В Архангельске откроется выставка «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии»

15 мая 10:05
Фрагмент работы Елены Мрозовской, одной из первых профессиональных русских фотографов
Фрагмент работы Елены Мрозовской, одной из первых профессиональных русских фотографов

Открытие состоится в 18 мая 2019 года в 19:00 в Выставочном зал Союза художников

Экспозиция покажет появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов – можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография. 

Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками, которые производились или самим фотографом, или сотрудничавшими с ним художниками. И прежде всего, это относится к портретам – одиночным или семейным, которые люди заказывали на память. Фотографические ателье Нечаева, Ушакова и Эрикса, Эйхенвальда, изготавливали тысячи раскрашенных фотографических портретов, которые становились важной частью домашнего интерьера.

К концу XIX века, к 1880-1890-м годам раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами, производит множество раскрашенных архитектурных снимков православных церквей.

Начало Первой мировой войны в 1914 году и Октябрьская революция 1917 года положили конец той России, память о которой сохранилась в раскрашенных фотографиях и автохромах второй половины XIX-начале ХХ веков.

Владимир Ленин и новая Советская власть в первые послереволюционные годы активно поддерживали фотографию, видя в ней важное орудие пропаганды в стране, где 70% процентов населения не умели читать и писать. Однако, уже с середины 1920-х годов в Советском Союзе огромное распространение получает фотомонтаж, активно поддерживаемый большевиками. Фотомонтаж позволял соединить документальную достоверность фотографии и новые советские мифы. Фотомонтаж, которым в 1920-е годы  занимаются самые талантливые модернисты:  А. Родченко, Г. Клуцис, Эль Лисицкий, В. Степанова и др. – берет цвет на вооружение и становится идеологическим «визуальным оружием». 

Культура

20 мая

Юные архан­гель­ские тан­цоры победи­ли на меж­дуна­род­ном кон­курсе в Костроме

19 мая

В «Ночь музе­ев» в Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах предс­та­вили волон­терс­кий про­ект «Про­стые вещи»

17 мая

Прек­расные лужи Зои Гав­шинс­кой

17 мая

В Архан­гель­ске нача­лась «Нор­вежс­кая весна»

16 мая

«Все­лен­ная Фёдо­ра Абрамова»

16 мая

Всам­дел­иш­ные истории

15 мая

Юные чтецы из Архан­гель­ской области выступи­ли в «Артеке»

15 мая

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка «Пер­воцв­ет. Ран­ний цвет в рус­ской фотог­ра­фии»

13 мая

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске завер­шился кон­церт­ом Джи­вана Гас­паря­на-млад­шего

8 мая

Медаль за город Ленинград

8 мая

Не стоит путать куль­туру со сфе­рой услуг

7 мая

В «Мед­вежьем крае» откры­ли «Музей кар­гополь­ского налич­ника»

6 мая

Горан Бре­го­вич: «Архан­гельск «втис­нулся» где-то между Сан-Фран­циско и Сиднеем»

6 мая

Худо­жест­ве­нный руко­води­тель Архан­гель­ского Моло­дёж­ного теат­ра отмеча­ет 80-летие

3 мая

«Мгзав­реби» выступи­ли в Архан­гель­ске