Весь абсурд жизни покажет только кукла

24 июля 2018 10:18 Из газеты
Руки кукольника должны быть избавлены от “мирских“ предметов - колец, браслетов.
Руки кукольника должны быть избавлены от "мирских" предметов - колец, браслетов.

Кукольник – загадочная профессия. О секретах мастерства, возможностях театра в обновлённых стенах и о том, есть ли у куклы душа, беседуем с актёрами Архангельского театра кукол Еленой Антушевой и Алексеем Бурмагиным. 

Елена:

— Многие аллегории литературных произведений может воплотить только кукла, например, рассыпание на части. Весь абсурд жизни может показать только кукла. Поэтому сейчас даже хотят переименовать само направление в искусстве с «театра кукол» на «театр фактур».

– А как строится ваш рабочий день?

Елена:

— У нас нет в расписании обязательного «с восьми до пяти». Бывают моменты, когда формально актёры ничем не заняты. А потом – вечерний спектакль, в котором нужно передать дикие страсти. И необходима неделя, чтобы войти в это состояние…

– Что запрещено кукольнику?

Елена:

— Кукольнику нужны «чистые» руки без «мирских» предметов – колец, браслетов, чтобы маленький зритель не отвлекался.

– В художественных произведениях кукольники часто представлены чревовещателями. А вас этому искусству учат?

Алексей:

— Учат пользоваться пищиком – специальным устройством, которое изменяет голос на высокий, как у Петрушки. Но актёры не очень любят пользоваться пищиком – можно задохнуться. Приветствуется собственная игра с голосом. А все эти приёмы чревовещания – для цирка. У нас же – нормальный пример театральной условности, когда рот у куклы недвижим, а голос слышим.

– Нужно ли готовить ребёнка к представлению?

Елена:

— Есть определённая культура театрального поведения, с которой, случается, незнакомы и взрослые. В театр принято приходить со сменной обувью. Есть, громко разговаривать, пользоваться телефоном нельзя. Важно понимать: перед тобой – живые люди и живое действие, а не экран, которому всё равно.

Понятно, что воспитание ребёнка зависит от воспитания взрослого. Если родитель готовится к походу в театр, выбирает, в чём ему пойти, может быть, перечитывает автора пьесы, ребёнок тоже будет относиться к этому серьёзно. Не существует театра чисто для детей или только для взрослых. Хороший детский спектакль должен быть интересен людям всех возрастов. В нём обязателен взрослый подтекст. Ведь даже «простой» спектакль о трёх поросятах – он о людях, решающих нешуточные вопросы, оставить друга одного или взять с собой, помочь ему или нет. Важно, чтобы после спектакля ребёнок поделился впечатлениями с родителями, а те выслушали его и обсудили волнующие сына или дочь вопросы.

– Площадь отреставрированного театра увеличилась втрое. Что это даст зрителям и актёрам?

Елена:

— Дерево – символ театра – увы, не пережило нашего переезда. Не знаю, восстановят ли его, но декор на первом этаже напомнит о нём. Верхнее фойе – в «золотой чешуе». Театр внутри теперь просторный и светлый: благодаря стеклянному фасаду открывается огромное пространство в золотых и белых тонах.

В новой пристройке появится зал на 300 мест. Старый зал станет «средним». Предполагается, что одновременно спектакли будут идти в двух залах, что решит проблему нехватки билетов, как это было раньше. Ещё одно новшество – удобные кресла с регулировкой сидений.

Алексей:

— В старом здании театра у нас были студии для сказочников, маленьких кукольников. На временных площадках этого нет. Нам пообещали, что в новом театре всё обязательно восстановится. Важно будет вернуть и привычную атмосферу уюта и «домашности».

– Сейчас уже можно предположить, что репертуар театра существенно изменится?

Елена:

— В первую очередь, вернутся спектакли, которые мы не могли ставить три года, пока шла реконструкция. В основном постановки для взрослых – «Петербургские сновидения», «Любовь к золотому апельсину» – всем известные «Три поросёнка». Даже те спектакли, что оставались в репертуаре («Хамлет», «Вертеп»), и нам было работать не очень удобно, и зритель видел не совсем ту «картинку», что была на родной сцене.

Алексей:

— Спектакль «Любовь к золотому апельсину» – под вопросом, потому что конструкция была создана под прежнюю площадку.

– Вам удалось сохранить своего зрителя?

Елена:

— Сейчас мы работаем в центре «Патриот» и в Доме коммерческого собрания. Бывает, приходится выступать в полупустом зале, случаются и аншлаги. Возможно, нет на этих площадках атмосферы настоящего театра. К тому же многие зрители, прознав о скором открытии нового здания, рассуждают: «лучше подожду и посмотрю этот спектакль в театре». А некоторые, как выяснилось, вообще думали, что мы закрылись совсем. А ведь те представления, что идут сейчас, это и есть театр кукол.

– «Домашние театры» – тоже часть театра кукол?

Елена:

— «Домашние театрики» всегда существовали параллельно с основным театром. У актёров есть творческие идеи, и в малом зале, человек на 30, они могли показывать свои небольшие спектакли. Так решался вопрос восприятия театра самыми маленькими зрителями. Понятно, что посадить малыша двух-трёх лет в большой зал, где погас свет, и появилось большое чудище, – стресс для ребёнка. А в маленькой гостиной шли лёгкие и понятные представления всего на 20–30 минут: «Репка», «Теремок», «Колобок».

У наших актёров из таких спектаклей вырос свой театр «Понарошку». А когда мы потеряли основную площадку театра, такие постановки решили вопрос дополнительного трудоустройства актёров и привлечения публики: «домашние театрики» удобны для выезда.

– Вам, наверное, часто задают этот вопрос – есть ли у куклы душа?

Алексей:

— Есть. Один из мэтров театра рассказывал: он подходил к кукле и понимал – «да-а, сегодня она играть не будет».

Елена:

— Скажем так: характер у куклы точно есть. Например, гапитная кукла, на тростях, не поддаётся давлению. Марионетка – наоборот – очень зыбкая. В оживлении неживого всегда есть что‑то необычное.

Анастасия СМЕТАНИНА. Фото автора и из архива героев публикации

Культура

27 марта

Архан­гель­ский театр кукол пока­жет спек­такль «Они и Мы» в пря­мом эфире

26 марта

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

25 марта

В квар­тире Абрамо­вых пели Высоц­кий и Золотухин

25 марта

В свой про­фес­си­ональ­ный праз­дник работ­ники куль­туры получи­ли пре­мии и награды

23 марта

Музей «Малые Коре­лы» под­гото­вит новый интерьер крес­тья­нс­кого дома – военный

23 марта

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась премье­ра без зрителей

20 марта

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

20 марта

Как кине­мат­ог­раф­ис­ты в раз­ные вре­мена сни­мали фильмы про смер­тель­ные эпидемии

20 марта

В Архан­гель­ский театр драмы теперь можно пойти онлайн

19 марта

Иса­ког­ор­ская биб­ли­оте­ка Архан­гель­ска отме­тит 85-ле­тие со дня открытия

18 марта

Режим рабо­ты архан­гель­ского теат­ра драмы измен­ит­ся на неоп­реде­лен­ный срок

16 марта

В Архан­гель­ске откры­лась выставка умо­пом­рачи­тель­ных вещей 60-х годов

16 марта

«Сереб­ряные волон­теры» Нян­домы показы­ва­ют спек­такли детям с инвал­ид­ностью

16 марта

Шедев­ры Дали, Пикас­со и Матис­са при­вез­ли в Архан­гельск

Похожие материалы

26 марта Культура

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

20 марта Культура

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

13 марта Культура

Архан­гельск Хрис­тофо­ра Розенк­но­пса

6 марта Культура

В Санкт-Пет­ер­бурге отмети­ли сотый день рож­де­ния Фёдо­ра Абрамова

4 марта Культура

Вер­кола: из одного колод­ца с Абрамовым

4 марта Культура

100 лет со дня рож­де­ния Фёдо­ра Абрамо­ва: возв­ра­ще­ние «Чис­той книги»

4 марта Культура

Север­ный хор пока­зал «Пинеж­ское метище»

28 февраля Культура

В Рос­сийс­кой наци­ональ­ной биб­ли­оте­ке в Санкт-Пет­ер­бурге нача­лись Дни Фёдо­ра Абрамова

28 февраля Культура

Фёдор Абра­мов: Пре­дос­тере­же­ние гря­ду­щим поколе­ни­ям

27 февраля Культура

К сто­ле­тию Абрамо­ва: «Не верь­те тому, что напи­сано на 409‑й стра­нице»…

27 февраля Культура

Стран­ник, кото­рый ста­нов­ит­ся бродягой

26 февраля Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва. «Это был праз­дник рус­ской культуры»