Весь абсурд жизни покажет только кукла

24 июля 2018 10:18 Из газеты
Руки кукольника должны быть избавлены от “мирских“ предметов - колец, браслетов.
Руки кукольника должны быть избавлены от "мирских" предметов - колец, браслетов.

Кукольник – загадочная профессия. О секретах мастерства, возможностях театра в обновлённых стенах и о том, есть ли у куклы душа, беседуем с актёрами Архангельского театра кукол Еленой Антушевой и Алексеем Бурмагиным. 

Елена:

— Многие аллегории литературных произведений может воплотить только кукла, например, рассыпание на части. Весь абсурд жизни может показать только кукла. Поэтому сейчас даже хотят переименовать само направление в искусстве с «театра кукол» на «театр фактур».

– А как строится ваш рабочий день?

Елена:

— У нас нет в расписании обязательного «с восьми до пяти». Бывают моменты, когда формально актёры ничем не заняты. А потом – вечерний спектакль, в котором нужно передать дикие страсти. И необходима неделя, чтобы войти в это состояние…

– Что запрещено кукольнику?

Елена:

— Кукольнику нужны «чистые» руки без «мирских» предметов – колец, браслетов, чтобы маленький зритель не отвлекался.

– В художественных произведениях кукольники часто представлены чревовещателями. А вас этому искусству учат?

Алексей:

— Учат пользоваться пищиком – специальным устройством, которое изменяет голос на высокий, как у Петрушки. Но актёры не очень любят пользоваться пищиком – можно задохнуться. Приветствуется собственная игра с голосом. А все эти приёмы чревовещания – для цирка. У нас же – нормальный пример театральной условности, когда рот у куклы недвижим, а голос слышим.

– Нужно ли готовить ребёнка к представлению?

Елена:

— Есть определённая культура театрального поведения, с которой, случается, незнакомы и взрослые. В театр принято приходить со сменной обувью. Есть, громко разговаривать, пользоваться телефоном нельзя. Важно понимать: перед тобой – живые люди и живое действие, а не экран, которому всё равно.

Понятно, что воспитание ребёнка зависит от воспитания взрослого. Если родитель готовится к походу в театр, выбирает, в чём ему пойти, может быть, перечитывает автора пьесы, ребёнок тоже будет относиться к этому серьёзно. Не существует театра чисто для детей или только для взрослых. Хороший детский спектакль должен быть интересен людям всех возрастов. В нём обязателен взрослый подтекст. Ведь даже «простой» спектакль о трёх поросятах – он о людях, решающих нешуточные вопросы, оставить друга одного или взять с собой, помочь ему или нет. Важно, чтобы после спектакля ребёнок поделился впечатлениями с родителями, а те выслушали его и обсудили волнующие сына или дочь вопросы.

– Площадь отреставрированного театра увеличилась втрое. Что это даст зрителям и актёрам?

Елена:

— Дерево – символ театра – увы, не пережило нашего переезда. Не знаю, восстановят ли его, но декор на первом этаже напомнит о нём. Верхнее фойе – в «золотой чешуе». Театр внутри теперь просторный и светлый: благодаря стеклянному фасаду открывается огромное пространство в золотых и белых тонах.

В новой пристройке появится зал на 300 мест. Старый зал станет «средним». Предполагается, что одновременно спектакли будут идти в двух залах, что решит проблему нехватки билетов, как это было раньше. Ещё одно новшество – удобные кресла с регулировкой сидений.

Алексей:

— В старом здании театра у нас были студии для сказочников, маленьких кукольников. На временных площадках этого нет. Нам пообещали, что в новом театре всё обязательно восстановится. Важно будет вернуть и привычную атмосферу уюта и «домашности».

– Сейчас уже можно предположить, что репертуар театра существенно изменится?

Елена:

— В первую очередь, вернутся спектакли, которые мы не могли ставить три года, пока шла реконструкция. В основном постановки для взрослых – «Петербургские сновидения», «Любовь к золотому апельсину» – всем известные «Три поросёнка». Даже те спектакли, что оставались в репертуаре («Хамлет», «Вертеп»), и нам было работать не очень удобно, и зритель видел не совсем ту «картинку», что была на родной сцене.

Алексей:

— Спектакль «Любовь к золотому апельсину» – под вопросом, потому что конструкция была создана под прежнюю площадку.

– Вам удалось сохранить своего зрителя?

Елена:

— Сейчас мы работаем в центре «Патриот» и в Доме коммерческого собрания. Бывает, приходится выступать в полупустом зале, случаются и аншлаги. Возможно, нет на этих площадках атмосферы настоящего театра. К тому же многие зрители, прознав о скором открытии нового здания, рассуждают: «лучше подожду и посмотрю этот спектакль в театре». А некоторые, как выяснилось, вообще думали, что мы закрылись совсем. А ведь те представления, что идут сейчас, это и есть театр кукол.

– «Домашние театры» – тоже часть театра кукол?

Елена:

— «Домашние театрики» всегда существовали параллельно с основным театром. У актёров есть творческие идеи, и в малом зале, человек на 30, они могли показывать свои небольшие спектакли. Так решался вопрос восприятия театра самыми маленькими зрителями. Понятно, что посадить малыша двух-трёх лет в большой зал, где погас свет, и появилось большое чудище, – стресс для ребёнка. А в маленькой гостиной шли лёгкие и понятные представления всего на 20–30 минут: «Репка», «Теремок», «Колобок».

У наших актёров из таких спектаклей вырос свой театр «Понарошку». А когда мы потеряли основную площадку театра, такие постановки решили вопрос дополнительного трудоустройства актёров и привлечения публики: «домашние театрики» удобны для выезда.

– Вам, наверное, часто задают этот вопрос – есть ли у куклы душа?

Алексей:

— Есть. Один из мэтров театра рассказывал: он подходил к кукле и понимал – «да-а, сегодня она играть не будет».

Елена:

— Скажем так: характер у куклы точно есть. Например, гапитная кукла, на тростях, не поддаётся давлению. Марионетка – наоборот – очень зыбкая. В оживлении неживого всегда есть что‑то необычное.

Анастасия СМЕТАНИНА. Фото автора и из архива героев публикации

Культура

22 февраля

В Мезен­ском райо­не вос­ста­но­вят древ­нюю мельницу

22 февраля

Артисты архан­гель­ского теат­ра драмы побыва­ли на месте дейс­твия «Гамлета»

22 февраля

Пер­вопе­чат­ники, авиа­торы, музы­кан­ты и хирурги

21 февраля

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка нео­бык­нов­ен­ных ложек

20 февраля

Так много сок­ро­вищ. И все наши…

20 февраля

О бру­таль­ном желе­зе Соль­выче­год­ска, мяг­ком купе­чес­тве Кар­гопо­ля и нео­жид­ан­ной тайне Вельска

18 февраля

Архан­гело­гор­од­цам пред­лага­ют поучаст­во­вать в соз­да­нии музея Якова Лей­цинге­ра

18 февраля

«Тай­бола» про­руби­ла окно из Европы в Китай

18 февраля

Музей «Малые Коре­лы» про­во­дит кон­курс «Нас­ле­дие Поморья»

12 февраля

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка «Север­ные этю­ды. Акварель»

11 февраля

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

8 февраля

Фотог­ра­фии Вер­коль­ского монас­тыря уви­дят посети­тели выставки в Петер­бурге

7 февраля

В Архан­гель­ском теат­ре драмы снова ста­вят «Живые течения»

5 февраля

В Архан­гель­ске постро­ят двад­цати­мет­ро­вую парус­но-мот­ор­ную шхуну

5 февраля

Весна в Архан­гель­ске нач­нётся с выступле­ния гру­зин­ских артистов

Похожие материалы

22 февраля Культура

Пер­вопе­чат­ники, авиа­торы, музы­кан­ты и хирурги

20 февраля Культура

Так много сок­ро­вищ. И все наши…

20 февраля Культура

О бру­таль­ном желе­зе Соль­выче­год­ска, мяг­ком купе­чес­тве Кар­гопо­ля и нео­жид­ан­ной тайне Вельска

11 февраля Культура

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

4 февраля Культура

О людях, кото­рые оста­нут­ся навсегда

4 февраля Из жизни

Эмиг­ра­ция на две с полови­ной октавы

1 февраля Культура

В Выстав­оч­ном зале Архан­гель­ского отделе­ния Союза худож­ни­ков – выставка «Север»

30 января Культура

Как в области охраня­ют муз­ей­ные ценности

28 января Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Век Дани­ила Гранина

25 января Культура

Море­ход из Солом­балы и чаров­ница из Мезени

23 января Культура

Про­пов­едь звонаря

18 января Культура

Битва с цензурой

20 декабря Культура

Небо Кено­зерья над Пуш­кински­ми горами