Алексей Мочалов:
«Нельзя же бежать вечно!»

13 апреля 13:20 Из газеты
Алексей Мочалов.
Алексей Мочалов.

Алексей Мочалов, врач Первой городской больницы Архангельска и известный исполнитель романсов, готовит новый концерт.

Программа под названием «Слушайте, если хотите» пройдёт 16 апреля в городском культурном центре. Мы попросили Алексея Александровича рассказать об особенностях этого концерта.

– Прежде всего, почему вы так назвали эту программу?

— Есть старинная песня с таким названием – она и романс, и вальс. У неё было много исполнителей, но мне ближе то исполнение, которое предложила Надежда Андреевна Обухова. И для начала концерта эта песня просто идеальна. Люди сразу окунутся в атмосферу красивой музыки. 

Но при этом программа очень сложная. В репертуаре минимум четыре романса Надежды Обуховой, которые я раньше пел только для себя. А Обухова ведь солистка Большого театра, она имела не одно музыкальное образование. К тому же аккомпанировать мне будет профессиональный музыкант Фёдор Багрецов, и у него к моему исполнению совершенно другие требования. И мне приходится очень много трудиться, чтобы соответствовать этим требованиям. Романсы сложные, но они очень красивые, просто волшебные. Например, «Дремлют чинары», «Цветы запоздалые», «Снился мне сад». Признаться, программу составлять было сложно – ведь обычно для начала я распевался на более простых вещах – я же всегда работаю и на концерт прихожу после смены, мне требуется хоть немного времени, чтобы настроить голос.

– На этот раз тоже будете петь после врачебной смены?

— На этот раз я даже беру отпуск, сейчас такая бешеная нагрузка на работе, я прихожу домой, у меня садится горло. А я хочу спеть эти романсы по‑хорошему. А потом снова можно работать.

– И всё же – неужели не будет романсов, которые вы обычно исполняете на своих концертах? Ведь слушатель всегда ждёт что‑то узнаваемое, любимое…

— Обязательно будут «Ночь светла», «Утро туманное», «Калитка», «Только раз бывает в жизни встреча». Эти романсы, действительно, очень востребованы публикой.

– А насколько сам романс востребован сегодняшним временем? Ведь большинство из них впервые зазвучали больше века назад, когда был другой ритм жизни…

— Мне кажется, это такой вечный в России жанр, он никогда не уйдёт. Особенно городской, который я как раз и исполняю. Да, ритм сейчас другой, но эта музыка даёт возможность остановиться, задуматься, заглянуть в себя. Нельзя же бежать вечно! Притом романс понятен всем, независимо от национальности и знания языка. Я проехал пол-Норвегии. О чём пою, рассказывал вкратце вначале. Меня часто слушали обычные рыбаки, но слушали, как заворожённые, потом фотографировались, покупали мои диски. Я как‑то спросил одного норвежца: «Слов не понимаете, что вас так трогает?» Он ответил: «Алексей, мы же все мужчины, мы же все любим женщин, и мы же их любим одинаково. И мне понятно, о чём ты поёшь. И ты сумел выразить чувства, которые и меня волнуют». 

Уже на другом концерте, помню, плакали две пожилые американки. Особенно одна из них, просто не могла остановиться. Я подумал – может, её кто‑то когда‑то бросал? А я спел тоску женщины, от которой ушёл любимый, когда свет меркнет. И, видимо, что‑то колыхнулось в душе той слушательницы, может, забытое…

– Конечно, кто‑то кого‑то когда‑то бросал! В общем, все знают, и что такое встречи, и что такое расставания.

— Поэтому романс вечен, потребность в нём всегда будет.

– Алексей Александрович, у вас был перерыв в концертах в десять лет. Наверное, это время было необходимо, чтобы накопить эмоции и силы, выйти на другой исполнительский уровень, взяться за более сложные вещи?

— Думаю, что, действительно, это время прошло не зря. Десять лет копилось что‑то важное для меня. И исполнение у меня поменялось, появилась глубина. Фёдор Багрецов, мой друг и профессиональный музыкант, обогащает моё исполнение своей виртуозной игрой на гитаре. Надеюсь, что любители романса эту программу оценят…

Ирина СОСНОВСКАЯ

Культура

17 декабря

В Архан­гель­ске откры­лась выставка «Полное соб­ра­ние котов»

17 декабря

Вара­вин­ской дет­ской биб­ли­оте­ке №11 исполня­ет­ся 40 лет

17 декабря

У «Солом­балы-Арт» появи­лись север­ный олень, белые мед­веди и морж

17 декабря

Тари­лан­ские всад­ники и Жорж на дре­во­мо­би­ле

16 декабря

В Архан­гель­ске не сов­сем тор­жест­вен­но и не очень офи­циаль­но откры­ли Год театра

14 декабря

В Архан­гель­ске высту­пит сын леген­дар­ной джа­зо­вой певи­цы Эллы Фицд­же­ральд

13 декабря

В «Малых Коре­лах» нача­ли устра­ивать тра­дици­он­ную зим­нюю забаву – ледо­вую карусель

12 декабря

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

10 декабря

В Архан­гель­ске завер­шился II Меж­дуна­род­ный фес­тиваль «Arctic Open»

10 декабря

В Архан­гель­ске откры­лась выставка авторс­кой куклы «Игра в четы­ре руки»

7 декабря

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

6 декабря

Пре­по­да­ва­тель кол­леджа куль­туры про­чтет в драм­те­ат­ре лек­цию об Архан­гель­ском ТЮЗе

6 декабря

В Архан­гель­ске уста­но­вят памят­ник Фёдо­ру Абрамову

Похожие материалы

12 декабря Культура

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря Культура

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

7 декабря Культура

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

5 декабря Культура

Лири­ку – в сторону!

4 декабря Культура

Про букву с «клюшкой»

3 декабря Культура

Театр, кото­рый всег­да надо раз­гады­вать

3 декабря Культура

Путе­шест­во­вать по Архан­гель­ской области, не поки­дая Петербург

28 ноября Культура

«Arctic Open»: открыт всем

26 ноября Культура

Рас­ска­зать сказ­ку про баб­ку-пуч­ег­лазку?

14 ноября Культура

Архан­гель­ские дачи приз­наны прек­расным мес­том на Земле

12 ноября Культура

Из исто­рии исчез­нув­ших волостей

8 ноября Культура

В кон­курс­ной про­грамме фес­тива­ля Arctic open – 23 доку­мен­таль­ных фильма