В архангельском театре-студии «Понарошку» состоялась премьера программы, посвященной Александру Вертинскому

8 апреля 18:20
Илья Логинов. Фото автора
Илья Логинов. Фото автора

В прошедшем марте исполнилось 130 лет со дня рождения знаменитого русского и советского эстрадного артиста, киноактёра, композитора, поэта и певца 

И даже если кто-то «специально» не слушал и не знает его песен (что маловероятно в русскоязычном мире и его окрестностях), то, наверняка смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», в котором Владимир Высоцкий, аккомпанируя себе на пианино, поет «Лиловый негр» Вертинского.

Концерт-моноспектакль из песен Вертинского в «Понарошку» исполнял Илья Логинов, артист Архангельского театра кукол. Его программа построена на тех песнях Вертинского, в которых его мир заполнен усталыми артистами, бродячими шарманщиками, грустными клоунами и странниками, тоскующими в бананово-лимонном Сингапуре.

Многие любители творчества поэта представляют себе Вертинского как экзальтированного эстета во фраке, заламывающего руки в декадентской тоске. Вот и первое, о чем спросила артиста после концерта – почему вы не во фраке?..

— Первое, – у меня нет фрака. Второе, – мне хотелось разоблачить «фрачного» Вертинского, – ответил Илья Логинов. – И скорее сыграть в героев его песен, чем предстать в его сценическом образе. Мне больше по душе образ уличного актера и музыканта из его песен – «и выгнанный с позором, он нищим стал и вором, и это очень жаль».

Программа Ильи Логинова построена на внутреннем сюжете – от юношества – к зрелости, от очарования – к разочарованию. Неизбежному разочарованию и некой иронии по отношению к себе, как считает Илья Логинов.

А познакомился с творчеством Вертинского Илья еще в детстве – через интерпретацию Бориса Гребенщикова, который в свое время записал диск песен Вертинского в своем исполнении. Вообще Вертинского исполняли очень многие и песни до сих пор очень популярны среди исполнителей.

В его музыкальных строчках есть некая магия, изысканная интимность, хотя тексты песен могли принадлежать и другим авторам – Вере Инбер («Джонни»), Блоку («В голубой далекой спаленке»), Есенину («Последнее письмо»).

— Вертинского трудно исполнять, несмотря на кажущуюся незатейливость его песен. Он мастер замедлений и пауз, так, как именно он сам держал паузу – не может повторить никто, ни один исполнитель его песен. Даже и пытаться не стоит, если честно. Говорят, чем больше артист, тем длиннее он может держать паузу. Вертинский был именно таким, – говорит Илья.

Для Ильи Вертинский прежде всего большой Артист, а не только шансонье и поэт Серебряного века. Каждая песенная новелла Вертинского – это маленький спектакль, он предпочитал играть свои песни, не обладая большими вокальными данными.

— Всю «филигрань» его песен я еще не освоил, – считает Илья. – Думаю, что петь его песни – это нужно в первую очередь для самого исполнителя и тех зрителей, которые знают и любят его творчество. Но на мой взгляд, интересней чем сам Вертинский, никто его песен не споет.

В чем заключается феномен Вертинского, почему его песни до сих пор популярны, пусть и не так, как в дореволюционной России? А ведь он представитель той эпохи, которую долгое время в нашем Отечестве считали вычеркнутой из жизни.

— Вертинский до революции и после, в эмиграции, – разный, – говорит Илья Логинов. – По его песням можно проследить смену эпох, а от истории своей страны не отказываются. Правда, в своей программе я не исполняю «Памяти юнкеров» или «Ее письмо на фронт», хотя соблазн был. Они просто по композиции не вошли. Может, еще как-нибудь удастся обратиться и к этим песням…

Завершался вечер, наверное, самыми светлыми песнями Александра Вертинского, посвященными своей семье – «Песенка о моей жене» и, конечно, – «Доченьки». Но и это еще был не финал. Все-таки, Вертинский – артист, а артист – это вечная дорога:

Так пусть же сердце знает, мечтает и ждет

И вечно нас куда-то зовет.

Туда, где улетает и тает печаль,

Туда, где зацветает миндаль…

(«Палестинское танго»).

Елена ИРХА

Культура

19 апреля

«Прав­да Севе­ра» как «враг народа»

18 апреля

В Архан­гель­ске нача­лись трехд­не­вные гаст­ро­ли областно­го теат­ра кукол «Тере­мок» из Вологды

18 апреля

Архит­ек­турный ансамбль стан­ции Нян­дома вклю­чат в реестр объек­тов куль­тур­ного наследия

17 апреля

Архан­гельск в пятый раз споёт о Победе

17 апреля

«Гима­лаи надо брать цветом!»

17 апреля

В Доб­ролю­бов­ке обнару­жена редкая наход­ка из биб­ли­оте­ки Афа­на­сия Хол­мог­ор­ско­го

16 апреля

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют отметить Вер­бное воск­ре­сенье в «Малых Корелах»

15 апреля

Архан­гель­ская область гото­вит­ся к «Биб­ли­оно­чи»

15 апреля

В Ломо­нос­ов­ском ДК завер­шился ХIII город­ской дет­ский теат­раль­ный фес­тиваль «Радуга»

13 апреля

Выставка нео­быч­ных музы­каль­ных инстру­мен­тов будет рабо­тать в Архан­гель­ске два дня

13 апреля

В Гос­тиных дво­рах Архан­гель­ска рабо­та­ет Меж­дуна­род­ная выставка авторск­их кукол

12 апреля

В Архан­гель­ске откры­лась меж­дуна­род­ная аркти­чес­кая выставка кукол

12 апреля

Дере­вян­ные кони, дере­вян­ные ложки и скри­пу­чая дверь

9 апреля

На МАФ предс­та­вили пер­вую аркти­чес­кую биб­ли­оте­ку

8 апреля

В архан­гель­ском теат­ре-сту­дии «Понар­ош­ку» сос­то­ялась премье­ра про­граммы, посвящ­ен­ной Алек­сандру Вер­тинско­му