«Рыбный обоз» для молодых режиссёров

5 июня 10:06
«Смерть Тарелкина».
«Смерть Тарелкина».

Под занавес сезона зрители могли повлиять на будущие премьеры Архангельского театра драмы. 

Четыре молодых режиссёра из Москвы, Петербурга и Краснодара работали в Архангельском театре драмы над эскизами четырех спектаклей. Что такое эскиз? Логически завершённый отрывок будущего спектакля. 

Идея пригласить режиссёров и показать широкой публике намётки их работ принадлежит главному режиссёру Архангельского театра драмы Андрею Тимошенко. Назвали это творческой лабораторией «Рыбный обоз» (поскольку театр имени Ломоносова, то это намек на рыбный обоз, с которым будущий учёный отправился в Москву). 

Режиссерам на две недели предоставили в распоряжение труппу и полную свободу. Что получилось – можно было увидеть в прошедшее воскресенье, 3 июня.

А зрителям предложили принять участие в голосовании и «пронумеровать» увиденные эскизы в том порядке, который отражал бы желание в будущем увидеть полный спектакль на сцене Архангельского театра драмы. Конечно, это не значит, что главреж полностью пойдёт на поводу у зрительского мнения. Андрей Тимошенко, по его словам, для себя уже что-то решил, посмотрев эскизы вместе со зрителями. Но что решил – не сказал.

Итак, на суд зрителей и Андрея Тимошенко режиссер Александр Николаев представил эскиз спектакля «Сиротливый Запад» ирландского драматурга МакДонаха, Андрей Цисарук – толстовского «Холстомера», Павел Алексеев – «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, Глеб Володин – чеховских «Три сестры».

Намётки будущих спектаклей оказались настолько разными, что ни в коем случае не хотелось бы их сравнивать. Как сказал главный режиссёр, в показанных эскизах он заметил как свежие режиссёрские приемы, так и актёрские открытия.

Чем привлекательны пьесы ирландца Макдонаха для российской сцены? Наверное, тем, что шокирующие трагедии происходят, в первую очередь, в  душах людей, а затем – в их домах. Например, «Сиротливый Запад». Два брата живут под одной крышей во вражде. Наконец, решили покаяться друг перед другом во взаимных грехах, но в финале схватились за ножи и оружие. В показанном эскизе на зрителей произвел впечатление актёр Иван Братушев, сыгравший одного из братьев.

«Смерть Тарелкина» – это комедия-шутка, написанная в середине позапрошлого века драматургом Сухово-Кобылиным. Как избежать долговой ямы, если бесчисленные кредиторы берут за горло? Украсть у начальника бумаги, изобличающие его во взяточничестве, а потом шантажировать. Но начальник же его «сотрёт в порошок». Лучший выход – сымитировать свою смерть… Надо сказать, зрители от души смеялись над показанным отрывком. Открытием этого эскиза стал молодой актёр Артур Чемакин.

Толстовского «Холстомера» мне бы очень хотелось видеть в репертуаре театра. Наверное, всем известна грустная и щемящая история, рассказанная мерином Холстомером -  хотя бы по телеверсии спектакля БДТ в постановке Товстоногова. История жизни лошади – от рождения до смерти, человеческие истории – любви, измены, коллизии юности и старости, итога и начала. В эскизе заняты актёры, которых постоянные зрители давно знают и любят – Сергей Чуркин (князь Серпуховской) и Евгений Нифантьев (Холстомер). 

И, наконец, чеховские «Три сестры». Эскиз начался необычно: актёры и первый ряд зрителей сидели по разные стороны одного длинного стола. Действо разворачивалось буквально за этим столом. Зрители здесь – гости в доме Прозоровых. Необычный ход режиссёра в этом эскизе – эпизоды разделяются вспышками фотографа. На роли трёх сестер взяли  актрис с внешностью барышень Серебряного века -  Марию Новикову, Марию Беднарчик, Татьяну Сердотецкую.

Как рассказали молодые режиссёры на пресс-конференции, они остались довольны актёрами, взаимным «кровообменом» и приёмом в Архангельске. А главный режиссёр Архангельского театра драмы пообещал, что лаборатория «Рыбный обоз» будет проводиться ежегодно.

А 9 июня Архангельский театр драмы закрывает 85-й сезон недавней премьерой «Рождество по-итальянски».

Елена ИРХА. Фото автора

Культура

12 декабря

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

10 декабря

В Архан­гель­ске завер­шился II Меж­дуна­род­ный фес­тиваль «Arctic Open»

10 декабря

В Архан­гель­ске откры­лась выставка авторс­кой куклы «Игра в четы­ре руки»

7 декабря

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

6 декабря

Пре­по­да­ва­тель кол­леджа куль­туры про­чтет в драм­те­ат­ре лек­цию об Архан­гель­ском ТЮЗе

6 декабря

В Архан­гель­ске уста­но­вят памят­ник Фёдо­ру Абрамову

5 декабря

Выставка авторск­их кукол откро­ет­ся 9 декаб­ря Архан­гель­ске

5 декабря

Лири­ку – в сторону!

4 декабря

В Архан­гель­ском теат­ре драмы пока­жут «Сказ­ку о царе Салтане»

4 декабря

В Архан­гель­ской области под­вели итоги «Года Пинежс­ко­го района»

4 декабря

Про букву с «клюшкой»

3 декабря

Театр, кото­рый всег­да надо раз­гады­вать

3 декабря

Путе­шест­во­вать по Архан­гель­ской области, не поки­дая Петербург