15.05.2019 10:05

В Архангельске откроется выставка «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии»

Фрагмент работы Елены Мрозовской, одной из первых профессиональных русских фотографов

Открытие состоится в 18 мая 2019 года в 19:00 в Выставочном зал Союза художников

Экспозиция покажет появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов – можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография. 

Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками, которые производились или самим фотографом, или сотрудничавшими с ним художниками. И прежде всего, это относится к портретам – одиночным или семейным, которые люди заказывали на память. Фотографические ателье Нечаева, Ушакова и Эрикса, Эйхенвальда, изготавливали тысячи раскрашенных фотографических портретов, которые становились важной частью домашнего интерьера.

К концу XIX века, к 1880-1890-м годам раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами, производит множество раскрашенных архитектурных снимков православных церквей.

Начало Первой мировой войны в 1914 году и Октябрьская революция 1917 года положили конец той России, память о которой сохранилась в раскрашенных фотографиях и автохромах второй половины XIX-начале ХХ веков.

Владимир Ленин и новая Советская власть в первые послереволюционные годы активно поддерживали фотографию, видя в ней важное орудие пропаганды в стране, где 70% процентов населения не умели читать и писать. Однако, уже с середины 1920-х годов в Советском Союзе огромное распространение получает фотомонтаж, активно поддерживаемый большевиками. Фотомонтаж позволял соединить документальную достоверность фотографии и новые советские мифы. Фотомонтаж, которым в 1920-е годы  занимаются самые талантливые модернисты:  А. Родченко, Г. Клуцис, Эль Лисицкий, В. Степанова и др. – берет цвет на вооружение и становится идеологическим «визуальным оружием». 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.