как шутит художник, в его работах можно заметить «вибромазок».

Видимо, техника позаимствована художником у импрессионистов – они писали на открытом воздухе, быстро, широкими мазками, стремясь «поймать» ускользающее мгновение. Но, как считают искусствоведы, «почерк» Бородина в представленных этюдах узнаваем, его можно увидеть как в картинах, созданных в полевых условиях, так и созданных в более комфортных.

В морских пейзажах Бородина летней Арктики, написанных в холодноватых тонах, ощущается много воздуха, почти всегда присутствует некая туманность. Правда, иногда создается впечатление некой однообразности. Но знатоки уверяют, что морская вода в разных морях разная по цвету, как и на картинах путешественника. И потому, мол, любой морской волк сразу определит, в каком море написан пейзаж, к примеру, в Белом или Карском.

Выставка уже побывала на родине Александра Борисова, которому, собственно, и была посвящена экспедиция. Она демонстрировалась в музейно-выставочном комплексе «Дом-усадьба художника Александра Борисова», который с некоторых пор принадлежит музейному объединению «Художественная культура Русского Севера».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора и из архива Станислава Бородина