В Архангельске откроется выставка «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии»

15 мая 2019 10:05
Фрагмент работы Елены Мрозовской, одной из первых профессиональных русских фотографов
Фрагмент работы Елены Мрозовской, одной из первых профессиональных русских фотографов

Открытие состоится в 18 мая 2019 года в 19:00 в Выставочном зал Союза художников

Экспозиция покажет появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов – можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография. 

Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками, которые производились или самим фотографом, или сотрудничавшими с ним художниками. И прежде всего, это относится к портретам – одиночным или семейным, которые люди заказывали на память. Фотографические ателье Нечаева, Ушакова и Эрикса, Эйхенвальда, изготавливали тысячи раскрашенных фотографических портретов, которые становились важной частью домашнего интерьера.

К концу XIX века, к 1880-1890-м годам раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами, производит множество раскрашенных архитектурных снимков православных церквей.

Начало Первой мировой войны в 1914 году и Октябрьская революция 1917 года положили конец той России, память о которой сохранилась в раскрашенных фотографиях и автохромах второй половины XIX-начале ХХ веков.

Владимир Ленин и новая Советская власть в первые послереволюционные годы активно поддерживали фотографию, видя в ней важное орудие пропаганды в стране, где 70% процентов населения не умели читать и писать. Однако, уже с середины 1920-х годов в Советском Союзе огромное распространение получает фотомонтаж, активно поддерживаемый большевиками. Фотомонтаж позволял соединить документальную достоверность фотографии и новые советские мифы. Фотомонтаж, которым в 1920-е годы  занимаются самые талантливые модернисты:  А. Родченко, Г. Клуцис, Эль Лисицкий, В. Степанова и др. – берет цвет на вооружение и становится идеологическим «визуальным оружием». 

Культура

30 мая

Нац­парки «Кено­зер­ский» и «Онеж­ское Поморье» пере­но­сят открытие

29 мая

Архан­гель­ский театр Драмы пред­лага­ет своим поклонни­кам побывать на вир­туаль­ной цере­мо­нии закры­тия сезона

29 мая

Открыт прием заявок на V меж­реги­ональ­ный фес­тиваль «Кос­тюм Рус­ско­го Севера»

29 мая

Наз­ваны имена победи­те­лей XIV регио­наль­ного кон­курса «Нас­ле­дие Поморья»

28 мая

Архан­гель­ский театр драмы про­ве­дёт закры­тие 87-го сезо­на онлайн

27 мая

Сту­ден­чес­кие отряды Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на кон­курс авторс­кой песни

27 мая

«Паль­то дона­ши­ваю отцовск­ое!»

26 мая

Архан­гель­ский театр драмы пока­жет мини-сери­ал по Дос­то­ев­ско­му на Youtube

26 мая

Кено­зерье откро­ет­ся для турис­тов с пер­вого июня в осо­бом режиме

25 мая

Биб­ли­оте­ка «Рус­ский Север» предс­та­вила выпус­ки «Прав­ды Севе­ра» с 1929 по 1946 годы

25 мая

Музей Бори­сова предс­та­вил шес­тую выставку про­ек­та «Сок­рови­ща Севера»

25 мая

Онлайн-фес­тиваль Arkhangelsk Blues прив­лёк 54 тыся­чи зрителей

24 мая

На север­ном камне расти…

24 мая

Про­то­поп Авва­кум и его нес­гора­емое слово

24 мая

Север­ный хор пока­жет кон­церт оркестра рус­ских народ­ных инстру­мен­тов онлайн