10.05.2017 11:53

Американский каток «докатился» до Архангельска

Дорожный каток Cadet Roller производства американской фирмы «Austin-Western» поднимают из трюма транспорта «Томас Дональдсон»
Торжественная передача экспонатов Морскому музею во время празднования 75‑летия «Дервиша» в Архангельске
Предназначенные для восстановления разрушенных городов каток и лебёдка всё же попали вАрхангельск. Только уже вкачестве музейных экспонатов
«Томас Дональдсон»

Архангелогородцы, и, как говорят, гости города, прогуливаясь по набережной, наверняка замечают у входа в Северный морской музей два странных объекта, появившихся здесь прошлым летом – паровую лебёдку и дорожный каток.

Какое отношение эти «ржавые штуковины» имеют к морю и истории Великой Отечественной войны – наш сегодняшний рассказ. Оба этих предмета связаны с трагедией, случившейся в самом конце войны в Баренцевом море, и сейчас являются яркой иллюстрацией истории Северных конвоев.

Трагедия в Баренцевом море

11 марта 1945 года в составе конвоя JW-65 американский транспорт «Томас Дональдсон» во главе с капитаном Робертом Хэдденом вышел из Гринока в Шотландии. «Томас Дональдсон» был транспортом легендарного типа «Либерти», построенным американцами специально для военных перевозок по программе «ленд-лиза». Транспорт вёз в Мурманск груз общим тоннажем 7679 тонн (6000 тонн вооружения, военной техники, продовольствия, паровозы и дорожные катки). JW-65 был одним из последних арктических конвоев, война заканчивалась, и американцы поставляли в СССР технику для восстановления хозяйства разрушенных городов, поэтому среди перевозимой на транспорте техники были и дорожные катки Cadet Roller производства американской фирмы «Austin-Western».

В состав конвоя под командованием вице-адмирала Далримпл-Гамильтона входили 24 транспорта (16 американских, семь английских, один норвежский), два танкера и 20 кораблей охранения (два эскортных авианосца, один лёгкий крейсер, семь корветов, девять эсминцев плюс один сторожевой корабль).

Поначалу всё складывалось хорошо, за неделю пути от Шотландии до острова Медвежий немецкой авиации не удалось обнаружить конвой. Но 17 марта погода резко испортилась, как это часто бывает в высоких широтах, начались сбои в работе эхолотов и советская авиация оказалась бессильна помочь каравану. Немцы перехватили радиопереговоры и обнаружили конвой. Срочно к Кольскому заливу была направлена группа «Хаген» в составе тринадцати подводных лодок. И уже через три дня семь лодок атаковали конвой в 20 милях от входа в Кольский залив.

Первым 20 марта пострадал транспорт «Хорейс Башнелл», судно потеряло ход и было оставлено экипажем. Через несколько дней транспорт был выброшен на мель в районе Териберки. Но жизнь судна на этом не остановилась. Весь груз транспорта был снят советской стороной, а в 1949 году судно было отремонтировано и вплоть до 1978 года использовалось в советском рыболовном флоте под новым названием «Память Кирова».

Через три часа был торпедирован и затонул шлюп «Лапуинг». Далее настал черёд уже знакомого нам транспорта «Томас Дональдсон». Торпеда попала в правый борт, в район машинного отделения и вывела из строя силовую установку. По приказу капитана экипаж покинул судно и был подобран корветом «Бамбороут Касл». Однако транспорт остался на плаву, поэтому капитан и восемь членов экипажа вернулись на борт для буксировки транспорта в Мурманск. Буксировку проводил корвет «Бамбороут Касл», но, как назло, лопнули тросы, после чего остатки команды покинули «Томас Дональдсон». Подошедший советский буксир М-35 продолжил буксировку судна, однако «Томас Дональдсон» затонул в нескольких сотнях метров от мыса Лихой. Оставшись без боевого корабля сопровождения и двух транспортов, конвой JW-65 на следующий день вошёл в Кольский залив и встал под разгрузку в Мурманске. Было принято решение не выделять из конвоя «беломорскую группу» для похода в Архангельск, слишком уж велика была вероятность встречи с немецкими субмаринами.

Подарок командующего

Подводные археологи искали на дне Баренцева моря транспорт «Томас Дональдсон» несколько лет. Были известны координаты судна на момент торпедирования и последовавшей неудачной буксировки. И вот в конце лета 2009 года на водолазном судне «Картеш» эхолот засёк на грунте неизвестный объект. Уже после первого погружения водолазов стало ясно, что это транспорт «Томас Дональдсон». Транспорт полностью исследовали водолазы Северного флота. Для них это погружение стало и тактико-специальными учениями, и увлекательным путешествием за историческими артефактами. Трюмы корабля и палубы оказались забиты техникой и боеприпасами. В трюмах нетронутыми стояли, танки, дорожные катки, железнодорожные вагоны и даже паровозы… Одним из первых удалось поднять американский танк «Шерман». Его доставили на базу Северного флота в Североморск, отремонтировали и передали в музей флота. Следующим подняли зенитное орудие М2. Всего таких пушек выпустили 550 штук, поднятое орудие оказалось под номером 10. Потом настала очередь дорожных катков Cadet Roller. Один из них был передан командованием Северным флотом в филиал музея Мирового океана ледокол-музей «Красин», где он разместился у борта знаменитого ледокола на набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

А второй каток во время торжеств, посвящённых 75-летию прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в архангельский порт, в августе 2016 года командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов передал на хранение в Северный морской музей. Помимо катка музею досталась ещё и паровая лебёдка с легендарного «либерти». Лебёдка была изготовлена американской фирмой «American Hoist & Derrick Co.». Фирма до сих пор производит строительные краны в Уилмингтоне в Северной Каролине. А третьим предметом, переданным командующим в Северный морской музей, стал орудийный оптический прицел с транспорта «Томас Дональдсон», который занял своё место в постоянной экспозиции музея.

Тайны Баренцева моря

Сколько погибших кораблей времён Второй мировой войны таят глубины Баренцева моря, сказать сложно. Но уже есть легендарные находки, самой громкой из которых стала история с обнаружением затонувшего британского крейсера «Эдинбург». В 1942 году он вышел из Мурманска в Англию с грузом золота, но был торпедирован немецкой подводной лодкой в 200 милях от Мурманска. Его пытались дотащить на буксире до берега, но корабль затонул. В 1981 году крейсер «Эдинбург» был обнаружен, а золотой груз поднят с морского дна.

Фото предоставлены Северным морским музеем


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Евгений Тенетов