«Рыбный обоз» для молодых режиссёров

5 июня 2018 10:06
«Смерть Тарелкина».
«Смерть Тарелкина».

Под занавес сезона зрители могли повлиять на будущие премьеры Архангельского театра драмы. 

Четыре молодых режиссёра из Москвы, Петербурга и Краснодара работали в Архангельском театре драмы над эскизами четырех спектаклей. Что такое эскиз? Логически завершённый отрывок будущего спектакля. 

Идея пригласить режиссёров и показать широкой публике намётки их работ принадлежит главному режиссёру Архангельского театра драмы Андрею Тимошенко. Назвали это творческой лабораторией «Рыбный обоз» (поскольку театр имени Ломоносова, то это намек на рыбный обоз, с которым будущий учёный отправился в Москву). 

Режиссерам на две недели предоставили в распоряжение труппу и полную свободу. Что получилось – можно было увидеть в прошедшее воскресенье, 3 июня.

А зрителям предложили принять участие в голосовании и «пронумеровать» увиденные эскизы в том порядке, который отражал бы желание в будущем увидеть полный спектакль на сцене Архангельского театра драмы. Конечно, это не значит, что главреж полностью пойдёт на поводу у зрительского мнения. Андрей Тимошенко, по его словам, для себя уже что-то решил, посмотрев эскизы вместе со зрителями. Но что решил – не сказал.

Итак, на суд зрителей и Андрея Тимошенко режиссер Александр Николаев представил эскиз спектакля «Сиротливый Запад» ирландского драматурга МакДонаха, Андрей Цисарук – толстовского «Холстомера», Павел Алексеев – «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, Глеб Володин – чеховских «Три сестры».

Намётки будущих спектаклей оказались настолько разными, что ни в коем случае не хотелось бы их сравнивать. Как сказал главный режиссёр, в показанных эскизах он заметил как свежие режиссёрские приемы, так и актёрские открытия.

Чем привлекательны пьесы ирландца Макдонаха для российской сцены? Наверное, тем, что шокирующие трагедии происходят, в первую очередь, в  душах людей, а затем – в их домах. Например, «Сиротливый Запад». Два брата живут под одной крышей во вражде. Наконец, решили покаяться друг перед другом во взаимных грехах, но в финале схватились за ножи и оружие. В показанном эскизе на зрителей произвел впечатление актёр Иван Братушев, сыгравший одного из братьев.

«Смерть Тарелкина» – это комедия-шутка, написанная в середине позапрошлого века драматургом Сухово-Кобылиным. Как избежать долговой ямы, если бесчисленные кредиторы берут за горло? Украсть у начальника бумаги, изобличающие его во взяточничестве, а потом шантажировать. Но начальник же его «сотрёт в порошок». Лучший выход – сымитировать свою смерть… Надо сказать, зрители от души смеялись над показанным отрывком. Открытием этого эскиза стал молодой актёр Артур Чемакин.

Толстовского «Холстомера» мне бы очень хотелось видеть в репертуаре театра. Наверное, всем известна грустная и щемящая история, рассказанная мерином Холстомером -  хотя бы по телеверсии спектакля БДТ в постановке Товстоногова. История жизни лошади – от рождения до смерти, человеческие истории – любви, измены, коллизии юности и старости, итога и начала. В эскизе заняты актёры, которых постоянные зрители давно знают и любят – Сергей Чуркин (князь Серпуховской) и Евгений Нифантьев (Холстомер). 

И, наконец, чеховские «Три сестры». Эскиз начался необычно: актёры и первый ряд зрителей сидели по разные стороны одного длинного стола. Действо разворачивалось буквально за этим столом. Зрители здесь – гости в доме Прозоровых. Необычный ход режиссёра в этом эскизе – эпизоды разделяются вспышками фотографа. На роли трёх сестер взяли  актрис с внешностью барышень Серебряного века -  Марию Новикову, Марию Беднарчик, Татьяну Сердотецкую.

Как рассказали молодые режиссёры на пресс-конференции, они остались довольны актёрами, взаимным «кровообменом» и приёмом в Архангельске. А главный режиссёр Архангельского театра драмы пообещал, что лаборатория «Рыбный обоз» будет проводиться ежегодно.

А 9 июня Архангельский театр драмы закрывает 85-й сезон недавней премьерой «Рождество по-итальянски».

Елена ИРХА. Фото автора

Культура

20 февраля

Так много сок­ро­вищ. И все наши…

18 февраля

Архан­гело­гор­од­цам пред­лага­ют поучаст­во­вать в соз­да­нии музея Якова Лей­цинге­ра

18 февраля

«Тай­бола» про­руби­ла окно из Европы в Китай

18 февраля

Музей «Малые Коре­лы» про­во­дит кон­курс «Нас­ле­дие Поморья»

12 февраля

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка «Север­ные этю­ды. Акварель»

11 февраля

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

8 февраля

Фотог­ра­фии Вер­коль­ского монас­тыря уви­дят посети­тели выставки в Петер­бурге

7 февраля

В Архан­гель­ском теат­ре драмы снова ста­вят «Живые течения»

5 февраля

В Архан­гель­ске постро­ят двад­цати­мет­ро­вую парус­но-мот­ор­ную шхуну

5 февраля

Весна в Архан­гель­ске нач­нётся с выступле­ния гру­зин­ских артистов

4 февраля

В Доб­ролю­бов­ке откры­лась выставка «Кар­на­вал утон­ченных душ»

4 февраля

О людях, кото­рые оста­нут­ся навсегда

4 февраля

Эмиг­ра­ция на две с полови­ной октавы

3 февраля

Архан­гель­ский искусство­вед: «Все искусство ког­да-то было сов­рем­ен­ным»

1 февраля

Выстав­оч­ный про­ект биб­ли­оте­ка­рей из Архан­гель­ской области путе­шес­тву­ет по всему севе­ро-запа­ду России