15.07.2015 07:49

Дыхание жизни в картинах Баранчеева

В городском саду в День Военно-Морского флота. 1956 год
Теплоход «Капорье» в Диксоне. 1982 год

Михаил Сергеевич Баранчеев (годы жизни – 1920–1998) Живописец. Член Союза художников СССР с 1961 года. 

Родился в деревне Калиново Московской области. Первоначальные уроки Михаил Баранчеевживописи брал у серпуховского художника А. А. Бузовкина. В 1946–1953 годах учился в Московском художественном училище и Московском художественном институте имени Сурикова у В. А. Модорова и Д. К. Мочальского. Одновременно работал в студии военных художников им. П. Грекова.

С 1946 года принимал участие в студенческих На рынке в Архангельске. 1956 годвыставках. В 1950-х годах впервые приехал на Север и в дальнейшем жил и работал в Архангельске.

Творчество художника – живая и многообразная картина жизни северного края: старый и новый Архангельск, морские и речные порты, поморские деревни, индустриальные и лирические пейзажи, портреты тружеников края, известных деятелей культуры. С именем Михаила Сергеевича Баранчеева связано становление жанровой бытовой живописи в Архангельске.

Классикой архангельского искусства стала картина «Бабушкины наряды» (1957).

Михаил Сергеевич Баранчеев был первым, кто открыл новый круг тем и сюжетов, связанных с жизнью городских улиц и дворов. 

Художник создает жанровые картины разных уголков так полюбившегося ему северного города: «Книжный базар в Архангельске» (1956), «В городском саду в День Военно-Морского флота» (1956), «На рынке в Архангельске» (1956), «На стадионе «Динамо» (1967). Город для него был не просто архитектурным пейзажем, а местом активной жизни человека. Мимо него не проходили такие события, как «Первомайская демонстрация в Архангельске» (1954), «Разлив в Соломбале» (1966), «Большая вода» (1974), «Перед штормом» (1989).

Новаторским в картинах Баранчеева стало живое наблюдение окружающей художника жизни, внимание к человеку, к его повсе дневным заботам и переживаниям.

Здание типографии им. Склепина (Гостиный двор). Архангельск. 1967 годЗначительное место в творчестве художника занимал портрет. Он создал целую галерею известных людей города: сказочник и живописец Степан Писахов, писатель Борис Шергин, архангельские художники Нина Фатеева, Борис Булкин, Леонид Жигалов, Валерий Антоновский, основатель и первый руководитель Северного народного хора Антонина Колотилова. И в каждом портрете кисти Баранчеева – характер и судьба.

 В разные периоды жизни Баранчеев совершил ряд творческих поездок по Северу.

Плодотворной была его командировка в Котлас, Коряжму на ЦБК, после которой он создал ряд выразительных портретов рабочих комбината, молодых строителей. В 1983 году ему посчастливилось побывать в Арктике. На теплоходе «Капитан Мочалов» он дошел до Дудинки и Игарки. В результате родился цикл интересных пейзажей и портретов прославленных капитанов.

 Творчество Михаила Сергеевича Баранчеева было хорошо известно в Архангельске, он постоянно участвовал в областных, зональных и республиканских выставках.

Наследие художника велико и многообразно. Лучшие его работы представлены в коллекции Архангельского музея изобразительных искусств, много произведений находится в частных коллекциях.

Нельзя не сказать еще об одной стороне жизни художника. Он был активным пропагандистом изобразительного искусства, в начале 1960-х годов – директором Архангельского музея изобразительных искусств и немало сделал для сохранения художественного наследия.

Нынешней осенью в выставочном зале Усадебного дома Е. К. Плотниковой планируется персональная выставка Баранчеева, посвященная Архангельску.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Подготовила Татьяна БОРИСОВА