Пение скрипок и чистые мелодии саксофона завораживали... Прозрачные, нежные, они будто обнимали каждого, кто пришел в этот день насладиться музыкой. Так обычный субботний день превратился в праздник, который подарили любителям музыки Архангельский камерный оркестр и музыкант из Норвегии Ула Рокконес.
Свободных мест в Биржевом зале Гостиного двора не было, ведь в Архангельске Ула уже успел обзавестись поклонниками. Только с оркестром музыкант играл уже третий раз, а были и другие выступления артиста в нашем городе. Такая популярность не удивляет: мастерское владение саксофоном, обаятельная, чуть робкая улыбка и открытый взгляд с первых мгновений располагают к музыканту.
Подкупила и программа концерта – в ней русские классики соседствовали с современником из Норвегии, а начинался концерт яркой и драматичной увертюрой Мендельсона «Гебриды, или Фингалова пещера».
Рассказ Мендельсона о стихии северного моря сменило необычное сочинение – музыка о свете и тьме, о человеческой ноше, о бремени – произведение «Bør», что в переводе на русский означает «Ярмо». Это сочинение было написано известным в Норвегии композитором Торстейном Оргор-Нильсеном.
Это не первое произведение автора, посвященное свету, однако единственное в таком роде: музыка как впечатление о стихотворении. Слова, переведенные в ноты.
Для многогранного отражения света и пространства в музыке использовались предельные возможности саксофона, экзотические многозвучные аккорды, не характерные для этого музыкального инструмента. А отражение неожиданных мелодий в оркестре, в акустике зала, в сплетении саксофона и струнных рождало некое звуковое исследование. Слушатель замер. Интересно, необычно и слегка шокирующе. Оглушающая тишина в зале говорила сама за себя – равнодушных не осталось.
«В этой музыке бесполезно искать знакомые формы, в ней можно искать лишь знакомые впечатления», – пояснил перед концертом художественный руководитель камерного оркестра Владимир Онуфриев . И действительно, сравнить, провести аналогию, найти что-то похожее слишком трудно. Да и нужно ли? Волнительные звуки стихли, пробудив при этом желание вновь и вновь слушать эту странную, где-то даже неблагозвучную музыку, искать новые смыслы, переживать и чувствовать.
Во втором отделении концерта звучали более консервативные, но не менее интересные сочинения русских классиков: симфония для струнных, написанная Георгием Свиридовым еще под влиянием своего учителя – Дмитрия Шостаковича, и любимое норвежским саксофонистом сочинение Александра Глазунова.
Как пояснил в беседе Ула Рокконес, для него является большой честью играть в России концерт для саксофона и струнного оркестра – произведение, которому в ноябре 2014 года исполнится 80 лет.
– Выступать перед российской публикой – это большая ответственность, – сказал Ула. – В России у людей большое культурное наследие, поэтому они глубоко и тонко воспринимают музыку, переживают ее на очень высоком интеллектуальном уровне. Здесь слушатели – это еще и участники музицирования.
На прощание гость из Норвегии поблагодарил зрителей за теплый прием и исполнил на русском языке всеми любимую песню «Сердце». А вместе с ним спел ее и весь зал.