Из этих 70 лет Ростислав Киселёв 52 года служит в Архангельском театре кукол.
Переиграл множество ролей, повидал с десяток разных режиссёров, поработал с многими партнёрами на сцене и остался верен архангельскому театру. Почему? Потому что, как считают в театре, так и сам юбиляр – он актёр режиссёра Дмитрия Лохова. В том смысле, что между режиссёром и актёром возникла высокая степень взаимопонимания, которая переросла в долгое плодотворное сотрудничество.
Вот о режиссёрах, с точки зрения актёра, мы и поговорили с Ростиславом Киселёвым накануне его бенефисного спектакля «Хамлет, датский принц» в постановке художественного руководителя театра Дмитрия Лохова. В этом спектакле Ростислав Киселёв играет роль короля Клавдия.
– Доверяю ли я режиссёру? Смотря какому режиссёру… Например, Дмитрию Александровичу Лохову я более чем доверяю. Я не люблю режиссёрского диктата над собой, мне как актёру более близок другой метод работы режиссёра – «вытащить» из актёра то, что нужно для образа. Может, актёр и сам не догадывался, что так может, а режиссёр помогает ему раскрыться, приводит к неожиданному моменту – для того, чтобы найти что‑то новое в самом актёре или персонаже. Таков был мой мастер курса в ленинградском институте Вениамин Советов, таков и Дмитрий Лохов.
– А что нужно, чтобы достичь взаимопонимания с режиссёром?
– Чтобы он нравился как человек, с которым интересно. По тому же принципу как мы выбираем себе друзей в жизни – вот это «мой» человек, у нас сердца бьются в унисон, а этот – человек хороший, ан нет, «не мой».
– Но в отличие от друга, актёр режиссёра себе не выбирает…
– Нет, конечно! И даже роли не выбирает.
– А был ли у вас случай, что режиссёр не нравится, и всё тут?
– Был у нас режиссёр Иван Васильевич Семёнов. И режиссёр хороший, и мне как тогда начинающему актёру много дал. Но наступил момент, когда я его, что называется, «перерос» и мне захотелось двигаться дальше. Но тут как раз к нам пришёл Валерий Шадский, вот тогда у меня начался новый этап. Ещё помню свою единственную работу с прекрасным режиссёром Феликсом Файнштейном в очень необычном спектакле «Потапыч». То, что мы, актёры, с ним делали на сцене – фантастика для того времени!
– Приглашённые режиссёры ещё обычно торопятся со сдачей спектакля…
– Да, и это бывает. Так у меня было со спектаклем «Волшебное кольцо». За семнадцать дней уложились, не поверите! У Бориса Константинова, режиссёра этого спектакля, фантазия кипит-бурлит, и всё должно быть воплощено на сцене! А я ещё был механиком кукол в этом спектакле. Репетиции с утра до вечера, а когда куклами заниматься? Честно скажу – вышел на сцену не совсем готовым. Но ничего, сейчас спектакль «обкатали» и всё вошло в колею.
– У вас бывало чувство опустошения?
– Опустошает плохая работа, хорошая – нет, даже если и тяжёлая.
– Многие актёры со временем становятся режиссёрами. Вы не пытались?
– Одно время пытался. Но быстро понял, что лучше быть хорошим актёром, чем плохим режиссёром. Лучше Дмитрия Александровича я делать не смогу, а хуже – не хочется.
– Вы сами выбрали для бенефиса спектакль «Хамлет, датский принц»?
– Нет.
– Режиссёрский диктат?
– Понимаю, что вы хотите сказать. Да, второй раз для моего бенефиса играем «Хамлета». Но руководство так решило, а я не против. Думаю, зрители тоже. Спектакль большой, для взрослого зрителя. Да и роль у меня там одна из центральных.
– Что бы вы пожелали начинающему режиссёру?
– Найти подход к актёру, знать своих актёров, свою труппу. Есть актёры одного амплуа, тут выбора особого у режиссёра нет. Но многие актёры – многоплановые, как, например, в нашем театре кукол. В этом смысле Дмитрию Лохову и другим режиссёрам с нами проще – с нами можно сыграть трагедию, комедию, драму и так далее.
– Феллини говорил, что режиссёр – это Колумб, который хочет открыть Америку, а команда корабля хочет домой…
– Если применительно к нашему театру, Архангельскому театру кукол, то я так не думаю. Не было у меня такого – всё, надоело, ничего больше не хочу. Да, усталость была и, конечно, будет – от физической работы. Но от театра – никогда…