24.09.2014 11:17

А вместе с ним пел весь зал

Саксофонист из Норвегии Ула Рокконес

Пение скрипок и чистые  мелодии саксофона завораживали... Прозрачные, нежные, они будто обнимали  каждого, кто пришел в этот  день насладиться музыкой.  Так обычный субботний день  превратился в праздник, который подарили любителям  музыки Архангельский камерный оркестр и музыкант  из Норвегии Ула Рокконес.

Свободных мест в Биржевом зале Гостиного двора не  было, ведь в Архангельске  Ула уже успел обзавестись  поклонниками. Только с  оркестром музыкант играл  уже третий раз, а были и  другие выступления артиста в нашем городе. Такая  популярность не удивляет:  мастерское владение саксофоном, обаятельная, чуть  робкая улыбка и открытый  взгляд с первых мгновений  располагают к музыканту. 

Подкупила и программа  концерта – в ней русские  классики соседствовали с современником из Норвегии,  а начинался концерт яркой  и драматичной увертюрой  Мендельсона «Гебриды, или  Фингалова пещера».

Рассказ Мендельсона о  стихии северного моря сменило необычное сочинение –  музыка о свете и тьме, о человеческой ноше, о бремени  – произведение «Bør», что в  переводе на русский означает «Ярмо». Это сочинение  было написано известным  в Норвегии композитором  Торстейном Оргор-Нильсеном.

Это не первое произведение автора, посвященное  свету, однако единственное в  таком роде: музыка как впечатление о стихотворении.  Слова, переведенные в ноты. 

Для многогранного отражения света и пространства  в музыке использовались  предельные возможности  саксофона, экзотические  многозвучные аккорды, не  характерные для этого музыкального инструмента. А  отражение неожиданных мелодий в оркестре, в акустике  зала, в сплетении саксофона  и струнных рождало некое  звуковое исследование. Слушатель замер. Интересно,  необычно и слегка шокирующе. Оглушающая тишина  в зале говорила сама за себя  – равнодушных не осталось.

«В этой музыке бесполезно искать знакомые формы,  в ней можно искать лишь  знакомые впечатления», –  пояснил перед концертом  художественный руководитель камерного оркестра  Владимир Онуфриев . И действительно, сравнить, провести аналогию, найти что-то  похожее слишком трудно.  Да и нужно ли?  Волнительные звуки стихли, пробудив при этом желание вновь и вновь слушать  эту странную, где-то даже  неблагозвучную музыку,  искать новые смыслы, переживать и чувствовать.

Во втором отделении концерта звучали более консервативные, но не менее  интересные сочинения русских классиков: симфония  для струнных, написанная  Георгием Свиридовым еще  под влиянием своего учителя – Дмитрия Шостаковича, и любимое норвежским  саксофонистом сочинение  Александра Глазунова.

Как  пояснил в беседе Ула Рокконес, для него является  большой честью играть в  России концерт для саксофона и струнного оркестра  – произведение, которому в  ноябре 2014 года исполнится 80 лет.

– Выступать перед российской публикой – это  большая ответственность,  – сказал Ула. – В России у  людей большое культурное  наследие, поэтому они глубоко и тонко воспринимают  музыку, переживают ее на  очень высоком интеллектуальном уровне. Здесь слушатели – это еще и участники  музицирования.

На прощание гость из  Норвегии поблагодарил зрителей за теплый прием и  исполнил на русском языке всеми любимую песню  «Сердце». А вместе с ним  спел ее и весь зал.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Оксана ДЖАЛИЛОВА. Фото автора.