В следующем году сразу три музея Архангельской области будут отмечать сотый день рождения: Каргопольский, Сольвычегодский и Вельский
К началу года о каждом музее выйдет специальный фильм.
– С Каргополем мы работаем давно. Фильм – это их идея. Пока думали над сценарием, выяснилось, что ещё двум музеям исполняется сто лет. Тогда наша съёмочная группа предложила региональному министерству культуры сделать проект – трилогию о музеях, отмечающих юбилеи, – рассказывает Григорий Чухин, режиссёр и оператор проекта. – Сейчас съёмки подходят к концу, мы работаем с материалами и начинаем монтировать фильмы.
По его словам, фильмы должны заинтересовать людей – чтобы они приехали и посмотрели каждый музей.
Кулаков, Колпаков и Строгановы
По плану съёмочная группа снимает музеи и города, в которых они находятся, в разные времена года, поэтому работа разделена на три этапа: лето, осень, зима.
Они беседуют с руководителями и работниками музеев и снимают экспонаты. А еще им нужно запечатлеть природу. Лето и осень отсняты – осталось добавить зимние планы.
– Музейщики говорят, что им нравится, что мы приезжаем не один раз на пару дней, а ездим по нескольку раз, знакомимся с людьми и тщательно собираем материал. Мы хотим понять каждый музей, понять – в каком городе он находится и что он для этого города значит, – говорит Григорий Чухин.
Для Каргополя и Сольвычегодска – это почти градообразующие предприятия, а вот в Вельске немного другая история. До начала работы для съёмочной группы этот музей был загадкой. И не зря – оказалось, что у него запутанная и очень интересная история, которую они предпочли оставить для фильма.
Истории музеев будут показаны через истории людей. Каргопольский – это музей Капитона Григорьевича Колпакова, коллекции которого легли в его основу. В Вельске музей и по сей день носит имя своего создателя – Василия Феоктистовича Кулакова, а в Сольвычегодске музейную коллекцию начали собирать представители известного рода русских купцов и промышленников – Строгановых.
Из истории России
– Когда погружаешься в музейную тему, понимаешь, как устроен процесс и видишь, насколько люди поглощены работой. Хотя, казалось бы, что такого в музее? Здание, в котором экспозиции и экспонаты. А на самом деле за всем стоит серьёзная многолетняя работа, – продолжает режиссёр.
Каргополь – город купеческий, с очень размеренной, спокойной жизнью, этим он немного схож с Сольвычегодском. Он лучше всех сохранил исторический облик, и в этом музее самая обширная коллекция с уникальными экспонатами.
Сольвычегодск и его музей тесно связаны с фамилией Строгановых и очень важны для истории России. Этот город возник на месте соляных источников, здесь добывали железо, и, по большому счёту, с него и началась промышленная история страны – одна из первых мануфактур в России была именно здесь.
Оба этих музея называются историко-художественными не просто так. Их экспозиции рассказывают о развитии городов, о местном искусстве и ремесле. В Каргополе – это золотное шитьё, женский костюм и иконопись. А в Сольвычегодск Строгановы привозили таких мастеров, каких даже в Москве не было – там сохранились уникальные образцы горячей росписи по эмали (финифть), которые мечтают заполучить главные музеи страны. Эта техника появилась в начале XVII века в Европе. Получается, что через Сольвычегодск в Россию проникала европейская культура. Кроме того, там были разработаны техники обработки металла и других материалов.
– Музей в Вельске – особый случай. Его основателем был выпускник Соловецкой школы иконописи, и именно это определило судьбу музея. Василий Кулаков писал много икон, но работал и в «мирской» живописи – в основном писал портреты. Еще он занимался собирательством древностей. Собирал женские костюмы, домашнюю утварь и произведения искусства. Сейчас в музее хранится более тысячи предметов из его коллекции. Хоть этот музей и не такой масштабный, как в Каргополе, и не имеет такого значения в истории страны, как Сольвычегодский, там есть не менее ценные экспонаты, – пояснил Григорий.
Все три музея имеют непростую историю отношений с советской властью, а Сольвычегодск, кроме всего прочего, тесно связан со Сталиным, который два раза был здесь в ссылке. Но это уже совсем другая история.
В свободном доступе
В начале 2019 года в Архангельском краеведческом музее пройдёт объединённая выставка, на которой будут представлены предметы из трёх музеев, отмечающих столетие. Именно там фильмы о них будут представлены публике в первый раз. После этого их покажут в Каргополе, Сольвычегодске и Вельске, а затем они появятся в свободном доступе в интернете.
– Мы не делаем «корпоративное кино». Мы хотим сделать кино для всех – чтобы было понятно и детям, а взрослым интересно смотреть было. Если говорить о жанре, то это будут своеобразные очерки, которые представят музеи, территории и людей. В каждом фильме будет своя изюминка. Например, мы покажем музейные предметы, которые ещё никто кроме музейщиков никогда не видел. Вообще, создание фильмов – это всегда три стадии видения. Первое – когда пишешь сценарий, второе – когда снимаешь, и финальное – после монтажа. Что из этого получится, вы увидите совсем скоро, – подвёл итог Григорий Чухин.
Отдельно режиссёр поблагодарил региональное министерство культуры, которое оказало материальную помощь проекту - выделило грант на создание фильма.