Весь абсурд жизни покажет только кукла

24 июля 10:18 Из газеты
Руки кукольника должны быть избавлены от “мирских“ предметов - колец, браслетов.
Руки кукольника должны быть избавлены от "мирских" предметов - колец, браслетов.

Кукольник – загадочная профессия. О секретах мастерства, возможностях театра в обновлённых стенах и о том, есть ли у куклы душа, беседуем с актёрами Архангельского театра кукол Еленой Антушевой и Алексеем Бурмагиным. 

Елена:

— Многие аллегории литературных произведений может воплотить только кукла, например, рассыпание на части. Весь абсурд жизни может показать только кукла. Поэтому сейчас даже хотят переименовать само направление в искусстве с «театра кукол» на «театр фактур».

– А как строится ваш рабочий день?

Елена:

— У нас нет в расписании обязательного «с восьми до пяти». Бывают моменты, когда формально актёры ничем не заняты. А потом – вечерний спектакль, в котором нужно передать дикие страсти. И необходима неделя, чтобы войти в это состояние…

– Что запрещено кукольнику?

Елена:

— Кукольнику нужны «чистые» руки без «мирских» предметов – колец, браслетов, чтобы маленький зритель не отвлекался.

– В художественных произведениях кукольники часто представлены чревовещателями. А вас этому искусству учат?

Алексей:

— Учат пользоваться пищиком – специальным устройством, которое изменяет голос на высокий, как у Петрушки. Но актёры не очень любят пользоваться пищиком – можно задохнуться. Приветствуется собственная игра с голосом. А все эти приёмы чревовещания – для цирка. У нас же – нормальный пример театральной условности, когда рот у куклы недвижим, а голос слышим.

– Нужно ли готовить ребёнка к представлению?

Елена:

— Есть определённая культура театрального поведения, с которой, случается, незнакомы и взрослые. В театр принято приходить со сменной обувью. Есть, громко разговаривать, пользоваться телефоном нельзя. Важно понимать: перед тобой – живые люди и живое действие, а не экран, которому всё равно.

Понятно, что воспитание ребёнка зависит от воспитания взрослого. Если родитель готовится к походу в театр, выбирает, в чём ему пойти, может быть, перечитывает автора пьесы, ребёнок тоже будет относиться к этому серьёзно. Не существует театра чисто для детей или только для взрослых. Хороший детский спектакль должен быть интересен людям всех возрастов. В нём обязателен взрослый подтекст. Ведь даже «простой» спектакль о трёх поросятах – он о людях, решающих нешуточные вопросы, оставить друга одного или взять с собой, помочь ему или нет. Важно, чтобы после спектакля ребёнок поделился впечатлениями с родителями, а те выслушали его и обсудили волнующие сына или дочь вопросы.

– Площадь отреставрированного театра увеличилась втрое. Что это даст зрителям и актёрам?

Елена:

— Дерево – символ театра – увы, не пережило нашего переезда. Не знаю, восстановят ли его, но декор на первом этаже напомнит о нём. Верхнее фойе – в «золотой чешуе». Театр внутри теперь просторный и светлый: благодаря стеклянному фасаду открывается огромное пространство в золотых и белых тонах.

В новой пристройке появится зал на 300 мест. Старый зал станет «средним». Предполагается, что одновременно спектакли будут идти в двух залах, что решит проблему нехватки билетов, как это было раньше. Ещё одно новшество – удобные кресла с регулировкой сидений.

Алексей:

— В старом здании театра у нас были студии для сказочников, маленьких кукольников. На временных площадках этого нет. Нам пообещали, что в новом театре всё обязательно восстановится. Важно будет вернуть и привычную атмосферу уюта и «домашности».

– Сейчас уже можно предположить, что репертуар театра существенно изменится?

Елена:

— В первую очередь, вернутся спектакли, которые мы не могли ставить три года, пока шла реконструкция. В основном постановки для взрослых – «Петербургские сновидения», «Любовь к золотому апельсину» – всем известные «Три поросёнка». Даже те спектакли, что оставались в репертуаре («Хамлет», «Вертеп»), и нам было работать не очень удобно, и зритель видел не совсем ту «картинку», что была на родной сцене.

Алексей:

— Спектакль «Любовь к золотому апельсину» – под вопросом, потому что конструкция была создана под прежнюю площадку.

– Вам удалось сохранить своего зрителя?

Елена:

— Сейчас мы работаем в центре «Патриот» и в Доме коммерческого собрания. Бывает, приходится выступать в полупустом зале, случаются и аншлаги. Возможно, нет на этих площадках атмосферы настоящего театра. К тому же многие зрители, прознав о скором открытии нового здания, рассуждают: «лучше подожду и посмотрю этот спектакль в театре». А некоторые, как выяснилось, вообще думали, что мы закрылись совсем. А ведь те представления, что идут сейчас, это и есть театр кукол.

– «Домашние театры» – тоже часть театра кукол?

Елена:

— «Домашние театрики» всегда существовали параллельно с основным театром. У актёров есть творческие идеи, и в малом зале, человек на 30, они могли показывать свои небольшие спектакли. Так решался вопрос восприятия театра самыми маленькими зрителями. Понятно, что посадить малыша двух-трёх лет в большой зал, где погас свет, и появилось большое чудище, – стресс для ребёнка. А в маленькой гостиной шли лёгкие и понятные представления всего на 20–30 минут: «Репка», «Теремок», «Колобок».

У наших актёров из таких спектаклей вырос свой театр «Понарошку». А когда мы потеряли основную площадку театра, такие постановки решили вопрос дополнительного трудоустройства актёров и привлечения публики: «домашние театрики» удобны для выезда.

– Вам, наверное, часто задают этот вопрос – есть ли у куклы душа?

Алексей:

— Есть. Один из мэтров театра рассказывал: он подходил к кукле и понимал – «да-а, сегодня она играть не будет».

Елена:

— Скажем так: характер у куклы точно есть. Например, гапитная кукла, на тростях, не поддаётся давлению. Марионетка – наоборот – очень зыбкая. В оживлении неживого всегда есть что‑то необычное.

Анастасия СМЕТАНИНА. Фото автора и из архива героев публикации

Культура

14 августа

Посе­лок Циг­ломень отме­тит 91-й день рождения

14 августа

«Кале­вала» вышла в свет на трёх язы­ках: фин­ском, рус­ском и ненецком

14 августа

В Кено­зерье после рес­тав­ра­ции откры­лся Почез­ер­ский хра­мовый ком­плекс 18 века

10 августа

Три луч­ших фильма: в Поморье прой­дёт «Ночь кино»

10 августа

«Детство в Солом­бале» я про­чи­тал в гранках»

7 августа

В Ильин­ско-Под­ом­ском откры­лся «Парк поколе­ний»

7 августа

Стоп! Сня­то: в Кено­зерье завер­шился моло­дёж­ный кино­фес­тиваль

5 августа

Эти куклы дос­тойны, чтобы их знали во всём мире!

3 августа

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: луч­ший сту­дент Ленинг­ра­дс­кого уни­вер­сите­та

2 августа

Свадь­ба в музее: от венца до мальца

2 августа

В Вер­коле ушла из жизни Мария Кадашова

1 августа

«Вы дейс­тви­тель­но дос­то­яние Севера»

31 июля

В Север­ном мор­ском музее откры­лась выставка «Двин­ской путь»

31 июля

Дирек­тор Архан­гель­ской сред­ней школы №51 Татья­на Лари­на: «Абра­мов мне очень помог»

30 июля

В Кено­зерье откры­лся фес­тиваль моло­дых кине­мат­ог­раф­ис­тов

Похожие материалы

14 августа Культура

«Кале­вала» вышла в свет на трёх язы­ках: фин­ском, рус­ском и ненецком

10 августа Культура

«Детство в Солом­бале» я про­чи­тал в гранках»

5 августа Культура

Эти куклы дос­тойны, чтобы их знали во всём мире!

3 августа Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: луч­ший сту­дент Ленинг­ра­дс­кого уни­вер­сите­та

2 августа Культура

Свадь­ба в музее: от венца до мальца

31 июля Культура

Дирек­тор Архан­гель­ской сред­ней школы №51 Татья­на Лари­на: «Абра­мов мне очень помог»

24 июля Культура

Весь абсурд жизни пока­жет толь­ко кукла

23 июля Культура

Рисун­ки Бори­са Шер­гина, кото­рых мы не видели

20 июля Культура

Как Твар­довс­кий помог Абрамову

14 июля Фоторепортаж

Мали­нов­ка, сво­бода, дождь

12 июля Культура

Думал: зем­ляк – лицо зна­ко­мое. Смот­рю – Пушкин!

8 июля Культура

Пер­вый рояль и три­над­ца­тая книга

1 июля Культура

Из какой колы­бели вырос рус­ский флот?