В архангельском театре-студии «Понарошку» состоялась премьера программы, посвященной Александру Вертинскому

8 апреля 18:20
Илья Логинов. Фото автора
Илья Логинов. Фото автора

В прошедшем марте исполнилось 130 лет со дня рождения знаменитого русского и советского эстрадного артиста, киноактёра, композитора, поэта и певца 

И даже если кто-то «специально» не слушал и не знает его песен (что маловероятно в русскоязычном мире и его окрестностях), то, наверняка смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», в котором Владимир Высоцкий, аккомпанируя себе на пианино, поет «Лиловый негр» Вертинского.

Концерт-моноспектакль из песен Вертинского в «Понарошку» исполнял Илья Логинов, артист Архангельского театра кукол. Его программа построена на тех песнях Вертинского, в которых его мир заполнен усталыми артистами, бродячими шарманщиками, грустными клоунами и странниками, тоскующими в бананово-лимонном Сингапуре.

Многие любители творчества поэта представляют себе Вертинского как экзальтированного эстета во фраке, заламывающего руки в декадентской тоске. Вот и первое, о чем спросила артиста после концерта – почему вы не во фраке?..

— Первое, – у меня нет фрака. Второе, – мне хотелось разоблачить «фрачного» Вертинского, – ответил Илья Логинов. – И скорее сыграть в героев его песен, чем предстать в его сценическом образе. Мне больше по душе образ уличного актера и музыканта из его песен – «и выгнанный с позором, он нищим стал и вором, и это очень жаль».

Программа Ильи Логинова построена на внутреннем сюжете – от юношества – к зрелости, от очарования – к разочарованию. Неизбежному разочарованию и некой иронии по отношению к себе, как считает Илья Логинов.

А познакомился с творчеством Вертинского Илья еще в детстве – через интерпретацию Бориса Гребенщикова, который в свое время записал диск песен Вертинского в своем исполнении. Вообще Вертинского исполняли очень многие и песни до сих пор очень популярны среди исполнителей.

В его музыкальных строчках есть некая магия, изысканная интимность, хотя тексты песен могли принадлежать и другим авторам – Вере Инбер («Джонни»), Блоку («В голубой далекой спаленке»), Есенину («Последнее письмо»).

— Вертинского трудно исполнять, несмотря на кажущуюся незатейливость его песен. Он мастер замедлений и пауз, так, как именно он сам держал паузу – не может повторить никто, ни один исполнитель его песен. Даже и пытаться не стоит, если честно. Говорят, чем больше артист, тем длиннее он может держать паузу. Вертинский был именно таким, – говорит Илья.

Для Ильи Вертинский прежде всего большой Артист, а не только шансонье и поэт Серебряного века. Каждая песенная новелла Вертинского – это маленький спектакль, он предпочитал играть свои песни, не обладая большими вокальными данными.

— Всю «филигрань» его песен я еще не освоил, – считает Илья. – Думаю, что петь его песни – это нужно в первую очередь для самого исполнителя и тех зрителей, которые знают и любят его творчество. Но на мой взгляд, интересней чем сам Вертинский, никто его песен не споет.

В чем заключается феномен Вертинского, почему его песни до сих пор популярны, пусть и не так, как в дореволюционной России? А ведь он представитель той эпохи, которую долгое время в нашем Отечестве считали вычеркнутой из жизни.

— Вертинский до революции и после, в эмиграции, – разный, – говорит Илья Логинов. – По его песням можно проследить смену эпох, а от истории своей страны не отказываются. Правда, в своей программе я не исполняю «Памяти юнкеров» или «Ее письмо на фронт», хотя соблазн был. Они просто по композиции не вошли. Может, еще как-нибудь удастся обратиться и к этим песням…

Завершался вечер, наверное, самыми светлыми песнями Александра Вертинского, посвященными своей семье – «Песенка о моей жене» и, конечно, – «Доченьки». Но и это еще был не финал. Все-таки, Вертинский – артист, а артист – это вечная дорога:

Так пусть же сердце знает, мечтает и ждет

И вечно нас куда-то зовет.

Туда, где улетает и тает печаль,

Туда, где зацветает миндаль…

(«Палестинское танго»).

Елена ИРХА

Культура

19 июня

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на кас­тинг для фильма «Две­над­цать стульев»

19 июня

Луч­шие школь­ники области прис­тупи­ли к заняти­ям в «Соз­вез­дии»

18 июня

К 435-ле­тию горо­да в Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка мес­тных худож­ни­ков

17 июня

В Архан­гель­ске и Нарьян-Маре про­шла пре­зен­та­ция книги «Ненец­кий округ. Гео­ло­ги­чес­кая эра»

16 июня

В Архан­гель­ске откры­лась выставка «Исто­рия леген­ды. Высоц­кий, Шемя­кин и рус­ский Париж 1970-х годов»

16 июня

В музее ИЗО откры­лась выставка «Кар­нава­лы Вене­ции и Петер­бурга. Взгляд худож­ника»

13 июня

В Архан­гель­ске откры­лась выставка лос­кут­ной живо­писи «Мой лос­кутный мир»

11 июня

В «Малых Коре­лах» прой­дут «Троиц­кие гулянья»

10 июня

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась лабо­рато­рия моло­дых режис­се­ров «Рыб­ный обоз»

10 июня

К музею ИЗО в Архан­гель­ске прип­лыли «Замор­ские гос­ти» Нико­лая Рериха

6 июня

Две выставки Миха­ила Шемя­кина откро­ют­ся в Архан­гель­ске

3 июня

«Малые Коре­лы» приг­лаша­ют архан­гело­гор­од­цев отметить Воз­несе­ние

3 июня

На фес­тива­ле улич­ных теат­ров в Архан­гель­ске снова пока­жут кино

31 мая

Коман­да «Сбор­ной Тай­болы» воз­вела на Вал­дае арт-объект

29 мая

У них всё впереди