30.10.2020 10:40

В Архангельске завершился XVII межрегиональный фольклорный фестиваль-конкурс имени А. Я. Колотиловой

Фото из архива участников конкурса

Вы замечали, что у северной песни нет ни конца, ни начала?! Как говорят специалисты, именно в этой незавершённости, в этих причудливых переливах скрыта возможность постоянного развития, импровизации

А потому песни перетекают одна в другую. И вот уже долгие годы, с 1975 года, все жемчужины русского северного фольклора стекаются на фестиваль исполнителей народной песни имени А. Я. Колотиловой.

Сегодня это старейший в России конкурс народного творчества. Но он уже давно перешагнул просто за рамки смотрин песенных коллективов. Он объединяет науку, фольклорную песню, традиционный костюм, диалектику и обрядовые традиции Русского Севера.

На «вецерины» за «цоканьем»

– Кто не любит народной песни, тот не любит родной народ, – говорила в своё время Антонина Яковлевна Колотилова.

Именно она, приехав молодой учительницей в начале прошлого века в лесную глухомань Никольского уезда Вологодской губернии, заложила основы сохранения песенных традиций Русского Севера. Именно она повсюду – на деревенских «вецеринах», свадьбах, хороводных гуляньях – слушала народные песни, записывала мелодии и тексты. Именно к ней из дальних и ближних деревень стекались народные таланты со своими обрядами и обычаями, «цоканьем» и «оканьем», ставшие основой для создания Государственного академического Северного русского народного хора. Так и сегодня на конкурс, носящий её имя, участников с уникальным песенным наследием шлют со всех уголков Северо-Запада России.

– В этом году конкурс проходил в дистанционном формате, но это не помешало коллективам, принимавшим в нём участие, порадовать нас своим репертуаром, – рассказывает художественный руководитель Северного русского народного хора Светлана Игнатьева. – Все участники представляли свои коллективы через видеозаписи и справились с этим хорошо. Репертуар очень разнообразный. Были интересные обряды, лирические песни, хоровые коллективы с хорошей песенной подачей, у всех замечательные костюмы, которые радовали глаз.

Хороводы ведут, словно кружево плетут

Всего на конкурс поступило 25 заявок от исполнителей народной песни. Это народные хоры, ансамбли и фольклорно-этнографические коллективы из Архангельской, Ярославской и Вологодской областей, Ненецкого автономного округа и Республики Коми. Да и сама Архангельская область была представлена на конкурсе тринадцатью муниципальными образованиями.

– Благодаря тому что фестиваль в этом году проводится в режиме онлайн, к участию в нём смогли присоединиться коллективы из труднодоступных районов, Мезенского и Лешуконского, – говорит Светлана Игнатьева. – Ведь именно эти территории особенно богаты уникальными образцами северного фольклора.

Например, на Пинежье песенный фольклор самобытен и не похож ни на что иное. Знаменитое пинежское многоголосье погружает в самые глубины исторической памяти и трогает потаённые струны души.

– Нашему коллективу в следующем году исполняется 20 лет, – рассказывают участники коллектива Пинежского землячества «Рябиновые зори». – Самому младшему участнику коллектива – шесть лет, а самому старшему – 75 лет. Часто на одну сцену выходят целыми семьями – и дети, и внуки. Появилась и детская группа внутри коллектива – «Ваганушки». Это значит шутники и весельчаки. Мы изучаем не только песни, но и коллекционируем пословицы и поговорки, изучаем пинежскую кухню, сами шьём народные костюмы.

В этом году пинежский фольклор представили ещё и Веркольский народный хор, и народный коллектив «Отрада» Сурского ДК. А вот в заповедный край Лешуконье до сих пор ездят за стариной фольклорные экспедиции, собирая по крупицам сокровища традиционной песенной культуры Русского Севера.

– Мы бережно храним «лешуконскую говорю», песни, пляски, кадрили, байки, – рассказывают участники фольклорного коллектива «Княжиця» Лешуконского землячества из Архангельска. – И исполняем именно тот фольклор, который передавался из поколения в поколение в нашем районе. В нашем коллективе есть старожилы, которые строго следят за этим. В нашем коллективе есть и молодёжь, и удивительно то, что они тянутся к своим корням, хотят узнать, как жили прабабушки и прадедушки, а это значит, что мы не зря ведём свою работу.

Подобно нитям знаменитого вологодского кружева, в этом году на фестивале сплелись весёлые частушки и скоморошины с лирическими протяжными песнями, задорные кадрили сменяли степенные хороводы, акапельное пение переплеталось с музыкальным звучанием чипсана и сигудка – народных инструментов из Республики Коми. И песня лилась как река: то грянет озорной пляской Великоустюгского района от фольклорного коллектива «Синтетюриха», то разольётся плачем по рекруту от фольклорного коллектива «Княжиця» или свадебным причетом невесты от Веркольского народного хора. А потом вдруг, отбросив грусть-печаль, закружится хороводом от фольклорно-этнографического коллектива «Здарье» из Виноградовского района.

– Каждый танец на Севере имел своё предназначение, – рассказывают участники коллектива «Здарье». – «Ходьбы», или ходячий, выхаживали крестами, отгоняя ненастную погоду, «закруживать» плясали тройками, «сеятце» плясали парами, а уж если вставали «на колесо», то сразу появлялась «восьмерочка».

Победителем в этом году в номинации «Народные хоры» стал Шалакушский народный хор под руководством Любови Митиной, а в номинации «Фольклорные коллективы» – фольклорно-этнографический коллектив «Здарье» под руководством Виктории Листовой.

Зрители фестиваля в этом году аплодировали тоже онлайн, оставляя свои комментарии под трансляциями конкурса в социальных сетях. Но это не помешало им насладиться красотой самобытных северных распевов, трогающих сердца. Кстати, все записи конкурса доступны в официальных группах Северного русского народного хора в социальных сетях.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА