Под занавес сезона зрители могли повлиять на будущие премьеры Архангельского театра драмы.
Четыре молодых режиссёра из Москвы, Петербурга и Краснодара работали в Архангельском театре драмы над эскизами четырех спектаклей. Что такое эскиз? Логически завершённый отрывок будущего спектакля.
Идея пригласить режиссёров и показать широкой публике намётки их работ принадлежит главному режиссёру Архангельского театра драмы Андрею Тимошенко. Назвали это творческой лабораторией «Рыбный обоз» (поскольку театр имени Ломоносова, то это намек на рыбный обоз, с которым будущий учёный отправился в Москву).
Режиссерам на две недели предоставили в распоряжение труппу и полную свободу. Что получилось – можно было увидеть в прошедшее воскресенье, 3 июня.
А зрителям предложили принять участие в голосовании и «пронумеровать» увиденные эскизы в том порядке, который отражал бы желание в будущем увидеть полный спектакль на сцене Архангельского театра драмы. Конечно, это не значит, что главреж полностью пойдёт на поводу у зрительского мнения. Андрей Тимошенко, по его словам, для себя уже что-то решил, посмотрев эскизы вместе со зрителями. Но что решил – не сказал.
Итак, на суд зрителей и Андрея Тимошенко режиссер Александр Николаев представил эскиз спектакля «Сиротливый Запад» ирландского драматурга МакДонаха, Андрей Цисарук – толстовского «Холстомера», Павел Алексеев – «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, Глеб Володин – чеховских «Три сестры».
Намётки будущих спектаклей оказались настолько разными, что ни в коем случае не хотелось бы их сравнивать. Как сказал главный режиссёр, в показанных эскизах он заметил как свежие режиссёрские приемы, так и актёрские открытия.
Чем привлекательны пьесы ирландца Макдонаха для российской сцены? Наверное, тем, что шокирующие трагедии происходят, в первую очередь, в душах людей, а затем – в их домах. Например, «Сиротливый Запад». Два брата живут под одной крышей во вражде. Наконец, решили покаяться друг перед другом во взаимных грехах, но в финале схватились за ножи и оружие. В показанном эскизе на зрителей произвел впечатление актёр Иван Братушев, сыгравший одного из братьев.
«Смерть Тарелкина» - это комедия-шутка, написанная в середине позапрошлого века драматургом Сухово-Кобылиным. Как избежать долговой ямы, если бесчисленные кредиторы берут за горло? Украсть у начальника бумаги, изобличающие его во взяточничестве, а потом шантажировать. Но начальник же его «сотрёт в порошок». Лучший выход – сымитировать свою смерть… Надо сказать, зрители от души смеялись над показанным отрывком. Открытием этого эскиза стал молодой актёр Артур Чемакин.
Толстовского «Холстомера» мне бы очень хотелось видеть в репертуаре театра. Наверное, всем известна грустная и щемящая история, рассказанная мерином Холстомером - хотя бы по телеверсии спектакля БДТ в постановке Товстоногова. История жизни лошади - от рождения до смерти, человеческие истории - любви, измены, коллизии юности и старости, итога и начала. В эскизе заняты актёры, которых постоянные зрители давно знают и любят – Сергей Чуркин (князь Серпуховской) и Евгений Нифантьев (Холстомер).
И, наконец, чеховские «Три сестры». Эскиз начался необычно: актёры и первый ряд зрителей сидели по разные стороны одного длинного стола. Действо разворачивалось буквально за этим столом. Зрители здесь – гости в доме Прозоровых. Необычный ход режиссёра в этом эскизе – эпизоды разделяются вспышками фотографа. На роли трёх сестер взяли актрис с внешностью барышень Серебряного века - Марию Новикову, Марию Беднарчик, Татьяну Сердотецкую.
Как рассказали молодые режиссёры на пресс-конференции, они остались довольны актёрами, взаимным «кровообменом» и приёмом в Архангельске. А главный режиссёр Архангельского театра драмы пообещал, что лаборатория «Рыбный обоз» будет проводиться ежегодно.
А 9 июня Архангельский театр драмы закрывает 85-й сезон недавней премьерой «Рождество по-итальянски».