В архангельском салоне-галерее можно посмотреть работы художника из Коряжмы Вениамина Заимкина. Это первая его персональная выставка в областном центре.
– Возникает ощущение, что все работы пропитаны светом, – поделилась впечатлениями от пейзажей директор салона Наталья Ермолина, с которой мы прошли по выставочному залу. Она познакомилась с Вениамином Заимкиным в апреле на открытии выставки в Коряжме, где были представлены работы двадцати пяти архангельских художников, участвующих в проекте «Арт-десант».
– В сентябре я еще раз приехала в Коряжму, побывала в его мастерской. Вместе мы выбрали двадцать три работы, наиболее интересные по колориту и световому ощущению. Ермолина рассказала, что задача «Арт-десанта» – познакомить зрителей с художниками области.
– В салоне-галерее проходят выставки авторов из Устьян, Вельска, теперь вот – из Коряжмы. В апреле мы планируем показать работы котласского объединения художников, которому исполняется тридцать лет. Кстати, Вениамин Заимкин нередко принимает участие в экспозициях, которые организует это объединение.
Мне, зрителю, стало както тепло от его картин. И Наталья Ермолина согласилась:
– Да он и сам теплый, добрый и скромный человек. Очень любит свой край. У Вениамина Михайловича интересная биография. Родился в 1938 году в селе Васильевское Котласского района. В 1955-м поступил в ремесленное училище в Великом Устюге, через три года – в педагогический институт в Москве. Работал в Котласском театре бутафором, потом в художественных мастерских, был оформителем на Котласском ЦБК, где выполнил роспись стен.
На открытие нынешней выставки мы пригласили архангельских художников, искусствоведов из музея изобразительных искусств. Они высоко оценили работы Вениамина Михайловича.
– А какие работы выделили особо?
– Достаточно много. Например, «Утро». Меня тоже впечатлили облака, которые, кажется, «стекают» к земле, образуя с ней единое целое. Удивительная гармония.
– И чувствуется, как колышется иван-чай...
– Обратите внимание на работу «Поздняя осень». В ней особая внутренняя красота, которая передается зрителю.
– И мы сами становимся лучше. Вроде бы поздняя осень – темное, унылое время года, но впечатление от работы радостное.
– Соглашусь. Вообще для художников очень важно взаимодействие со зрителем. – Хотелось, чтобы они чаще приезжали с выставками.
– Зачастую художникам, живущим на юге области, бывает легче поехать в Вологду или Сыктывкар, куда ближе и проще везти работы.
За год участники проекта «Арт-десант» посетили восемь районов области, на очереди Онега и Коноша. Возможно, со временем в салоне будут организованы выставки художников из этих районов.
На мой вопрос, в чем, по ее мнению, главная особенность работ Вениамина Заимкина, Наталья Ермолина ответила:
– В особом колорите, он часто использует сложные синие оттенки. И, как я уже говорила, в особой передаче света. Пока мы общались с Натальей Павловной, в салон пришел член Союза художников России Владимир Трещев , который, кстати, тоже является участником «Арт-десанта». Он долго рассматривал «Утро».
– Художник особо почувствовал настроение природы, состояние волнующего покоя. Это явно неравнодушный автор, – отметил он. Про зимние пейзажи Заимкина Трещев сказал так: – Зимой вечер короткий, быстро наступает ночь, и писать при подобном освещении заиндевевшие деревья очень сложно. Торжество вечерней красоты недолгое, но зато какое... Знаете, самое трудное для художника – писать белое и зеленое. Дело в сложных тональных колебаниях – трудно подбирать оттенки. У автора должно быть чувство тона, цвета, объема...
Я поделилась впечатлениями о картине «Утро» – что запомню надолго, что, увидев ее, захотела послушать классическую музыку. Почему – не знаю...
– Каждая картина – как камертон в музыке. Художник задает ноту, и с этой ноты начинается все произведение. Если он задевает струны зрителя, человек переносится в пейзаж, он живет там. Мимо таких работ не пройти. Вот и вы уловили ноту...