В середине февраля из Архангельского областного театра драмы имени Ломоносова уходит его директор Елена Шитова, работавшая на этом месте три с половиной года.
Как-то так получилось, что в городе в последнее время увольняются руководители учреждений культуры, кто по каким причинам – с кем-то не продлили договор, кто-то меняет место работы на другое. И к Елене Владимировне сразу напрашивается вопрос – а по каким причинам?
– Исключительно по личным, семейным обстоятельствам. Я имела бессрочный трудовой договор, что, я считаю, доверием ко мне как к руководителю. Мне вообще оказывали большую поддержку, причем, во всех начинаниях. Иначе, я бы не согласилась работать в театре, за которым тянулся шлейф скандалов, – пояснила Елена Владимировна.
Действительно, несколько лет назад областной театр сотрясали – мягко скажем – разногласия. Правда, разногласия не творческие, а социальные. Скандалы были не то, что на всю губернию, а на всю страну: голодовка артистов, суды и пересуды, и те самые знаменитые «золотые парашюты».
– Вновь прибывшего в тогдашний театр директора откровенно жалели. Однако, в первом же интервью, что дала Елена Владимировна в новой должности именно нашей газете, она заявляла о своей решимости вернуть в театр дух творчества.
– Как мне кажется, – говорит Елена Шитова, – мне это удалось. Может, не в той мере, в какой бы мне этого хотелось. За эти годы мы выпустили несколько премьер, которые стали событием в жизни города, съездили на гастроли, добрались с ними даже до Иркутска и Москвы, пригласили новых артистов, открыли собственный музей, запустили масштабный проект «Я – Ломоносов» с новой, специально написанной для нас пьесой о великом земляке. Сейчас вовсю идет работа над пятым фестивалем «Родниковое слово», что состоится в Архангельске в мае. Наконец, о театре стали говорить и писать как о культурной составляющей жизни области. Но, повторюсь, без поддержки областных структур и лично губернатора области мне бы этого не удалось.
– В театрах всегда сложные коллективы, а вы до того времени не работали в театрах...
– Не совсем. Я имела опыт работы с Котласским драматическим театром, когда руководила Котласским отделом культуры. Но, конечно, по сравнению с областным театром, масштаб тут совсем другой.
Но мы нашли общий язык с коллективом. Я так скажу: театр – это даже не коллектив, это целый мир. Недаром говорят, – в театре не работают, в театре служат. Тут я узнала все оттенки человеческих отношений. А этот опыт дорогого стоит, поскольку ни в одном коллективе любого учреждения нет такой концентрации неординарных и многогранных личностей на одной территории.
– Вами пытались манипулировать в театре?
– А как же! Но я считаю это совершенно в порядке вещей. Ведь в любом коллективе нового директора «пробуют на зуб». Но здесь меня научили главному – воспринимать людей такими, какие они есть. Они и должны быть разными, понимаете? Просто в театре все заметнее, ярче, выпуклее. Лично на меня театр оказал очень большое влияние, театр меня перепахал. Все это время я жила его радостями и невзгодами.
– Вы успели создать свою команду?
– Да. И она вся остается. Спасибо этой команде, спасибо коллективу, спасибо всем, кто меня в свое время поддержал и помогал. И прошу у всех прощения, если что было не так...
– Не могу не спуститься на землю... Театр продолжит выплачивать десять миллионов бывшему заместителю директора Дунаеву? Там много еще осталось?
– Театр по-прежнему будет их выплачивать каждый месяц – до августа нынешнего года. Всего осталось выплатить около двух с половиной миллионов. Почему так получилось, мне все задают вопрос. Да, Октябрьский суд отклонил иск Дунаева, но областной решил так, как решил. И это его право. Но могу сказать, что Александр Дунаев подал еще один иск на два с половиной миллиона.
– За что?
– Набежавшие проценты. Предварительные слушания в суде по этому новому иску состоялись 18 января.
– И в такой момент вы оставляете театр?
–Я оставляю театр в хорошем рабочем состоянии. Уже нет такого напряжения и раскаленной обстановки в связи с долгами. Зарплаты выплачиваются в срок, и зарплаты у артистов, занятых в спектаклях, неплохие. Другое дело что, хотелось бы больше.
– Что можете сказать о художественной политике театра?
– Над художественной политикой любому театру надо работать постоянно. Мы специально изучали отзывы зрителей после спектаклей, проводили опросы на сайте, в соцсетях. В Архангельске зритель имеет свои вкусы и пристрастия, отличные от других городов, и именно это мы хотели узнать.
Те спектакли, которые ставились в последние годы, имеют неоднозначную оценку зрителей, но скажу банальность, правдивее которой нет: не ошибается тот, кто ничего не делает. Творческий процесс подразумевает взлеты и падения, что должно восприниматься нормально. Ненормально – это когда театр превращается в площадку для скандалов. Но, надеюсь, Архангельский театр драмы перелистнул эту неприятную страницу своей биографии. Об этом я говорила на недавнем заседании нашего художественного совета, где, кстати, было принято решение подарить нашим зрителям 27 марта театральный капустник.
– Вы о чем-нибудь пожалели за эти три с половиной года?
– Ни дня не пожалела, что пришла на работу в театр!
– У вас есть пожелания коллективу театра, что называется, под занавес?
– Местоимение «мы» в связи с коллективом театра, всегда останется для меня актуальным. Так что, хочу пожелать нашему театру творческого горения, воплощения всех нами задуманных идей и проектов и неиссякаемой любви к своему делу!