«Рыбный обоз» для молодых режиссёров

5 июня 10:06
«Смерть Тарелкина».
«Смерть Тарелкина».

Под занавес сезона зрители могли повлиять на будущие премьеры Архангельского театра драмы. 

Четыре молодых режиссёра из Москвы, Петербурга и Краснодара работали в Архангельском театре драмы над эскизами четырех спектаклей. Что такое эскиз? Логически завершённый отрывок будущего спектакля. 

Идея пригласить режиссёров и показать широкой публике намётки их работ принадлежит главному режиссёру Архангельского театра драмы Андрею Тимошенко. Назвали это творческой лабораторией «Рыбный обоз» (поскольку театр имени Ломоносова, то это намек на рыбный обоз, с которым будущий учёный отправился в Москву). 

Режиссерам на две недели предоставили в распоряжение труппу и полную свободу. Что получилось – можно было увидеть в прошедшее воскресенье, 3 июня.

А зрителям предложили принять участие в голосовании и «пронумеровать» увиденные эскизы в том порядке, который отражал бы желание в будущем увидеть полный спектакль на сцене Архангельского театра драмы. Конечно, это не значит, что главреж полностью пойдёт на поводу у зрительского мнения. Андрей Тимошенко, по его словам, для себя уже что-то решил, посмотрев эскизы вместе со зрителями. Но что решил – не сказал.

Итак, на суд зрителей и Андрея Тимошенко режиссер Александр Николаев представил эскиз спектакля «Сиротливый Запад» ирландского драматурга МакДонаха, Андрей Цисарук – толстовского «Холстомера», Павел Алексеев – «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, Глеб Володин – чеховских «Три сестры».

Намётки будущих спектаклей оказались настолько разными, что ни в коем случае не хотелось бы их сравнивать. Как сказал главный режиссёр, в показанных эскизах он заметил как свежие режиссёрские приемы, так и актёрские открытия.

Чем привлекательны пьесы ирландца Макдонаха для российской сцены? Наверное, тем, что шокирующие трагедии происходят, в первую очередь, в  душах людей, а затем – в их домах. Например, «Сиротливый Запад». Два брата живут под одной крышей во вражде. Наконец, решили покаяться друг перед другом во взаимных грехах, но в финале схватились за ножи и оружие. В показанном эскизе на зрителей произвел впечатление актёр Иван Братушев, сыгравший одного из братьев.

«Смерть Тарелкина» – это комедия-шутка, написанная в середине позапрошлого века драматургом Сухово-Кобылиным. Как избежать долговой ямы, если бесчисленные кредиторы берут за горло? Украсть у начальника бумаги, изобличающие его во взяточничестве, а потом шантажировать. Но начальник же его «сотрёт в порошок». Лучший выход – сымитировать свою смерть… Надо сказать, зрители от души смеялись над показанным отрывком. Открытием этого эскиза стал молодой актёр Артур Чемакин.

Толстовского «Холстомера» мне бы очень хотелось видеть в репертуаре театра. Наверное, всем известна грустная и щемящая история, рассказанная мерином Холстомером -  хотя бы по телеверсии спектакля БДТ в постановке Товстоногова. История жизни лошади – от рождения до смерти, человеческие истории – любви, измены, коллизии юности и старости, итога и начала. В эскизе заняты актёры, которых постоянные зрители давно знают и любят – Сергей Чуркин (князь Серпуховской) и Евгений Нифантьев (Холстомер). 

И, наконец, чеховские «Три сестры». Эскиз начался необычно: актёры и первый ряд зрителей сидели по разные стороны одного длинного стола. Действо разворачивалось буквально за этим столом. Зрители здесь – гости в доме Прозоровых. Необычный ход режиссёра в этом эскизе – эпизоды разделяются вспышками фотографа. На роли трёх сестер взяли  актрис с внешностью барышень Серебряного века -  Марию Новикову, Марию Беднарчик, Татьяну Сердотецкую.

Как рассказали молодые режиссёры на пресс-конференции, они остались довольны актёрами, взаимным «кровообменом» и приёмом в Архангельске. А главный режиссёр Архангельского театра драмы пообещал, что лаборатория «Рыбный обоз» будет проводиться ежегодно.

А 9 июня Архангельский театр драмы закрывает 85-й сезон недавней премьерой «Рождество по-итальянски».

Елена ИРХА. Фото автора

Культура

22 октября

В Архан­гель­ском теат­ре драмы про­шла премье­ра – «Слу­чай­ное счас­тье мили­ци­оне­ра Пешкина»

22 октября

Архан­гело­гор­од­цев про­сят поделиться вос­поми­нани­ями и фотог­рафи­ями

22 октября

К 100-ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва. Неиз­вестные вос­поми­на­ния писа­теля о своём детстве

20 октября

В Архан­гель­ске откры­лась выставка итальян­ско­го худож­ника Мас­симо Гьот­ти «Гуман­ность металла»

19 октября

В Архан­гель­ской области ищут актё­ров для сери­ала Павла Кос­тома­рова «Эпи­де­мия»

17 октября

В Архан­гель­ске высту­пит солист Мари­ин­ско­го театра

17 октября

В Архан­гель­ске откры­лась выставка работ участ­ни­ков фес­тива­ля «КеноVision»

17 октября

О кораб­лях-дра­ко­нах, помор­ских жон­ках и гор­ло­вом пении

16 октября

В Архан­гель­ске прой­дёт «Ночь искусств»

15 октября

Меж­дуна­род­ные дни джаза прой­дут в Архан­гель­ске с 18 по 20 октября

15 октября

«В нор­вежск­их теат­рах раз­реше­но есть попкорн и сидеть в теле­фо­нах»

14 октября

Клубу помор­ской куль­туры «Суг­рев­уш­ка» исполни­лось 30 лет

14 октября

В Архан­гель­ске откры­лась выставка кар­тин, кото­рые хочет­ся потрогать

12 октября

Испыта­ние книгой

9 октября

На рос­сийско-нор­вежс­ком фору­ме в Архан­гель­ске высту­пят нор­вежс­кие саамы и пинеж­ские жёнки