12.05.2016 16:34

Пейзажи на иконах расскажут о времени

Фрагмент иконы "Зосима и Савватий Соловецкие", начало XVIII века

В Архангельском музее изобразительных искусств готовят к открытию большую и необычную выставку, посвященную пейзажу в русской живописи.

Ее особенность — на выставке будут представлены иконы из фонда музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», поскольку вся русская живопись прочно стоит на фундаменте русской иконописи. Выставка так и называется - «Северные святые. Пейзажи на иконах».

Конечно, пейзаж на иконе - дело второстепенное. Но бывает и так - пейзаж на иконе хоть и вторичен, но достоверен и даже — документален. И «читать» такую икону, как выражаются искусствоведы, очень интересно.

Например, на выставке предполагается показать икону «Зосима и Савватий Соловецкие» начала XVIII века, очень необычную.

На ней изображены Зосима и Саватий Соловецкие с развернутыми свитками в руках на фоне панорамы Соловецкого монастыря. И на переднем плане - море с кораблями и фантастическими рыбами. Около изображенного монастыря - жанровые сценки из жизни обитателей и группы людей в светских одеждах.

Вокруг «средника» - центральной части иконы - 20 маленьких картинок - «клейм», два из которых со сценами перенесения мощей Зосимы и Савватия, остальные - с изображением чудес. Монастырь изображен со всеми постройками на момент начала XVIII века, а также с церквями за пределами кремля с указанием расстояния до них. Кроме того, чтобы уж совсем было все понятно на этой иконе-карте, то они все и подписаны - «мелница с толчеями», «поварня», «кузница» и даже отмечено место на море, где «рыбные ловитвы».

Указаны и острова: «Заецкий идеже церковь святаго апостола Андрея от лавры», «Анзерский идеже церковь Троицы и монашеское скитское житие от лавры». Вот только план крепостной стены имеет не пяти- (как ныне), а четырехугольную форму. Заканчивается текст надписью о втором приезде Петра Первого с царевичем Алексеем на Соловки в 1702 году и датой - 1711 год.

Кроме того, на иконе среди группы изображенных людей в светских одеждах можно найти человека, опирающегося на трость. Есть предположения, что это и есть Петр Первый, сошедший с корабля, на котором развевается флаг с двуглавым орлом. Искусствоведы предполагают, что столь детальному «пейзажу» икона обязана некой гравюре, на которой был запечатлен визит императора на Соловки. Во всяком случае, жанровые сцены, достоверное изображение-план тогдашнего Соловецкого монастыря придают иконе светский исторический характер.

- Икона «Зосима и Саватий Соловецкие» - выбивается из общего ряда, говорит Ольга Вешнякова, хранитель икон. - Она представляет собой редкий пример развития русского изобразительного искусства в его переходный период от иконописи к живописи. В других иконах, пейзаж хоть и присутствует, но не занимает столько места и часто - схематичен. Все-таки на иконе главное - лик.

Именно этот «переход» и будет особенно интересен на предстоящей выставке. В этом случае диапазон музейного ряда будет простираться от древних северных икон до современной живописи, представленной в том числе и ныне здравствующими архангельскими мастерами.

Пока икона «Зосима и Савватий Соловецкие» еще не на выставке и занимает свое место в постоянной экспозиции Архангельского музея изобразительных искусств.

Фото предоставлено Архангельским музеем изобразительных искусств.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна БОРИСОВА