Алексей Мочалов:
«Нельзя же бежать вечно!»

13 апреля 13:20 Из газеты
Алексей Мочалов.
Алексей Мочалов.

Алексей Мочалов, врач Первой городской больницы Архангельска и известный исполнитель романсов, готовит новый концерт.

Программа под названием «Слушайте, если хотите» пройдёт 16 апреля в городском культурном центре. Мы попросили Алексея Александровича рассказать об особенностях этого концерта.

– Прежде всего, почему вы так назвали эту программу?

— Есть старинная песня с таким названием – она и романс, и вальс. У неё было много исполнителей, но мне ближе то исполнение, которое предложила Надежда Андреевна Обухова. И для начала концерта эта песня просто идеальна. Люди сразу окунутся в атмосферу красивой музыки. 

Но при этом программа очень сложная. В репертуаре минимум четыре романса Надежды Обуховой, которые я раньше пел только для себя. А Обухова ведь солистка Большого театра, она имела не одно музыкальное образование. К тому же аккомпанировать мне будет профессиональный музыкант Фёдор Багрецов, и у него к моему исполнению совершенно другие требования. И мне приходится очень много трудиться, чтобы соответствовать этим требованиям. Романсы сложные, но они очень красивые, просто волшебные. Например, «Дремлют чинары», «Цветы запоздалые», «Снился мне сад». Признаться, программу составлять было сложно – ведь обычно для начала я распевался на более простых вещах – я же всегда работаю и на концерт прихожу после смены, мне требуется хоть немного времени, чтобы настроить голос.

– На этот раз тоже будете петь после врачебной смены?

— На этот раз я даже беру отпуск, сейчас такая бешеная нагрузка на работе, я прихожу домой, у меня садится горло. А я хочу спеть эти романсы по‑хорошему. А потом снова можно работать.

– И всё же – неужели не будет романсов, которые вы обычно исполняете на своих концертах? Ведь слушатель всегда ждёт что‑то узнаваемое, любимое…

— Обязательно будут «Ночь светла», «Утро туманное», «Калитка», «Только раз бывает в жизни встреча». Эти романсы, действительно, очень востребованы публикой.

– А насколько сам романс востребован сегодняшним временем? Ведь большинство из них впервые зазвучали больше века назад, когда был другой ритм жизни…

— Мне кажется, это такой вечный в России жанр, он никогда не уйдёт. Особенно городской, который я как раз и исполняю. Да, ритм сейчас другой, но эта музыка даёт возможность остановиться, задуматься, заглянуть в себя. Нельзя же бежать вечно! Притом романс понятен всем, независимо от национальности и знания языка. Я проехал пол-Норвегии. О чём пою, рассказывал вкратце вначале. Меня часто слушали обычные рыбаки, но слушали, как заворожённые, потом фотографировались, покупали мои диски. Я как‑то спросил одного норвежца: «Слов не понимаете, что вас так трогает?» Он ответил: «Алексей, мы же все мужчины, мы же все любим женщин, и мы же их любим одинаково. И мне понятно, о чём ты поёшь. И ты сумел выразить чувства, которые и меня волнуют». 

Уже на другом концерте, помню, плакали две пожилые американки. Особенно одна из них, просто не могла остановиться. Я подумал – может, её кто‑то когда‑то бросал? А я спел тоску женщины, от которой ушёл любимый, когда свет меркнет. И, видимо, что‑то колыхнулось в душе той слушательницы, может, забытое…

– Конечно, кто‑то кого‑то когда‑то бросал! В общем, все знают, и что такое встречи, и что такое расставания.

— Поэтому романс вечен, потребность в нём всегда будет.

– Алексей Александрович, у вас был перерыв в концертах в десять лет. Наверное, это время было необходимо, чтобы накопить эмоции и силы, выйти на другой исполнительский уровень, взяться за более сложные вещи?

— Думаю, что, действительно, это время прошло не зря. Десять лет копилось что‑то важное для меня. И исполнение у меня поменялось, появилась глубина. Фёдор Багрецов, мой друг и профессиональный музыкант, обогащает моё исполнение своей виртуозной игрой на гитаре. Надеюсь, что любители романса эту программу оценят…

Ирина СОСНОВСКАЯ

Культура

23 апреля

В музее ИЗО откры­лась выставка памя­ти архан­гель­ского худож­ника Нико­лая Федорова

23 апреля

В Архан­гель­ске завер­шился Пас­халь­ный фес­тиваль «Небо славян»

23 апреля

В Доб­ролю­бов­ке назо­вут «Кни­ги года»

20 апреля

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

19 апреля

У каж­дого есть свой «сон золотой»

18 апреля

В Архан­гель­ске на фес­тива­ле «Род­нико­вое сло­во» сыг­ра­ют спек­такль в бассейне

17 апреля

В Новод­винске наз­ваны луч­шие народ­ные теат­ры области

17 апреля

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

17 апреля

В Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах про­звуча­ли песни о главном

16 апреля

Архан­гель­ский про­ект «Живое слово теат­ра» полу­чил грант Рос­моло­дёжи

16 апреля

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках

14 апреля

В Архан­гель­ском теат­ре кукол – премьера

13 апреля

Алек­сей Моча­лов: «Нель­зя же бежать вечно!»

12 апреля

Люби­тель­ский театр: жизнь после работы

12 апреля

В Архан­гель­ской области начал­ся отбор­оч­ный тур меж­дуна­род­ных Пара­дель­фий­ских игр

Похожие материалы

23 апреля Культура

В Доб­ролю­бов­ке назо­вут «Кни­ги года»

19 апреля Культура

У каж­дого есть свой «сон золотой»

17 апреля Культура

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

16 апреля Культура

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках

13 апреля Культура

Алек­сей Моча­лов: «Нель­зя же бежать вечно!»

30 марта Культура

«Пинежье ска­зоч­ное»: сох­ранить и передать

22 марта Культура

«Дело № 120»: отделу крае­ве­де­ния Доб­ролю­бов­ки – 120 лет

17 марта Культура

В Санкт-Пет­ер­бурге про­шли Абрам­ов­ские встречи

13 марта Культура

Кинок­ри­тик Долин в Архан­гель­ске: «С Оле­гом Таба­ковым ушло сразу нес­коль­ко эпох»

15 февраля Культура

Шен­курс­кий венец: сде­лано в XXI веке

11 февраля Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Мень­ше свис­тите и коман­дуйте»

9 февраля Культура

Алек­сандр Соку­ров: «Тог­да кино загово­рит язы­ком рус­ско­го харак­тера»

30 января Фоторепортаж

Как кар­гополь­цы сол­нце в Нор­ве­гии зажигали